Статья

СОЛИДАРИЗМ – КАК ЭТО ПО-РУССКИ

В Санкт-Петербурге создаётся некоммерческая организация Институт солидаризма. Он будет работать по принципу Центра публичной политики. Разрабатывать концептуальные доктрины и конкретные предложения. Внедрять их в реальную политику. Инициировать экспертные обсуждения и общественные движения.
Что такое солидаризм? Социальное сотрудничество свободных людей. Система добровольных сообществ, преодолевающих классовые различия. Поиск объединяющего начала вместо розни и вражды. Эта идеология возникла во Франции позапрошлого века, быстро набрала популярность и распространилась по Европе. В каждой стране солидаризм имел, разумеется, неповторимые национальные черты.
Общность создавали несколько фундаментальных принципов. Демократия – но не либеральная, а скорее самоуправленческая. Права и свободы, но не только политические, а также социально-экономические. Приоритет личности, но не в эгоизме, а в сопричастности к обществу. Христианская мировоззренческая природа, сформулированная в социальной доктрине католической церкви. Солидаристы сыграли важную роль в сохранении европейских общественных принципов, борьбе за свободу и справедливость, отпоре коммунизму и нацизму.

Идея слева направо

Своя версия сложилась и в России. Особенность русского солидаризма состояла в том, что идеологию формулировали и развивали противостоящие политические силы, сплошь и рядом ненавидевшие друг друга. Слева – революционеры-народники, яростные враги царизма, мечтавшие о демократической республике и общинном самоуправлении. Справа – черносотенные «рыцари монархии», подобные бывшему народовольцу Льву Тихомирову, писавшему о рабочих общинах как основе общества. Важно, кстати, что те и другие сходились на ненависти к госбюрократии и алчности крупных собственников.

Традицию левого солидаризма продолжили эсеры. Солидаристскими по сути были лозунги антибольшевистских народных восстаний, прежде всего Тамбовской Антоновщины. Традицию солидаризма правого развивали некоторые белогвардейские политики, типа управляющему делами колчаковского правительства Георгия Гинса. К сожалению, даже общий враг в лице большевизма не объединил демократических социалистов с наследниками старой России. А ведь сплотившись они могли победить.

Поразительно, но русский солидаризм проникал даже в большевизм. Конечно, в малых масштабах, и только в одну из его ранних фракций – синдикалистскую «Рабочую оппозицию» Александра Шляпникова. Кое-что в шляпниковских установках (не зря его образ с симпатией вывел Александр Солженицын в «Красном колесе») парадоксально стыковалось и с эсеровскими принципами, и даже с тихомировскими рассуждениями о правах рабочих союзов. Разумеется, «Рабочую оппозицию» совместными усилиями разгромили Ленин, Сталин и Троцкий. Здесь у них разногласий не было.

Молодое начало

После трагического исхода Гражданской войны солидаризм продолжился в русской политэмиграции. Эту идеологию подняли на щит самые решительные из тех, кто не желал оставлять свою страну на поругание красным упырям. В 1930 году молодые эмигранты учредили Национальный союз русской молодёжи, вскоре переименованный в Национально-трудовой союз нового поколения, а в 1957 году – в Народно-трудовой союз российских солидаристов – НТС.

Эта организация не только объявила войну насмерть советскому коммунистическому тоталитаризму. Она стала также альтернативой таким белоэмигрантским организациям, как Русский общевоинский союз (РОВС) – которые стремились к реставрации отжившего, грезили монархией и «единонеделимством», не желали делать выводы из случившейся катастрофы. Создатели НТС прекрасно понимали порочность и нежизнеспособность царистской системы. В большевизме они видели не «заговор мировой либеральной закулисы» (консервативно-монархические мракобесы уже тогда искали во всём «козни Госдепа»), а следствие национальной общественной болезни.

НТС был основан спустя десятилетие после белого исхода из России. Это десятилетие позволило молодому поколению русских эмигрантов многое понять и для себя решить. Опыт белой борьбы был переосмыслен и активизирован. Солидаристы-энтээсовцы встали в авангард русской атаки на советский режим. Два десятка соратников погибли при переходе границы. Те, кому удавалось пробраться в СССР, организовывали подполье, вели агитацию, боролись с оружие в руках.

Пять минут до измены

НТС далеко не всегда встречал поддержку «старших товарищей» по белоэмиграции и действовал вполне самостоятельно. Тем более, что РОВС к тому времени проявил слабую дееспособность. Большинство операций РОВС были провалены, организацию инфильтровала чекистская агентура, погибли два председателя. В идейном же смысле не предлагалось ничего, кроме реставрации «единой и неделимой империи» – настолько всех доставшей, что большевики многим показались меньшим злом. Что и обеспечило их победу (аналогия с сегодняшним днем).

Другая часть консервативной русской эмиграции и вовсе погрязла в советчине. Некоторые монархисты и даже правые кадеты поддержали большевиков с позиций ордынского имперства, антиевропейства и антилиберализма. «Сменовеховцы» и евразийцы кричали, будто «красное знамя окрашивается в национальные цвета». Благодарили Ленина, Троцкого и Сталина за «спасение государства». Одобряли кровавое подавление антибольшевистских крестьянских восстаний («проклятой пугачёвщины»), террор и репрессии ЧК.

«Правда» называла таких эмигрантов «без пяти минут коммунистами». Дошло до того, что Троцкий распорядился: сборник «Смена вех» должен быть в каждой библиотеке. «Привольно гуляет по бескрайним русским равнинам доселе дремавший лозунг Константина Леонтьева: «Нужно властвовать беззастенчиво», – нахваливал коммунистическую диктатуру профессор Николай Устрялов. Бывший белогвардеец, он даже вернулся в СССР и поступил на советскую службу. В 1937-м его расстреляли: нужно беззастенчиво? – будет беззастенчиво.

Здесь мы видим полную аналогию с сегодняшним православным сталинизмом и евразийством, прикрывающим путинскую клептократию. Вот куда уходят корнями принципы «русского мира», враждебные человеческим ценностям.

Третьим путём солидарности

НТС предложил иное видение будущей России. Не возрожденной Российской империи, а национального государства, части европейской семьи. Солидаристы выдвинули концепцию Третьего пути – альтернативу капитализму социал-дарвинисткого толка, коммунистическому тоталитаризму и монархо-архаической замшелости.

Первоначально НТС во многом ориентировался на итальянское корпоративное государство Муссолини. Одно время в этом виделся тот самый Третий путь. Межклассовое единение, искоренение коммунизма, национальный подъём… К тому же Муссолини говорил: «Если и существовала когда-либо настоящая демократия, то это наш фашистский строй». Такие речи многих могли увлечь. Но со временем этот опыт был отвергнут НТС.

Тем более отвергали русские солидаристы германский нацизм. Да, встречались среди членов НТС такие, кто пошёл на сотрудничество с национал-социалистической Германией. Между прочим, недавно скончавшийся экс-канцлер ФРГ социал-демократ Гельмут Шмидт признавал, что примкнул в молодости к НСДАП, потому что поверил «ложным лорзунгам» и «солидаристской демагогии». Если он и то повёлся… Но энтээсовцев на стороне Гитлера было несравнимо меньше, чем недавних коммунистов. И немецких, и советских. Десятки активистов НТС погибли в застенках гестапо.

После Второй мировой войны НТС во многом пересмотрел программные установки, привёл их в соответствие с новой исторической эпохой. Полностью и безоговорочно были восприняты принципы современной демократии. Но сохранилось главное – принципы солидаризма, социальной кооперации и братского сотрудничества как фундамента демократического строя. Разработана программа «молекулярной борьбы» – упорного, «на клеточном уровне» распространения идей и структур свободы и солидарности в порабощённой коммунистами России. Всеми путями, по обе стороны границы, где возможно – легально, где придётся – подпольно.

В 1956 году появился в программном документе НТС дальновидный прогноз: советский режим разлагается, и со временем в нём появятся силы, способные стать невольными союзниками освободительного движения. Через тридцать лет это предсказание сбылось.

НТС и идея солидаризма никогда не покидали Россию. В самые глухие советские годы действовали на родине подпольные активисты Союза. В 1980-х появились и открытые члены. У каждого были родные, друзья, единомышленники. В каждодневной борьбе, медленно, но верно расширялось «из-под глыб» пространство солидарной свободы.

С конца 1980-х годов НТС де-факт легализовался в Советском Союзе. В тогдашней демократической оппозиции солидаристы отличались особой активностью и непримиримостью к «комми». Но и тогда, в общем движении, были очевидны отличительные черты НТС.

Вот характерный пример. В 1988-м Демократический Союз выпустил листовку, в которой осудил Афганскую войну и призвал её участников отказаться от советских орденов и медалей. НТС отреагировал так: «Мы полностью солидарны с политическими оценками ДС. Внесём лишь две дружеские поправки. Во-первых, необходимо различать тоталитарный СССР, совершивший агрессию против афганского народа, и национальную Россию, дружественную афганскому народу. Во-вторых, боевые награды получают обычно за личную доблесть, характер и цели войны не могут её умалить».

Энтээсовцы участвовали в борьбе «Демократической России» против КПСС, выступали на стороне Бориса Ельцина, защищали московский Белый дом в Августе 1991-го. В октябре 1993-го они снова поддержали Ельцина против «красно-коричневого» мятежа. С 1996 года – заметим, не раньше – НТС был официально зарегистрирован как организация Минюстом России.

Полюса НТС

Нельзя сказать, чтобы развитие Союза шло гладко. Случались и разногласия, и расколы. Не всегда совпадают позиции российских активистов и зарубежного центра НТС, базирующегося во Франкфурте. Постоянно возникали противоречия и в России. Одни считали задачей активное участие в практической политике. Другие представляли просветительское направление; по их мнению, свержение коммунистического режима дезактуализировало политику НТС, и целью становится распространение исторических знаний и философских концепций. Наконец, среди энтээсовских политиков проявили себя и либералы, и державники, и традиционные солидаристы – как правонационального, так и «неоэсеровского» толка.

Ко второму варианту относится группа петербургских активистов. В 2010 году в Северной столице учредилось Объединение солидаристов-корпоративистов НТС – НТС(оск). Любопытно, что первое собрание прошло в пивбаре «Донжон», что вызвало много едких комментариев – дескать, известно, кто любил собираться в пивных.

НТС(оск) во многом повторило корпоративистские установки основателей Союза. Но адаптировало их к новым условиям. Например, выступило в защиту «новорусских бизнес-сообществ», против которых с конца 2000-х ведётся жёсткая карательная кампания. (Есть в этом что-то от таких экзотических явлений, как боливийский гарсиамесизм.) Именно в них «осковцы» увидели олицетворение социальных принципов солидаризма. Характерен лозунг солидаристов-корпоративистов: «Агитировать только делом!»

Активисты НТС(оск) участвуют в радикальном протестном движении. Сотрудничают со свободными профсоюзами. Решительно поддерживают Украинскую революцию. Проводили уличные акции солидарности с ливийскими и сирийскими повстанцами. Установили связь с антипутинистскими ультраправыми Европы, особенно итальянской организацией «Социальная солидарность». В общем, интересная попытка активировать комплексы ультра в солидаристской идее.

На другом полюсе – те члены Союза, в том числе зарубежного руководства, что превратились в банальных «крымнашистов». Не зря сказано: Украина проверила всех. Кстати, очень показательно – сохранившиеся по сей день остатки РОВСа перешли от игр в войнушку на исторических реконструкцциях к прямой поддержке советских «колорадов» в Лугандонии.

К сожалению, многие члены НТС порвали не только с демократией, но и с солидаризмом. Они поддержали путинский режим как имперский и великодержавный. Их «Третий путь» – нечто между орбановской Венгрией и сицзиньпиновским Китаем. Таких не смущает ни советский реваншизм, ни чекистко-уголовная власть, ни госкапитализм кооператива «Озеро». После аннексии Крыма в НТС развернулась жёсткая дискуссия, грозившая самоликвидацией Союза. Но позиция сторонников западного пути оказалась более прочной. Организация, шесть десятилетий наводившая страх на советчину, сохранилась.

Воплощение будущего

Одному из авторов вспоминается агитка на стене первого отдела ленинградского КБ 1980 года: цитата Андропова о том, что НТС многократно опаснее ЦРУ, Моссада и Пентагона вместе взятых. И этот комплимент был заслуженным.

Нынешняя чекистская клептократия продолжает испытывать страх перед НТС. И не зря. Солидаризм реально опасен для путинского режима. Он порождён европейством, но он и национален. Он интегрирует Россию в Европу без отрыва от национальных корней. Он дает национальное содержание западным демократическим ценностям. Он опрокидывает бредни путинского главпопа о «грехе человекопоклонства» – поскольку рассматривает человека как мерило всех вещей. Человеку и должно служить государство, а не наоборот.

Скажем снова: идеологию солидаризма надо рассматривать как составляющую европейской общественно-политической мысли. На становление солидаризма повлияли идеи социального католичества, изложенные в энциклике Папы Льва XIII Rerum Novarum. Солидаризмом проникнуто польское освободительное движение, начиная с названия легендарного профсоюза. Солидаризм воплощён в концепции социального партнёрства, положившей конец социал-дарвинизму в цивилизованной части ойкумены. Социальное партнерство остановило классовую борьбу и опровергло марксизм.

Горе-либералы 1990-х не проявили внимания к наследию русского антисоветского сопротивления. Не дали освобождённому от коммунизма народу провести десоветизацию и люстрацию. Зато позволили советским функционерам провести свою приватизацию и построить номенклатурный капитализм «для своих». В результате власть захвачена опричниками, к тому же с социал-дарвинистским уклоном.

Особенно ненавистна им идея, представляющая европейские ценности органичными для России. Они прекрасно понимают, что эта идеология – изложенная концептуально, но доступным языком и внесённая в широкие массы – не оставит камня на камне от духоскрепных шубохранилищ.

Задача сегодня – воспитание политической культуры, основанной не на холопском верноподданничестве, а на активной гражданственности. И традиционный НТС, и «новые солидаристы» НТС(оск) сходятся в принципе: надо уметь сделать властям предъяву. Для этого необходимо не только открыть людям глаза на ничтожество властной элиты РФ, но и назвать реальную альтернативу системе. Развенчать советские мифы. Порвать с советской преемственностью. Восстановить историческую правду. Россия происходит не от советского режима, а от антисоветского сопротивления.

Большая работа предстоит в короткое время. Политическая трансформация в стране развивается стремительно. Режим на пороге краха. Крыса, загнанная в угол, может спровоцировать большой кровавый замес. Важно, чтобы люди не поддавались на пропаганду ненависти, а понимали, где их истинный враг. Нам ещё придётся создавать новое российское общество и новую государственность. Какими они будут, зависит только от нас. Идеи русского солидаризма способны сыграть в этом ключевую роль.

Евгений БЕСТУЖЕВ,
Станислав ФРЕРОНОВ