Статья

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ И ПРИНЦИП САМООГРАНИЧЕНИЯ

Общество всегда нуждается в идейном обосновании своего существования. Тем более развитое общество, в котором наличествует сложная политическая структура, действуют политические партии, руководствующиеся определенными идеологическими установками. Это касается всех современных стран. В полной мере это явление характерно и для России.
Исходя из этого, следует проанализировать, какие идеологические доктрины конкурируют на российском политическом поле.
Прежде всего, отметим коммунистическую доктрину. Хотя элиты страны отказались от нее, но еще значительная часть российской нации в той или иной степени привержены ей: коммунистические предрассудки в той или иной степени есть у всего постсоветсткого населения. Однако если поставить вопрос прямо, то только крайне незначительное число граждан РФ согласятся вернуться в советское прошлое.
С начала 90-ых годов на протяжении десятилетия осуществлялось некое подобие либеральной доктрины. Выборы в различные органы власти показали разочарование россиян в этой доктрине.
На мой взгляд, сейчас в России без публичной декларации, но исключительно практически осуществляется этатисткая доктрина. В предыдущее десятилетие органы государственной власти были в излишней степени оттеснены от экономики, и даже участия в реальной политике, особенно в регионах. Возможно, чрезмерный этатизм, наблюдаемый сегодня, есть защитная реакция общества и элит на предыдущий разгул своеобразного российского либерализма.
Сегодня в политической жизни можно наблюдать также некоторые элементы традиционности и консерватизма, но они пока не складываются в цельную единую и законченную систему.

Идеологические течения прежде и теперь

Возможно, упомянутый выше социализм (коммунизм) так глубоко вошел в российское национальное сознание, поскольку многие его теоретические положения в некотором смысле зиждутся на христианских и, вообще, гуманистических традициях, то есть опираются на тысячу лет отечественной истории. Вероятно, можно найти определенную правду в утверждении апологетов коммунизма, что Христос был первым социалистом. Но, с позиции верующего человека в этом и проявляется их дьявольская сущность. Дьявольская - не в смысле ругательном, а в сугубо констатирующем. Коммунисты в новейшей истории хотели "поправить" Христа, т.е. повести человека к счастью путем насилия, а не посредством его духовного самосовершенствования. "Благодаря" их практической деятельности, коммунистическая идеология и даже нормальная социал-демократия в России еще долго, если не всегда, будут отторгаться большинством населения.

Это, однако, не означает, что общество и государство должны абсолютно отрешиться от социальных проблем, поскольку в этом случае мы впадаем в иную крайность и превращаемся в атомизированное стадо самовлюбленных эгоистов. Кто-то грустно пошутил, что установление советской власти в России принесло большую пользу рабочему классу, но именно рабочему классу развитых стран, поскольку властные элиты этих стран, не желая повторения у себя революционных событий, в опережающем режиме стали проводить сильную социальную политику. Видимо и нам пришло время учиться на собственных ошибках столетней давности. Обществу и государству пора перейти к цельной, продуманной и сильной социальной политике.

Идеологическим антагонистом коммунизма является консерватизм. Как некое политическое течение консерватизм существует, вероятно, столь же долго, как и сама политика. Более или менее в современном смысле упомянем партию тори в позднесредневековой Англии. Тогдашние британские консерваторы отстаивали интересы крупных землевладельцев. В США картина получилась еще интереснее. Права Конфедерации отстаивали демократы, а права Союза, т.е. прогрессивного Севера - республиканцы. В настоящее время, как известно, именно республиканцы считаются консерваторами.

Интересно, что при распаде СССР коммунисты, т.е. левые, выступили в качестве консервативной силы и назывались правыми, в то время, как либералы - правые, называли себя левыми.

Как бы там ни было, в современной политологии консерваторами считаются политические силы, отстаивающие суверенную государственность (за исключением трайболистов в Африке), свободный рынок (иногда говорят о социально-ориентированном свободном рынке) и традиционные ценности. Сегодня консерваторы характеризуются также как политические силы, не склонные учитывать интересы трудящихся, но берегущие социальный мир. В частности, именно при их парламентском большинстве происходит уменьшение социальных льгот. В то же время именно они увеличивают налоги и обеспечивают их собираемость.

Исторически в противовес консерваторам выступали либералы. Изначально они выражали интересы нарождающейся буржуазии. Некоторый консерватизм был не чужд и им. В частности, в странах с традиционным демократическим устройством либералы, как и консерваторы, апеллируют к религиозным ценностям своих избирателей. Либералы по сути своей действительно правые и для них тоже характерен определенный патриотизм. Хотя следует заметить, что, будучи изначально буржуазной партией, либералы любят страну и нацию только в том случае, когда в ней господствуют буржуазные порядки.

В последние 100 - 120 лет появилось и окрепло новое политическое течение, связанное с либерализмом, а именно - либертатизм. Применительно к нашим отечественным либералам можно констатировать, что по ряду своих установок они либо социал-либералы ("Яблоко"), либо либертатисты (СПС). Либертатисты безразличны к вопросам веры, но всегда выступают против доминирующей церкви. Для них не существует таких ценностей, как семья, традиция и т.п. Наконец - они слишком широко трактуют права человека и в силу этого не способны отделить принцип от практики.

В странах, где буржуазная революция произошла преждевременно либо ее естественное течение было прервано, идеологией господствующего класса становится этатизм. Этатизм - это патриотизм чиновников и бюрократии, олицетворяющих себя не только с властью, но и с государством в целом. Этатизм предполагает наличие вождя со статусом императора и неформализированной группы вокруг него, которые принимают все основополагающие политические решения. Внешне демократические институты, как народное представительство, естественные свободы, в том числе свобода предпринимательства, и т.п., профанируются. Этатизм возник во Франции времен Наполеона. Мы наблюдаем его в Турецкой республике (времен Ататюрка) и современной КНР.

Идеалистические и материалистические начала идеологии

Фиксация, доминирующих в Новейшее время идеологических доктрин, не объясняет, почему та или иная идеология в определенное время побеждает в определенном месте и становится символом национального консенсуса. Очевидно, что всякий раз нужно учитывать внутренние (архетип нации, экономическое состояние государства, созидательный потенциал общества) и внешние (геополитическое положение, авторитет и мощь государства) факторы. Прежде чем, однако, перейти к российской ситуации, нужно отметить еще одно фундаментальное различие, имманентно присущее тем или иным идеологическим доктринам. Безусловно, существуют идеологии либо прямо атеистические, либо относящиеся к сакральному вполне индифферентно. Возможно социал-демократам, а тем более коммунистам, Бог и не нужен, но, очевидно, что истинные консерваторы всегда за традицию, а, следовательно, и за религиозные ценности. В этом смысле, как бы прагматична не была консервативная политика, обязательно присутствует нечто, стоящее выше сиюминутных интересов. Это - не обожествление государства, территории, личности или нации. Это - совесть, нравственность - практическое выражение идеалистической политики. Причем присутствие этого фактора, как основополагающего, при разработке тактики и стратегии политической силы не является отягощающим, но, напротив, позволяет организовать устойчивую, основательную систему. В таком контексте можно говорить о рациональном идеализме.

Теперь рассмотрим нашу российскую ситуацию. Ситуация поистине уникальна. С одной стороны, мы являемся прямыми наследниками наиболее крупной, а временами и наиболее мощной империи в истории человечества. С другой стороны, эта империя никогда не была комфортной для собственных граждан. С одной стороны, - самая большая территория, с другой - почти 50% ее непригодно для нормального массового проживания. 35% разведанных запасов полезных ископаемых и весьма низкий для развитых стран уровень жизни. Демографическая яма, но - возможность пополнить трудовые ресурсы за счет стран бывшего СССР, где население не только говорит, но зачастую и мыслит по-русски.

В предыдущие 70 советских лет немало людей получили вполне приличное образование, но потеряли четкие нравственные ориентиры. Сегодня нравственность зиждется не на повседневной практике, не на религиозном чувстве, а на архетипических, едва не языческих представлениях. Наконец, при явном прогрессе в науке, в инженерно-технической мысли наша нация девственна в политическом аспекте. Причем, два упомянутых противоречия внутренне связаны. Политическая неискушенность вкупе с нравственной тупостью может бросить страну под ноги ловкому авантюристу и демагогу.

Итак, для блага российской нации социально-консервативная доктрина в России должна, как минимум, уважать традицию. Но какую? Традицию ли 17-ого века - Земских Соборов и воцарения Романовых, петровскую и постпетровскую модернизаторскую традицию, имперскую традицию в период ее расцвета (19 век) или динамичную Россию, вставшую на путь демократии в начале 20 века. И можем ли мы считать традиционным советский период? Является ли Советский Союз естественным этапом развития России или же это - болезненное дитя - следствие социального коллапса?

Если исходить из линейного представления о прогрессе, то советский период, конечно же, не есть нормальный этап в развитии России.

Представляется, что нужно осуществит ретроспективный прогноз: какой могла бы стать Россия при своем естественном развитии к началу 21 века.

Консерватизм 18 - начала 20 веков исчерпал себя. Консерватизм без сильной социальной составляющей, основанной на уважении к личности, соблюдения ее социальных, гражданских и политических прав обречен на исторический проигрыш. Именно социально-консервативная политика, движимая нравственным чувством, обязательно ставит вопрос о социальной цене самых привлекательных на первый взгляд модернизаторских проектов. Именно она позволит привлечь необходимые трудовые ресурсы, но сохранить при этом культурную идентичность российской нации.

Понятие это - настолько емкое и различные ее составляющие так взаимосвязаны, что получается монолит, из которого невозможно выдернуть ни один блок, не разрушив всю конструкцию. Отметим их:
ў Патриотизм без обожествления личности, власти, земли и т. п.;
Традиционность без архаики;
Религиозность без казенщины и обрядоверия;
Социальная взаимопомощь без принудительного коллективизма;
Прогресс без слепого копирования чужого опыта;
Модернизация без перенапряжения народных сил.

Резюмируя, можно сказать, что сознательно и критически принятая социально-консервативная идеология должна стать тем самым движителем, который позволит нации выйти на достойное ей место в мире.

Перечисленные тезисы должны иметь практическую проекцию. В чем она может быть выражена:
Подчиненность всего общества и чиновников любого ранга требованиям российских законов и Конституции;
Независимая судебная власть;
Субсидиарность - помощь гражданам и сообществам в том, что они не могут совершить самостоятельно, и, напротив, минимальная регламентация в решении тех проблем, с которыми они могут справиться сами.
Реальная поддержка малого и среднего предпринимательства;
Нравственная самоцензура медиа-сообщества;
Защита обществом и государством нравственных основ;
Возрождение отечественной культуры;
Преодоление гедонисткого идеала в обществе;
Поддержка семьи с целью преодоления демографического кризиса;
Взвешенная и продуманная миграционная политика;
Взаимодействие общества и государства с традиционными и конструктивными религиозными организациями;
Воспитание патриотизма;
Профессионализация вооруженных сил;
Большее участие людей в распределении доходов в крупных добывающих кампаниях, в том числе государственных;
Стратегия возрождения наиболее перспективных направлений российской науки и ресурсосберегающих производств;
Взвешенная и прагматичная международная политика.

Все вышеописанные направления приводят к тому, что страна становится мощной, процветающей и в то же время вполне демократической и комфортной для жизни людей. Следовательно, российская нация получает тот идейный продукт, которого ей не достает уже 20 лет - уверенность в завтрашнем дне. Достигнутая тяжелой ценой, в том числе, за счет ущемления некоторых демократических принципов и значительных этатистских вывертов, стабильность - не может быть самоцелью. Она приемлема только как плацдарм для дальнейшего рывка. Притом сам этот модернизационный рывок должен соотноситься с социальной ценой реформ.

В конце концов, действительно сильное государство сильно своими гражданами, их патриотизмом, благосостоянием, готовностью признать это государство своим и защищать его в случае необходимости. Абсентеизм, нарастающий в нашем обществе, - признак отсутствия той идеологической доктрины, которая может сплотить большинство нации. Таким образом, люди ждут акцентуации, вербализации и публикации идеологии, приемлемой для них.

Проведение практической политики, основанной на социально-консервативной доктрине и даже просто публичная постановка цели, необходимо, хотя бы для того, чтобы граждане могли соотносить свои собственные планы с четко артикулированными и последовательно проводимыми планами государственной власти.

В среднесрочном аспекте такая политика позволит выправить демографическую ситуацию, сделать нацию более здоровой в духовном аспекте, возродить перспективные производства и организовать те направления науки и промышленности, которые соответствуют нынешним требованиям. Именно такая политика сделает страну реально сильной и стабильной, во всех отношениях конкурентоспособной, готовой противостоять вызовам времени.

Из ближайшей практики

Консервативное социальное учение составило наиболее успешную и последовательную конкуренцию рабского уравнительного коммунизма и, в конечном счете, победило его. К сожалению, в странах, еще недавно зараженных бациллой коммунизма, сознание людей слишком инерционно. Обещали большевики сделать унитазы в общественных туалетах из золота. Вроде и большевиков уже нет, и не в общественных, а в своих собственных туалетах некоторые наши сограждане с комсомольским прошлым и олигархическим настоящим вот-вот реализуют свои детские поименные вожделения.

Между тем, человечество становится мудрее и начинает понимать, в чем настоящие ценности. Конечно, сегодня еще очень много людей нуждаются в самом необходимом, и не только в странах третьего мира, но и в России. Долг власти и общества дать им это необходимое, помочь им заработать средства на достойную жизнь или помочь им непосредственно. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, потому, что всякое достаточно развитое общество гуманно, и, во-вторых, потому, что жалкое состояние социальных аутсайдеров на должно оскорблять общественной нравственности. Только крайние либералы считают, что выживание слабого - его собственная забота. Социал-дарвинизм отвратил от либерализма (и, к сожалению, от демократии) большинство нации. Но это - не есть особенность только нашей страны: в любом развитом обществе практика социал-дарвинизма вызвала бы отторжение.

Данный посыл не к тем, кто борется за выживание и не к сознательным или стихийным социал-дарвинистам. Тут обращение к нашим согражданам уже сегодня вполне самодостаточным, зажиточным и богатым: не надо кичиться своим богатством. Бриллиант на вашем мизинце не стоит слезы на морщинистом лице старухи, стоящей с протянутой рукой.

Хотелось бы привлечь внимание ко вполне логическим обоснованиям пользы разумного самоограничения. Уровень потребления сегодня технологически очень расточителен. Сами способы переработки ресурсов создают огромное количество производственных отходов, которые природа уже не может нейтрализовать. Конечно, с ростом бытовой и производственной культуры многие наиболее вопиющие примеры расточительной переработки и пренебрежения экологическими нормами будут преодолены. Однако принципиальным представляется переосмысление элитами самого уровня и качества потребления. Необходимо, наконец, насытится, и руководствоваться разумным самоограничением в потреблении материальных благ. Это, во-первых, и касается ресурсосбережения и экологии.

Вторым важнейшим аспектом самоограничения является его социальная проекция. В последние 5-6 лет наблюдается реальный рост доходов страны и всех категорий населения. Это факт. Но распределяются эти доходы крайне неравномерно. В принципе, люди равны только перед Богом и законом. Поскольку они созданы разными, то и возможности у них разные. Однако, если посмотреть на затраты, то их видимые материальные выражения раздражают слишком широкие слои и классы нашего населения. Учитывая историю и традиции страны, это - опасно.

При советском режиме разница в уровне жизни и доступных благ между советской элитой и всем населением была вопиюща. И не в том даже дело, что эта элита обладала большими благами. Как раз уровень и качество жизни ее представителей был вполне средний для развитых стран. Слишком низок, даже на этом сером фоне был уровень жизни народа. Но советская элита жила замкнутой кастой и допуск в эту среду, даже простое знакомство с ней был ограничен, а порой и невозможен для простых людей. Конечно, последние, особенно начиная с 70-х гг. 20 века, догадывались об этой разнице, но она, по крайней мере, не так бросалась в глаза.

Теперь же различия в доходах и жизни российских страт - вполне очевидны. Большинство населения, в том числе состоятельные слои, считают приватизацию 90-х гг. несправедливой. Поскольку число ощутимо богатых людей по сравнению с советским периодом выросло и они слишком откровенно, порой спесиво демонстрируют свои материальные возможности, реакция масс населения вполне прогнозируема.

Разумеется, власти необходимо окончательно развеять вредные уравнительные иллюзии народа. Обязательно нужно выстроить такую социально-экономическую систему, которая в реальности поднимет уровень жизни самых широких масс. Это отчасти нивелирует наиболее вопиющие признаки неравенства. Однако представляется необходимым, чтобы и состоятельные страты, экономическая и политическая элита научились внешней скромности, разумному и добровольному самоограничению. Итак, следует зафиксировать, что без самоограничения элита постоянно дает дополнительные поводы своим оппонентам, прежде всего, левого толка для политических спекуляций и возбуждения недовольства населения.

В-третьих, такое поведение элиты было бы понятным, если бы речь шла о реальной жизненной необходимости. Современные исследования показывают, что подобный уровень и образ жизни отнюдь не способствует здоровью и благополучию представителей элиты. Напротив, чрезмерное увлечение материальными благами ведет к многочисленным болезням, к потере здоровья и даже поведенческой неадекватности. Получается, что погоня за материальными благами становится самоцелью, а возможность подчеркнуть внешнее отличие своего образа жизни от жизни большинства соотечественников само по себе превращается в способ получения удовольствия.

Как этому противостоять?

Рост потребления был связан с ростом производства, удовлетворяющим растущие потребности количественно. Цена, которую природа вынуждена платить за этот процесс, неприемлема. Сейчас самое время перейти от количества потребляемых товаров и услуг к их качеству. Ведь когда мы говорим о прогрессе в социальной сфере, то подразумеваем, прежде всего, качество жизни. Сначала самые состоятельные наши сограждане, а затем и все работающее население должны ощутить недостаток именно качества.

Разумеется, качественные товары и услуги дороги. Но, во-первых, они более долгосрочны в употреблении, комфортны, а что касается услуг, то эффект от них дольше. Во-вторых, качественные товары и услуги также обеспечивают работой людей, но уже не как придаток к машине или автомату, а как высококлассных уникальных специалистов. В третьих, не так хищнически расходуются ресурсы и не так бездумно загрязняется окружающая среда.

Переход от количественных показателей к качественным, не только сделает саму жизнь более качественной, но и, в конечном счете, поднимет качество самого основного продукта общества - человека и гражданина.

Наконец, в-четвертых. Наиболее серьезная опасность этого явления кроется не в негативных экономических последствиях, а в социальных, в том числе, в идейных и духовных. Общество потребления заполняет досуг между биг-маком и колой погоней за дешевыми удовольствиями: масс-культурой и попсой. Если рассуждать в этой плоскости, то самоограничение особенно необходимо. Ограничивая себя в потреблении материальных благ, следует делать больший упор на приобретение духовных благ. Интересное наблюдение: чем больше мы имеем в материальном плане, тем больше мы хотим иметь. Ровно тоже касается и духовных приобретений. Однако приобретательство в материальном плане пробуждает в нас не лучшие чувства. В гипертрофированном виде - это зависть, алчность и т.п. Рост же духовных богатств - научные познания, философские размышления, тем более, сосредоточенная и вдумчивая молитва очищают нас, поднимают наш культурный и духовный уровень.

Разумеется, принцип самоограничения не должен быть навязан сверху. Если власти и элиты признают его полезным для общества, необходимо, чтобы они, прежде всего, приняли его для себя, своим примером делая его популярным. При этом нужна кропотливая, вдумчивая, повседневная работа по утверждению этого принципа.

Во всяком случае, пропаганда достойной скромности и разумного самоограничения не может быть грубой и насильственной, но скорее увещевательной, апеллирующей к разуму и лучшим чувствам людей. В процесс продвижения этого образа жизни должны быть вовлечены и СМИ, и создатели теле и кино фильмов и даже рекламных роликов. Нужно не избегать дискуссии по этим вопросам в прессе, но, наоборот, поддерживать ее, вовлекая все большее количество интеллектуалов, людей высокой нравственности, служителей конфессий и т. п.

В завершении еще несколько немаловажных факторов. Российская культура, духовные поиски русских людей весьма ценны для всего человечества. Если мы сумеем построить свое общество на высоких духовных принципах, в том числе, на принципах добровольного и разумного самоограничения, то, возможно, принесем и серьезную пользу всему человечеству. Поскольку, если задуматься, то в основе всех глобальных культур и мировых религий присутствуют те же принципы разумного и добровольного самоограничения. В нашей традиции это выражено лапидарно и точно: "Христианину все позволено, но не все полезно".

Председатель СПб группы НТС Георг ГАБРИЕЛЯН