Статья

ПРИХОД ХУДОГО ПАСТЫРЯ

В воскресенье каждый кафедральный собор Русской православной церкви огласился молебнами. Вокруг храмов прошли чинные шествия. Официальное название всероссийской службы: «В защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени» - выдавало волнение патриарха в связи с чередой скандалов и небывалой энергичной за последние десятилетия общественной критикой РПЦ. Сам молебен, понятное дело, был инициирован иерархами в централизованном порядке. Страх, испытываемый Кириллом (в миру Владимир Гундяев), легко понять. Но принятые меры вызывают, пожалуй, лишь саркастичную улыбку. Ещё один государственно-бюрократический институт, повисший тяжёлой гирей на российском обществе, на глазах даёт трещину. Через которую, вероятно, прорастёт подлинное христианское возрождение. Волна «русской зимы» катится по весне дальше.

Молебен у Храма Христа Спасителя собрал 50—60 тысяч прихожан. Блогеры, как всегда, в опережающем порядке указали на празднования пасхальной недели в предыдущие годы. В нулевые безо всяких молебнов во изгнание оранжевого беса у Храма собирались многие тысячи верующих. Вряд ли арифметика Чурова способна скрыть то обстоятельство, что на этот раз прихожан было немногим больше. Правда, в один момент времени и на ограниченном пространстве.

Интернетные зубоскалы не забыли вернуть нашистским пропагандистам их же камушек. В самом деле, пусть собралось на этот молебен не 50—70 тысяч, как вещают наши самые объективные СМИ. Но ведь и 20—30 тысяч, это тоже очень много. Однако насколько эти толпы выражают интересы всех верующих Москвы? Это не говоря о куда менее многолюдных собраниях в других городах страны?

РПЦ давно слывёт фанатично преданным союзником нацлидера. Трогательная история о тайном крещении, которую Владимир Владимирович поведал миру, казалось, закрепляла его образ богоизбранного вождя. Этакий монарх-лайт. В самом деле, нам предлагается четвертьвековое правление. Отчего столь долгое пребывание у руля не должно получить мандат Неба? В конце концов, ничего не бывает просто так. Вдруг где-то там, наверху?.. Осталось лишь спросить самого Путина, верит ли он в собственную неслучайность и детерминированность. Он случился с нами, но можно ли тут давать такие однозначные оценки? Зло ли Путин с точки зрения православия? Добро ли?

В западных СМИ давно уже обсуждают на все лады воспоминания людей, близко знавших ВВП, работавших с ним, иногда – против него. Все в один голос признают, что позиция Путина, как правило, прагматична и даже цинична. Решение войти в союзническую связку с той или иной силой всегда просчитывается на предмет выгодной отдачи. Звучит банально, но даже большевики оказались, в конце концов, вынуждены отступить перед столь укорененной в массовом мировоззрении православной верой. Теперь тем более нет причин повторять их провальные опыты 1920—1930-х и рубежа 1950—1960-х.

Эффективнее поставить церковь на службу режиму. Татаро-монгольский, царский и советский периоды нашей истории обогащают здесь наработками. Отчего-то ведь считал народ встречу с попом дурной приметой. Чем-то ведь навеян мрачный образ отца Ивана в «Кому на Руси жить хорошо?» Не говоря о «под ликами всепрощающих, поверх склонённых голов священниках, благословляющих с амвона большевиков» из солженицынской «Дороженьки». Сам Гундяев был в своё время агентом Михайловым. Это обстоятельство и объясняет его стремительную церковную карьеру в СССР. Например, в 24 года Кирилл стал архимандритом – факт, дотоле небывалый.

Батюшки, скрывающие погоны под рясами… Осведомители компетентных органов из духовных академий, от просветителя-атеиста Александра Осипова до мракобеса-обскуранта Льва Парийского… И над всем этим поразительное предвидение патриарха Алексия I, получателя сталинской «Чайки»: «Пусть всё кругом меняется — мы должны застыть такими, какими были сотни лет назад. Наша неизменяемость, неподчиняемость духу времени символизирует вечность церкви. Хранить прошлое вопреки настоящему. В этом наша сила, в этом наша правда».

Это наставление Сергей Симанский передал через инспектора ЛДАиС, информатора МГБ Парийского, в самом начале 1950-х. Предшественник Кирилла, совмещающий, согласно доносу Осипова, аристократическое сибаритство с затаённым фанатизмом, не сомневался в возврате «старых добрых монархических времён». Собственно, они и возвращались тогда буквально на глазах, хотя рационалист Осипов, мысливший в категориях европейского Просвещения и марксизма, не способен был этого понять. Каких-то сорок лет – и РПЦ в полной мере вернула государственный статус. Застывшая как сотни лет назад, по завету Алексия I.

Не возжелай осла ближнего

В эпоху духовного вакуума «лихих девяностых» вихрь коммерциализации не обошел стороной РПЦ. «Табачное дело» о льготном ввозе и торговле никотиновой отравой опять же связывают с именем тогда ещё митрополита Кирилла (в этом случае его, наверное, уместнее называть господином Гундяевым), возглавлявшего в патриархии Отдел внешних церковных сношений. Тогда же стали известны подробности об участии господина Гундяева в СП МЭС, нефтяной компании с ежегодным оборотом в 2 миллиарда долларов.

На заре путинского правления тот же господин принял участие в дележе рынка рыбопродуктов. Чуть позже участвовал в автомобильном СП в Калининграде. В бизнес-команду митрополита, между прочим, входил бывший генерал КГБ. Митрополита при этом нимало не смущал пример торговцев в храме. Которым в своё время устроил «раздачу бонусов» Тот, Чьим именем прикрываются сейчас бизнесмены на освящённых авто.

На это найдутся ответы. Церковь входила в новую жизнь, создавала собственную экономическую основу, Кирилл играл в этом видную роль, воздадим ему хвалу. Предположим, даже так. Но в конце 2008 года не стало патриарха Алексия II (не путать с Алексием I, хотя оба они были сходны по критерию близости к мирским властям). Во время «предвыборной кампании» кандидатов на пост патриарха Климента и Кирилла противопоставляли по принципу «молитвенник и менеджер». Письма протеста с мест летели в епархию пачками. Недовольство в среде «церковных менеджеров» рангом ниже назревало поистине взрывной силы. Многократно увеличились поборы на местах с сельских приходов (это, напомним, налоговое преступление), архиереи нещадно отстраняли священников, не выполнявших финансовых требований.

Мы не собираемся защищать большевиков и их адскую псевдорелигию. Однако, как говаривали коммунистические «патриархи», мыслить нужно диалектически. Когда-то в борьбе с красной чумой православные пастыри и прихожане показывали героическую стойкость. Но, как теперь становится всё более очевидно, на их место пришли люди совсем иного склада. Прикрываться «противостоянием большевизму», отнимая у подмосковного детского реабилитационного центра недвижимость – это даже не неловкий ход. Это прямое кощунство и лицемерие. Особенно когда подобные действия совершаются с санкции и одобрения бывшего сексота КГБ.

Если присмотреться к действиям РПЦ, медленно, но верно отжимавшей «своё» у реабилитационного центра «Детство», приходится отдавать должное административно-ресурсной мощи Гундяева. Ещё при незабвенном мэре Лужкове чиновники внезапно поставили «Детство» перед фактом десятикратного увеличения арендной платы за занимаемые помещения. Это не очень помогло. Тогда предприняли прямую судебную атаку. Дело пролежало без движения в арбитраже почти два года, и так не вовремя, буквально на днях, оказалось выиграно структурами РПЦ. Не сомневаемся, Кирилл оказался озадачен не меньше руководителей детского центра. Ведь это стало по сути бомбой в без того накалённом обществе.

Однако вот что примечательно. Реабилитационный центр «Детство» — место мирского милосердия. Гражданское общество вырастает и из таких вот мест попечения и облегчения участи. Позиция РПЦ в данном случае однозначно не имеет отношения ни к милосердию, ни к общественному служению. Но государственное рейдерство Гундяева зачищает площадку для «официального милосердия». Уроки «религиозной грамотности», вводимые в российских школах из того же ряда. Ни шагу без чиновно-клерикального благословения. Аминь.

Бесы мирские и православные

Как однажды выразился анонимный Интернет-активист, у нас много православнутых. Православных же не хватает. Одним из истинно православных в который уже раз показал себя диакон Андрей Кураев. Его заявление об осквернении пропутинским митингом с кривляющимися и беснующимися «панк-сталинистами» святого места – Поклонной горы было тяжелой пощёчиной компании Дугина, выискивающей «происки дьявола» в действиях оппозиции и призывающей сжечь «оранжевых» на костре.

Правда, Кураев, не очень любящий формальную постановку вопроса, не упомянул в этой связи о пресловутой 282-й статье, которую бесноватый Дугин нарушил своими публичными призывами. Хотя, к примеру, на митинге 25 марта в Петербурге деятель ТИГРа Александр Расторгуев поплатился за чтение куда более безобидных стихов. А неделю спустя у Гостиного двора «космонавты» усадили в автобус человека лишь за плакат с просьбой к Богу «сделать так, чтобы Пу сдох». Эта игра – в одни ворота, возмущаться тут совершенно бесполезно.

Патриарх Кирилл не далее как вчера обвинил «либеральную общественность» в попытке передать человеку право определять самому, что есть добро, и что – зло. Градус православнутости нарастает. Человек, над которым ехидно шутили во время истории с «пропавшими» с руки часами стоимостью в 30000 евро; который уже уличён в «нецелевом расходовании средств» на собственную квартиру — этот человек, несомненно, резервирует за собой право изрекать истины о добре и зле. С амвонов несутся проповеди о неодолимой матушке-церкви. Которую сам пастырь ведёт к выхолащиванию и разрушению.

На ритуал следует ритуальный ответ. В битве символов всегда происходит противопоставление духовного верха телесному низу. История с рок-группой Pussy Riot тому яркое подтверждение. Три девушки в «бесовских личинах», танцующие вокруг алтаря, несомненно, нарушили все установленные каноны. Это было оскорблением чувств верующих, и неспроста квалифицировалось как хулиганство. Правда, дефиниция термина «хулиганство» в наши дни содержит очень много общего с 282-й статьей. В нём содержится также термин «общество», которое предположительно оскорбляется хулиганом (хулиганкой). Но что если «организованная группа, действующая по предварительному сговору» сама является гласом общества?

Суровость приговора, ожидаемого в отношении девушек из Pussy Riot, напрямую связана с альянсом Кирилла и суверена Конституции. Как же всё не ново. «Мы должны застыть какими были сотни лет назад» — действительно, иначе и не скажешь. «Государь, вели извести их!» — слышал ещё Иван IV от митрополита Иоасафа. И теперь власть готова впаять трём рокершам максимальные семь лет (одновременно проводя по той же статье сотрудника УФСИНа, устроившего стрельбу по людям в торговом павильоне). И тут тоже всё шито белыми нитками. Согласно опросам, проведенным «Левадой», 46% россиян одобряют суровую меру по отношению к Pussy Riot. Между тем 44% либо считают ожидаемый приговор абсурдным, либо и вовсе поддерживают «хулиганство» такого рода. Общество расколото ровно пополам даже в последнем оплоте дремучего государственничества.

Две башни, две вертикали

Представляя РПЦ как твердыню веры, патриарх Кирилл невольно приоткрывает один организационный секрет. Пусть большинством паствы и духовенства Московского патриархата Кирилл не воспринимается как традиционный пастырь. Конечно, он вызывает много негативных эмоций. Из воцерковленных его критикует не один Кураев.

Но сама внутренняя структура РПЦ традиционно тяготеет к вертикали. В ней почти нет возможностей для эффективной критики. Фактически отсутствуют соборные институты, подобные католическим конклавам и конференциям. Собрания иерархи проводят, но критика на них непозволительна, как на партсъездах времён «развитого социализма». По сути отсутствуют контрольные и ревизионные органы. За облико морале священников следят благочинные, напрямую зависящие от приказов епархиата. Нет нормального церковного суда. Именно потому внутреннее брожение в недрах РПЦ до сих пор не оформилось во что-либо кроме кураевских (и некоторых подобных) блогов и ворчания прихожан.

Вертикаль с вертикалью хорошо сходится. Особенно, когда обе мазаны одним миром и деньгами. Несмотря на заявления благосклонных к Кириллу аналитиков о том, что его политика обеспечивает большую независимость церкви от государства, есть все основания усомниться в таком надуманном противостоянии. Ведь трогательная забота Кирилла о собирании церковных земель нисколько не помешала ему передать под очередной «Селигер» землю монастыря Нилова пустынь в Тверской области. Осталось, пожалуй, лишь помахать там кадилом.

Ставя церковь на службу правящему бюрократическому классу, втравливая её в политические игрища, патриарх отталкивает верующих. Да, сейчас политизация неминуема. Но безоговорочное примыкание церкви к отживающим общественным силам прямо противоречит тенденциям религиозного возрождения. Считая, что своими молебнами в стране, прорвавшейся в XXI век, он добьётся общественного резонанса, Кирилл, тем не менее, прав. Вот только резонанс этот будет с противоположным ожидаемому знаком.

Закончим словами протоиерея Ипатия Барышкина, написавшего о лицемерном шоу вчерашнего «Кириллова стояния» в плотном кольце ОМОНа. Лицемерное шоу, особенно ханжеские жалобы иерархии на «гонения», возмутили православного священника. Из сердец участников массовки уходят остатки веры, а из душ организаторов — остатки совести. Настоящие мученики Бога за гонения благодарили, а не устраивали вселенский балаган. От этого крика еще противнее, когда знаешь, что про гонения говорят те, кто сам достаточно комфортно жил при власти гонителей и соучаствовал в их преступлениях. Неужели иерархи РПЦ МП автоматически перестают быть христианами сразу после наречения во епископы (а, может, еще и раньше)? Неужели нельзя, если согрешили, просто покаяться перед своей Церковью? Вечно какое-то лукавое самооправдание и крик «держи вора!» И гонения теперь вспомнили, и массовку на «стояние» подтянули, и чуть ли не мучениками себя выставили. Да кто ж вам поверит теперь!

Григорий КОЛЯКИН