Статья

БУНТ ВЫЗЫВАЛИ?

Широкой поступью шагает по стране протест против нищеты и кабальных условий труда. Прошли времена, когда врачи, учителя, пенсионеры, валютные ипотечники и дальнобойщики шарахались от политики, как чёрт от ладана. Негодование наращивает обороты, к протесту на колёсах присоединяются водители такси.

В декабре «таксисты-философы» Краснодарского края вывешивали «несогласованные» баннеры в Сочи и региональной столице в знак единения с водителями-дальнобоями. В Москве, Иркутске, Сыктывкаре бастуют таксопарки. Они выходили на акции и раньше, но сопротивлялись тихо. В основном сидели по домам. Смысла раскачивать лодку в трёхдневной бесшумной забастовке год назад не видел никто. Основной огонь критики был сосредоточен против интернет-диспетчерских, то есть, шла конкурентная борьба.

Теперь всплывает огромный ком проблем, накопившийся за последние годы. Экономика страны шла на дно, а вместе с ней и тарифы таксомоторных перевозок. Рынок услуг такси, в отличие от, скажем, нефтедобычи, очень конкурентный, нашпигованный сотнями и тысячами различных брендов. «Шестимиллионники», «таксовичков», «везёт» – все они годами сосуществовали на рынке, удерживая вооружённое равновесие. За последний год оглушительных экономических провалов равновесие оказалось нарушенным.

В отличие от строительного рынка, очень сильно зависящего от решений региональных богдыханов, неповоротливого и требующего значительного административного ресурса в схемах ухода от надзора, такси имеет намного больше пространства для манёвра. Сущим бичом для всех прежних компаний такси стало появление на рынке услуг так называемых агрегаторов. Против них была направлена трёхдневная забастовка в прошлом феврале. С ними воюют, продавливая через Московскую гордуму заградительные нормы, владельцы традиционных служб такси.

В этом противостоянии, увенчавшимся в Москве победой «традиционалистов», «Яндекс», Gett, Uberпредставляются настоящими врагами. Пощады им не намерен давать никто, возражений с той стороны баррикад не принимают к сведению. Между тем, забывают, что конкуренты интернет-диспетчерских используют всего лишь банальное стремление клиентов в кризис (да и в более спокойные годы) платить как можно меньше.

Представители Gettгод назад поясняли: всё равно люди не вызывали такси для поездки на близкие расстояния, за которые им приходилось переплачивать. Пользовались услугами «бомбил» – хорошо известная любому горожанину практика. Бомбила не берет по счётчику, не смотрит на часы, не требует оплатить посадку или дать денег вперёд. Просто договариваешься и едешь. Теперь этот сектор, всё равно выпадавший из сферы традиционных сервисов, охвачен тем же «Яндекс-такси». Всего то и требуется, что установить программу на смартфон и ввести свой маршрут. Ближайшая свободная машина тут же устремляется к тебе.

Утверждается, что дистанция вызова не более 3 километров сводит к минимуму холостой ход водителя, позволяя избежать лишнего расхода бензина. Укрываясь за эту хитрую формулировку, владельцы «Яндекс-такси», Gettи особенно главного жупела современных таксистов – Uber– снижают минимальный тариф до невозможности. В прошлом году он съёжился до 190 рублей. Буквально на днях «без объявления войны», за одну ночь «Яндекс-такси» сбросила свой минимум с 220, оставляя водителям 158 рублей. Но это не вся подлая арифметика: за самые недалёкие поездки могут брать и меньше, а водителям доплачивать до минимального установленного уровня. Заплатить, чтобы водитель кого-то увёз по адресу – не может быть более ясного определения термина «демпинг».

Именно в демпинге обвиняют технически продвинутых конкурентов «традиционалисты». Водители «Яндекса» отметают обвинения в «нечестной» системе получения заказов, резонно отмечая, что за интернет-сервисами будущее. Тем не менее, и они начинают закипать от сложившегося положения. Прогресс прогрессом, а кое-что остаётся неизменным – например, необходимый минимум, который обязан регулироваться законом. Выгода для клиента при демпинге – недолгая радость. Выдавив все обычные сервисы, интернет-диспетчерские, давно уже прикормленные из одного ведомства (предположительно – с Лубянки), солидарно повысят тарифы. Да так, что расценки нынешних «традиционалистов» покажутся копеечными.

Еще одна тонкость остаётся за бортом при работе с интернет-диспетчерской – соблюдение Трудового кодекса. Владельцы электронных сервисов не знают ничего о состоянии водителя. То, что человек не может работать больше 12 часов, им невдомёк. Хорошо известный факт, что после многочасовой езды водитель превращается в зомби, опасного для всех участников дорожного движения, остаётся незамеченным. В конце концов, ведь никто не заставляет силой крутить баранку, это дело свободного выбора. А то, что таксист – это в прямом смысле слова образ жизни, не предполагающий никаких иных подработок, проблема самих водителей. Кому дело до их забот? Вот и приходится проводить за рулём даже не по 12, а по 16, по 20 часов. Нередки случаи, когда водители сутками не выходят из автомобиля.

Ни системы сертификации, ни страхования – ничего этого в интернет-диспетчерских не предусмотрено. Самые хитрые, вроде «Яндекс-такси», перешли на систему договоров с перевозчиками, владеющими 10–15 автомобилями. Но кого выпускает на дорогу перевозчик, в каком состоянии автомобиль, опять же никого не волнует.

Традиционные таксопарки страдают похожими болезнями. Разумеется, лицензирование стало обязательным. За состоянием водителя «следят» администраторы и диспетчеры. Но всё это остаётся по большей части на бумаге. Липовые лицензии, подчас даже купленные права, поддельные документы трудовых иммигрантов о праве на труд в России – обычная практика. В любом сервисе такси – интернетном, телефонном, стояночном – наступили очень тяжелые времена.

Гибель водителей такси и пассажиров в таких сумасшедших условиях потогонной фабрики уже никого не удивляет. Например, в прошлом году на трассе «Скандинавия» такси с невыспавшимся водителем не вырулило от «чайника», вылетевшего на встречную полосу. Итог – труп и четыре инвалида. Перетрусивший владелец таксопарка, справедливо рассудивший, что за многосуточную (подряд!) работу водителя ему светит что-то посерьёзнее простого административного штрафа, заплатил за изменение в протоколе. Теперь причиной этого ДТП считается лопнувшее колесо, стало быть, виноват сам водитель.

Во что превратился таксист, можно наглядно увидеть, если пройтись вдоль шашечек у аэропортов. В Пулково, Домодедово, Кольцово одна и та же картина: спящие на случайном ходу, осунувшиеся, не всегда понимающие, на каком свете они находятся. Работа в такси стала настоящей каторгой. Это отлично понимают и работники традиционных компаний, и стоящие с ними на одной обочине в ожидании заказа рабы «Яндекса».

Словно этого мало, в крупных транспортных узлах, в основном, аэропортах, введена система оплаты талонами для проведения безналичного расчёта. Но работяге нужны живые деньги! Водитель сегодня не может даже привести себя в порядок, пройти через мойку, купить себе ужин в придорожном кафе: всё это стоит денег, которых живым налом у таксиста не водится.

Атака ведётся и с другой стороны. Нелицензированные «гости городов», плотно обложившие петербургские и московские вокзалы. Лицензированные любители покатать лоха за 1500 рублей «в пределах Садового кольца», работающие с мощной крышей префектуры и ментов, грудью стоят за свой кусок хлеба. Они – особая, отдельная каста, в основном – полицейские пенсионеры. Связи дают им заработок, закон же писан для других. Не меньше проблем доставляют нелегалы, плотно окучившие интернет своими сайтами, написанными на коленке студентами за еду. Никто не проверяет этих «мальчиков на вызовах», наверное, потому, что «всем всё платится». Пользуясь услугами этих «рогов и копыт» – что интернетных, что привокзальных – можно забыть о безопасности клиента и пунктуальности прибытия.

То, что все эти шалманы «крышуются», понятно из того факта, что их автомобили вальяжно расставлены у самого выхода из вокзала. Тогда как, например, на Ленинградском вокзале с известной «площади трёх вокзалов» в Москве работает собственный сервис доставки пассажиров по городу. Стоит услуга в ПЯТЬ раз меньше. Но и найти офис аффилированной с РЖД компании такси очень непросто. Вряд ли это простая случайность.

Водители такси подвергаются постоянным придиркам бюрократов. Профильные комитеты городских мэрий обеих столиц заставляют их проходить техосмотры и медкомиссии вдвое чаще, чем обычного водителя. В Пулково дополнительно нужно оплачивать какую-то странную «аккредитацию». Все торопятся залезть в тощий карман водителя, армия дармоедов-обирателей растёт с каждым днём. И директора таксопарков не торопятся защищать простых работников. За недовольство, за попытки протестовать, за участие в профсоюзах водителей отключают от диспетчера. Зачем руководству лишние проблемы, если они в таких тёплых отношениях с надзирающими баскаками-комитетчиками?

Мелкий собственник и предприниматель, таксист – типичный ремесленник или лабазник былых времён по своей классовой сути. Пассивность водителя обманчива, ведь он привык вариться в высококонкурентной среде и знает цену каждому рублю. Привык к лишениям и трудностям. А во многих до сих пор жив дух корпоративного единения, цехового братства. Вроде того, что есть и у дальнобойщиков, и который толкнул их с монтировкой на ротенберговскую обдираловку.

В Чили времен Альенде дальнобои и таксисты вместе выходили на одни акции, перекрывая дороги и разбираясь с красной нечистью в городах. В Париже в прошлом году всего один шёпот одного таксиста другому, передаваемый «сарафанной почтой», заставил весь город встать: водители дружно и смело протестовали против похабного Uber. В обоих случаях добились своего. Почему бы не попробовать и в России? И что, что тут целый Путин? Солидарный мужицкий отпор давали даже большевикам под Тамбовом и Тюменью, в Ижевске и Воткинске. А что такое Путин против тогдашних большевистских упырей?

Неудивительно, что протест водителей такси быстро нашёл своего лидера. Разрозненные профсоюзы, наполовину перекупленные шмаковскими провокаторами, оказались неспособны наладить горизонтальную координацию действий. Ну так организация начала разрастаться изнутри! Транспортный профсоюз «Дорога жизни СЗФО», созданный в Петербурге известным «антиплатонщиком» Александром Расторгуевым, пополнился в январе новым отделением – такси. Возглавил его Михаил Парфёнов.

52 лет от роду, моложавый, заводной и энергичный, монолитный в своих устремлениях – настоящий Человек-Цель, истинный лидер. Парфёнову не впервой заниматься похожей работой: в такси он 20 лет, знает ситуацию изнутри, а в 2009–2013 годах возглавлял Общественный комитет легальных перевозчиков. Лицензирование, соблюдение трудового законодательства, борьба с демпингующими нечистоплотными сервисами – давняя его забота.

Михаил не верит в одно лишь доброе слово, как Аль Капоне, который к каждому увещеванию прикладывал револьвер. Пока что Парфёнов ограничивается другим грозным оружием – словом. Листовки профсоюза «Дорога жизни» распространяются по всему Петербургу, о его лидерах узнают уже не из интернета, а со слов сослуживцев. Всполошились хозяева таксопарков, Михаилу начали звонить с неопознаваемых номеров. Пока это только намёки, предполагается, что дальше пустят в ход монтировки.

Да вот незадача: на монтировку в руках титушки Парфёнову тоже есть чем ответить. Было бы странно, если бы он, начиная такую рискованную по нынешним временам работу, не подстраховался. В конце концов, солидарность работяг – не пустой звук.

Парфёнов уже совершил свой первый и очень важный шаг – потребовал от Заксобрания провести слушания с участием представителей профсоюза, владельцев таксопарков и чиновников на предмет разработки регионального Закона о такси. Либо инициативы по изменению существующего №69 ФЗ. Кроме лицензирования, борьбы с нелегалами, соблюдения ТК, волнуют Парфёнова и вопросы стояночных знаков и выделенной полосы. Еще при Валентине Матвиенко были приняты Постановления, которые даровали таксистами 213 стоянок в центре города. За 11 лет все эти решения ушли в песок и благополучно забыты. Выделенная полоса («автобусная») – отдельная тема. Поскольку такси – общественный транспорт, то и пользоваться полосой таксист имеет все основания наравне с водителями троллейбусов.

В планах у Михаила Парфёнова – создание общероссийской профсоюзной ассоциации, проведение федерального съезда представителей такси со всех уровней. Включая даже злополучных владельцев интернет-диспетчерских. Диалог пока возможен, считает Парфёнов. Единение водителей, с которым сейчас важно не опоздать, подталкивает жадных предпринимателей и чиновников за стол переговоров. А опоздать уже очень даже просто: многие водители не понимают, чего «с этими» мелочиться. Уже вовсю бурлит гнев, уже раздаются призывы крушить и сносить. То, что предлагает Парфёнов – последний шанс добиться социальной справедливости для традиционно очень опасной с точки зрения власти социальной группы - водителей такси. Дальше разговоры станут излишними.

Игорь ЩАРИНСКИЙ