Статья

АМЕРИКА И РОССИЯ - ДВА ВЗГЛЯДА
Часть первая. Америка глазами россиянина

Признание в любви

Мы с Михаилом Зелиным - ровесники и друзья детства. Родом из одного города Уфы. Жили в соседних дворах. Учились в одной школе, последние два года - в одном классе, математическом, в котором сильно сдружились. Потом учились в одном институте. Общались, делились друг с другом мыслями, чувствами, сомнениями, идеями, вместе проводили время, размышляли, много беседовали. Разговаривали о разном: о жизни, девушках, учебе, книгах, жизненных планах, и об Америке тоже. Порой достигая, как мне тогда казалось, неких философических глубин, мировоззренческих обобщений.
Потому что Миша теперь (и уже давно) живет в Америке. Он получил американское гражданство, стал профессором одного из американских университетов.
Я тоже уехал из Уфы, но живу в Москве. Сейчас нам по 50 лет.
И вот Мише пришла в голову замечательная идея написать совместно серию статей об Америке и России, взглянув на наши страны изнутри и снаружи. Мне тоже показалось, что это может быть интересно. И не только нам. Два человека, начинавшие жизнь одинаково, если можно так выразиться, из одного корня, на многие вещи тогда смотревшие подобно, разошлись как две ветви одного дерева в разные стороны (географически разошлись, но разошлись ли ментально?). И теперь, живя один в одной среде и в одной стране, а другой - в другой среде и в другой стране, - решили обменяться своим отношением, как к России, так и к Америке, сопроводив их взаимными комментариями.

Я никогда не был в Америке, но всегда ее любил. Как это начиналось? Я не помню в точности. Возможно, с романа Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна. Я не знал тогда (мне было, наверное, лет 12), что такое воскресная школа, но уже немного знал, что такое первая влюбленность. Чувства мои были обнажены, глаза широко открыты, и я с трепетом и восторгам внимал рассказу о приключениях сорванцов из далекого американского заштатного Санкт-Петербурга из другого века. Голубоглазый ангелочек в белом платьице и вышитых панталончиках, Бекки Течер навсегда поселилась в моей душе, будоража воспоминания о моих собственных первых влюбленностях, ревности, обидах и примирениях. У меня тоже был такой же скучный и умный двоюродный брат, примерный тихоня, как сводный брат Тома - Сид. Я почти физически помню ужас и страх, исходящие от Индейца Джо, запах и движение неспешных вод Миссисипи, по которым плывет загадочный плавучий дом, темноту и тайну бездонного лабиринта пещеры Маг-Дугала: Думаю, именно тогда, через черные значки букв на белых листах книги, для меня оживала магия Америки и она стала занимать мое воображение и навсегда отвоевала в моей душе значительную нишу, почти как пещера Мак-Дугала, полную тайн, интереса и любви. А О. Генри! О, эти удачливые, неунывающие пройдохи Энди Такер и Джефферсон Питерс. А вождь краснокожих? Это было счастье. Я очень любил и люблю Джека Лондона. Очень важно в детстве читать хорошие книги. Немногословные, мужественные герои Лондона, суровая природа Аляски, ясные и определенные отношения, физическая и духовная сила - все это входило в меня и определяло некую незыблемую систему ценностей, очень важную для формирующегося юношеского сознания.

Надо сказать, что мое детство и отрочество пришлось на то время, когда случались периоды значительных потеплений в отношениях между США и СССР. Я хорошо помню американскую выставку 1975 года "Туризм и отдых в США" на ВДНХ (в Уфе была своя ВДНХ), помню, как долго мы стояли в очереди, с каким интересом рассматривали американское туристическое снаряжение, глазели на американцев, казавшихся нам инопланетянами, с восторгам тянули с помощью трубочек из пластиковых стаканчиков то ли колу, то ли пепси, казавшиеся нам напитками богов, с трепетом листали американские журналы с невиданной тогда для нас полиграфией, фотографиями американских красот. Потом был совместный космический полет "Союза" и "Аполлона". У меня была рубашка (я ею очень гордился), вся состоящая из изображений стыковки космических кораблей с надписью по-русски и по-английски Souz-Apollo. Мы затягивались сигаретами "Союз-Аполлон", с дымом вдыхая неуловимые ароматы свободной жизни - Бродвея, Голливуда, Пятой авеню, Лас-Вегаса, статуи Свободы, небоскребов.

Еще надо упомянуть о роскошной книге с иллюстрациями об Америке Василия Пескова, нашего замечательного этнографа и путешественника, которую я с упоением читал, вглядываясь в фотографии. С какой любовью в ней описана американская жизнь, ее красоты, Великий каньон, национальный парк Yellowstonе! С каким интересом я вместе с автором любовался недосягаемой даже взгляду вершиной кроны реликтовой секвойи, обхватывал вместе с ним ее необъятный шершавый ствол, стоял у Ниагарского водопада, оглушенный раскатами его грохочущих струй...

Я учился в английской школе. И языковое приобщение к той, заграничной, недоступной жизни через произношение английских слов, через проговаривание английских звуков, непривычных для нашего речевого аппарата - th, ing-е окончание, через узнавание английских словечек, поговорок, сленговых выражений много доброго и волнительного добавляли к моему отношению к Западу, Англии и, конечно же, к Америке.

А джинсы. Как мы мечтали об американских джинсах! Это была действительно мечта. Самая настоящая. Если бы у меня спросили, была ли у меня в жизни мечта, я бы ответил однозначно и определенно - да, была. Самая настоящая, вожделенная. Я до сих пор помню свои первые джинсы "Леви Страус", подаренные мне мамой после поступления в институт, которые были куплены у какого-то суетливого фарцовщика за 220 рублей (средняя зарплата тогда была в СССР примерно такой или даже ниже), из настоящего трущегося коттона, это было чудо!

Потом были Хемингуэй, Апдайк, Голсуорси, Фолкнер, Селинджер: Меня до сих пор мучает вопрос, как и Холдена Колфилда: "Куда деваются утки в центральном нью-йоркском парке, когда пруд замерзает?" Может, я отвечу на этот вопрос, когда наконец-то побываю в Нью-Йорке, хотя, конечно же, это вопрос не об утках, это такая моя личная экзистенция, мысли о моем личном восприятии жизни, вербализованные для меня Селинжером, аналогичные вопросу из "Клима Самгина": "А был ли мальчик?"

В моем восторженном отношении к Америке срабатывал еще и синдром запретного плода. Хоть и приезжали к нам американцы с упомянутой мной выставкой, и "Союз" с "Аполлоном" стыковались, но потом это все быстро захлопнулось, Америка вернулась на свое место вечного врага для одних, и многих, и последнего пристанища и защитника для других, и немногих. Но как сладок был этот плод, как он манил, как звал...

Теперь я позволю себе более поздние размышления об Америке, уже на основе некоторых знаний, жизненного опыта, умения, как мне нескромно кажется, что-то понимать и оценивать.

Начну с цитаты: "To those people in the huts and villages of half the globe struggling to break the bonds of mass misery, we pledge our best efforts to help them help themselves, for whatever period is required, not because the Communists may be doing it, not because we seek their votes, but because it is right. If a free society cannot help the many who are poor, it cannot save the few who are rich". John F. Kennedy

Мой вольный перевод этих слов таков: "Тех людей, живущих в хижинах и деревнях на половине земного шара, борющихся с объятиями массовой нищеты, мы заверяем, что приложим все усилия, чтобы помочь им помочь себе, для чего требуется время, не потому что коммунисты могут сделать это, не потому что мы ищем их голоса, но потому что это правильно. Если свободное общество не может помочь тем многим, кто беден, это не может спасти немногих, кто богат". Джон Кеннеди.

Я думаю, что в этой формуле великого американского президента передан весь смысл политики, идеологии и философии США, которую они исповедуют и распространяют по миру и которую многие у нас (и не только у нас) осуждают, не понимая и не отдавая себе отчет в том, что все в мире взаимосвязано и нельзя отсиживаться в уютных квартирах и фазендах, намазывая на тосты арахисовое масло, когда совсем неподалеку (или вдалеке - не важно) кто-то умирает от голода.

Ключевыми в этой фразе Кеннеди, по моему мнению, являются слова: "Поможем вам помочь себе". Не рыбу нужно давать, хотя и рыбу поначалу тоже, но главное - дать удочку и научить этой удочкой ловить рыбу. Если на Земле где-то люди голодают, мучаются, страдают, мы, благополучные американцы, не должны, не имеем права спокойно жить, мы должны им помочь наладить свою собственную жизнь. Вот в чем, как я считаю, суть американской внешней политики.

Теперь несколько слов об антиамериканизме, ставшем у нас чуть ли не государственной идеологией и общенациональной бытовой философией.

Антиамериканизм, представления о том, что Америка является новым мировым жандармом, незаконно насаждающим демократию, американский образ жизни, способным с легкостью уничтожить сотни людей в чужой стране ради непонятных идей мифической всеобщей глобализации, к сожалению, получили широкое распространение в нашей стране. В первую очередь, в силу того, что американцы успешны (и во внешней политике, и внутри страны), процветают, и все у них получается, даже несмотря на нынешний кризис, а мы не успешны, а у нас - не получается ни в стране, ни вне нее. А в России принято не любить соседа, ближнего или дальнего, да еще успешного.

Во всех грехах, как известно, для большинства россиян, виноваты Америка, евреи и Чубайс. Безусловно, можно высказывать любые предположения, и США не священная корова, но хорошо бы человеку, освоившему Интернет и грамоту, по возможности иметь более или менее объективное представление о новейшей истории, не искаженные пещерным антиамериканизмом.

Во время второй мировой войны США активно сражались в составе антигитлеровской коалиции; и мы должны быть благодарны американцам за помощь техникой и провиантом по ленд-лизу, за Перл-Харбор, за второй фронт. Америка помогала реанимации и развитию послевоенной Европы и Японии, лежавших в руинах, немало лет противостояла насаждению коммунизма во многих местах на земном шаре. Так, на Корейском полуострове в свое время не позволила последователям советской тирании распространить ее южнее 38-й параллели. Добилась колоссальных собственных успехов во всех сферах человеческой жизни. В настоящее время пытается ослабить угрозы, исходящие от агрессивных режимов, налаживать нормальную жизнь в Ираке и Афганистане, не всегда успешно, но злорадствовать по поводу неудач американцев не следует: мне столкновения в Ираке напоминают бессознательное поведение больного, отбивающегося от врача, оказывающего ему помощь. И мне жаль, что нынешний американский президент принял решение о выводе американских войск из Ирака. Без Америки сунниты и шииты в Ираке просто перебьют друг друга.

Мне жаль, что Америку многие считают агрессивной и злонамеренной. Задумывались ли они о том, почему страны Балтии, Восточной Европы наперегонки бегут под защиту Америки, если уж она такая коварная и безжалостная, что может убивать и карать слабых?

Советский Союз в свое время навязал своим сателлитам (странам Восточной Европы, Балтии, Северной Корее, Камбодже, Кубе и др.) подобия советского режима, от которого одни кое-как избавились, другие до сих пор мучаются, и за которые Россия как правопреемник Советского Союза должна чувствовать ответственность и вину, требующую искупления. Если бы не речь Черчилля в американском Фултоне, не противостояние Америки и всего Запада коммунистической экспансии, что бы было? По всему миру - Советский Союз? Иногда с ужасом представляю себе это, и во мне поднимается волна благодарности к тем, кто этого не допустил. Спасибо Америке!

Негоже быть неблагодарными к тем, кто во многом способствовал нашему нынешнему, в целом безбедному (уж с советским временем не сравнить!), существованию. "Как это способствовал?" - спросит кто-то. А задумайтесь: загляните в собственный кошелек, посмотрите в глаза великому американцу, изображенному на стодолларовой банкноте, может, и благодарность зашевелится к Америке, а не только несправедливые мысли.

И потом, ну представьте на минуту, что Америки нет. А заодно и доллары пропали, и все американские товары и продукты, включая компьютеры и Интернет? Что мы без них делать будем? Что, обратно в совок? Я не хочу.

Америку благодарить надо. Уважать. Я ведь понимаю истоки нелюбви к Америке. Не любят ее, потому что она богата, успешна, независима и - внимание! - сеет по миру добро, помогая всем.

Что и кому Америка сделала плохого? Что конкретно Америка сделала России плохого? Не торговала, не помогала, не сотрудничала, может? Знают ли у нас, что первый и, может, единственный грамотный полноценный рыночный закон в России под названием "Гражданский кодекс" создан на американские деньги?

Чуть отвлекусь от Америки: Помню, с какой издевкой писали в советских учебниках о кризисах капитализма. До одного из кризисов капитализма дожили и мы. Я имею в виду кризис перепроизводства. И никакие общемировые финансовые катаклизмы на него не влияют: магазины ломятся от товаров, которых так много, что совершенно непонятно, как и когда их раскупят. Меня, хорошо помнящего полупустые прилавки советских магазинов, огромные очереди за дефицитом, к которому относилось почти все: от туфель и колготок до колбасы и косметики, нынешнее изобилие, безусловно, радует. Но не могу я, оглядывая прилавки со скоропортящимися товарами, особенно салатами, так аппетитно выглядящими, отделаться от риторического вопроса: "А куда это все девается? Ведь завтра салаты уже испортятся? Неужели выкидывают?"

Один мой российский приятель рассказывал, как его бабушка, несколько лет назад, еще до нашего изобилия посетившая своего сына и его отца, живущего в Америке, плакала, наблюдая, как американский продавец жареных куриных окорочков, выкидывал в мусорный бак остывшие, но не раскупленные тушки, потому что они уже были никому не нужны.

Слава богу, и мы дожили и уже привыкли к этим кризисам в кавычках. Как быстро мы к ним привыкли! Воспринимаем как должное. Как коротка человеческая память! Мы уже забыли нищие магазины, серые дома, неосвещенные улицы советских городов, темную массу плохо одетых насупленных советских людей, отупляющее однообразие советского варианта "дня сурка", пресную жвачку советских книг, фильмов и телепередач. Это было совсем недавно. Я почти каждый день в течение 5 лет по дороге в институт натыкался взглядом на огромную вывеску с безапелляционной надписью: "Коммунизм неизбежен". Неизбежен, и все тут. Ждите...

Все это прошло. И не вернется. Поставил точку в конце предложения, и задумался - наверное, надо было поставить знак вопроса. И не вернется?

Если душить бизнес, поощрять коррупцию, имитировать реформы, не давать развиваться гражданскому обществу - то может вернуться. Если бы вдруг вернулось замшелое угрюмое советское время, мы не выдержали бы этого потрясения. От огромной разницы той и сегодняшней жизни. Давайте ценить нынешнее время. Ведь сейчас стало значительно легче и лучше жить. Сейчас есть возможность попытаться себя найти и реализовать как личность, как свободного человека. Надо ценить это время, его плоды, не только и столько товарное изобилие. Думающим людям товарное изобилие, конечно, тоже не повредит. Но главное, например, для меня - это интеллектуальная свобода. Не стало прокрустова ложа коммунистической идеологии и партийных установок. Читай, думай, пиши, говори. Свободно. Надо лелеять и пестовать эти возможности, пробивающиеся ростки свободной жизни, ростки гражданского общества. Которые нам нужно взращивать, учась и у Америки в том числе.

Демократия, свобода, гражданское общество декретами и законами, автоматически не вводятся. Надо каждый день и каждый час отстаивать свое право на достойную жизнь. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой".

В 90-е годы прошлого века российские реформаторы, многими проклинаемые еще и потому что благодарно восприняли идеи чикагской экономической школы, создали в России частную собственность, основу рыночной экономики, когда производится и потребляется то, что нужно людям, а не решается, что производить - от гайки до шагающего экскаватора, от чулков до птицефабрик - в ЦК КПСС, Госплане и Госснабе. Ведь у людей при советах не было ничего в собственности, даже квартиры были наемными. Ублюдочные садовые участки по 6 соток, кое-где нарезанные шириной в 3 метра, и на которых народ вкалывал и вкалывает до сих пор по привычке до одурения, потому что свое, подчеркивали, как людям хочется иметь это свое. Имея свое, свой магазинчик, ателье, кафе, мастерскую, булочную и др., люди приобретают почву под ногами, им есть чем заняться, о чем думать, о чем заботиться, они становятся нормальными людьми, сами себя реализующими, работающими на себя, обеспечивающими себя и сами за себя отвечающими перед самими собой. Они начинают сами себя уважать. Людям ой как надо себя уважать. Через самоуважение идет и уважение к другим.

К сожалению, в российской ментальности до сих пор устойчивы представления о патерналистской, отцовской роли государства, государстве как некой благотворительной организации, могущей совершать или не совершать благодеяния.

Я считаю, что нам необходимо менять отношение к государству, государственным институтам, государственным чиновникам, даже самым высокопоставленным, как к неким царствующим образованиям и особам. Это мы их выбрали, а если не выбрали, то наняли. Они существуют на наши деньги и их же делят. И не надо нам от государства благодеяний. Не надо благотворительности. Нужна эффективная, грамотная работа по созданию условий для жизнедеятельности бизнеса и гражданского общества.

Ослабьте удавку с бизнеса, уменьшите количество проверяющих и контролирующих предпринимателей инстанций, реализуйте, наконец, на деле принцип одного окна при регистрации предприятий, о чем так живописал в свое время министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Одним словом, дайте экономическую и политическую свободу людям, не убирайте мощной безжалостной рукой с политической арены конкурентов и оппонентов, не душите СМИ, и я уверен - через несколько лет не узнаете страну.

Дайте людям стать самим собой. Как в Америке.

В развитых странах периоды экономического взлета и расцвета сменяются периодами решения за счет накопленных средств социальных задач. Поработает на славу либерализм, как локомотив экономики, обеспечит подъем экономики, ему на смену в том или ином виде в разных странах приходят социалисты, чтобы делить, распределять, помогать слабым. Социал-демократы приходят на смену христианским демократам в Германии, "виги" сменяют "тори" в Великобритании, демократы - республиканцев в США. Пусть эта схема, как и любая другая, несовершенна, но я думаю, что определенная закономерность ею схвачена.

Так вот и у нас, прежде чем делить и отнимать, надо дать поработать либерализму. Посмотрим правде в глаза: мы до сих пор пожинаем разумные плоды реформ либерального гайдаровского правительства, которому и работать-то дали в полную силу меньше года.

Здравому и трезвомыслящему человеку никак нельзя пребывать в тенетах советского, да и нынешнего канона, согласно которому во всех грехах виноват Запад, и США в первую очередь.

Любые исторические события можно нанизать на любой шампур, было бы желание, и подверстать под этот стержень любые оценки и высказывания. Убедительность любых оценок и интерпретаций фактов - вещь чрезвычайно спорная. Важнее тренд. Тенденция важнее фактов. В истории любого государства можно найти неблаговидные моменты. Хорошо бы в нагромождении фактов и вымыслов увидеть вектор движения. Для меня в этом смысле очевидна колоссальная позитивная роль США.

Природа ненависти к США и к Западу в целом, приписывание им различных грехов, грязных мотивов у многих наших сограждан, думаю, вызвана несколькими причинами. Во-первых, завистью к успеху. Во-вторых, непониманием вот какого рода - как можно вести себя так, а не иначе, ведь на их месте имярек поступил бы по-другому; например, операцию в Ираке объясняют стремлением захватить нефть, то есть - судят по себе, примиряют на себя. Это вообще свойственно людям. Но когда по себе о других судит хороший человек, он лишь переживает порой, почему иные не поступают так же хорошо, как поступил бы он. Когда же так думают ограниченные, злобные люди, то получается то, что мы наблюдаем в отношении к Америке: у них двойные стандарты, они осуществляют экспансию, внедряют кругом демократию и т.д. Собственная злобность и мелочность распространяется на других. В-третьих, мизерным размером интеллекта и совести: размышлять трудно, дальше собственного носа не видят, падки на циничные объяснения действий других людей и государств.

Совсем немного о мировом финансовом кризисе. Капитализм - это океан. Это живой океан человеческих отношений, страстей, интересов, их столкновений, борьбы, жизни. Он подвержен бурям и штормам. Он непредсказуем и порой даже капризен. Надо учиться в нем плавать. Из нескольких тысячелетий осмысленной жизни человечество (верней, часть его) лишь малую толику живет в условиях капитализма - то есть свободы экономических отношений, правового демократического поля, обеспечивающего эту свободу. Надо учиться плавать по волнам этого океана. Порой людям казалось, что они уже научились этому, что законы свободной глобализированной экономики стали подвластны им и уже нет никаких секретов для яйцеголовых экономистов и менеджеров из Federal Reverve или Princeton University. Ан нет! Океан свободной экономики родил цунами, которое сильно треплет даже такую мощную и, казалось, устойчивую экономику, как экономика США. Да и сами люди сильно старались утонуть, делая в днище экономического судна разного рода рукотворные пробоины, которые в итоге привели к кризису доверия. Ведь нынешний кризис - это в первую очередь кризис доверия. Но альтернативы капитализму нет. Верней есть, но это заасфальтированный плац с шагающими по нему солдатами Урфина Джюса. Мы в России почти весь ХХ век шагали по этой безжизненной площади. И куда дошагались? Теперь стало модно ругать либеральную модель экономики. Нет, не либерализм виноват в кризисе. Как не может быть чистый воздух виноват в том, что у вас засорились фильтры кондиционера. Прочистите фильтры, раскройте окна пошире, станет легче дышать. О кризисе можно писать много. У него множество аспектов. И пишут. Много. Порой справедливо. О том, что надо умерить аппетиты, что парадигма общества потребления исчерпала себя. Наверное, исчерпала. В Америке. Но мы-то в России еще ведь даже не наелись досыта.

Сегодня (или уже вчера) Президент США Барак Обама прилетел в Москву. Приветствую его на нашей земле. Скажу честно, я неоднозначно отношусь к его высказываниям, речам, предложениям, намечающимся контурам его политики. Но я уважаю выбор американцев. Я не жду ничего неординарного от этого визита. Я знаю, что Барак Обама не пойдет на суд к Ходорковскому и Лебедеву. Но мне бы этого очень хотелось. Я знаю, что он будет ужинать с Медведевым и завтракать с Путиным. Или наоборот. Хорошего аппетита, господин Президент. Но он должен знать, что именно эти господа во многом способствуют разжиганию антиамериканских настроений в российском обществе. Зачем им это нужно? Ответ тривиален. Нелегитимным неумелым руководителям нужен враг, чтобы оправдать свою бездарность и отвести внимание от своей нелегитимности. Я знаю, что Обама хороший дипломат и в любой аудитории и с любым собеседником действует согласно правилам Глеба Жеглова (хоть он о них и не догадывается), помогающих умело воздействовать на других людей, производить нужное впечатление, добиваться того, что требуется. Я позволю себе процитировать самого Обаму: "Те, кто держится у власти при помощи коррупции, обмана и подавления голосов несогласных, знайте, что история не на вашей стороне". А дальше так: ":но мы протянем вам руку, если вы готовы разжать кулак". Возможно, Барак Обама - новый Махатма Ганди и готов не только руку протянуть, но и другую щеку подставить, если ударят по одной. Тогда Владимиру Путину будет легко с ним общаться, он ведь сетовал как-то, что и поговорить не с кем после смерти индийского лидера и философа. Будет ли легче от такой дипломатии народу России, да и США? - не уверен.

Заканчиваю. Не знаю, что получилось от моей первой части (вас еще ждут комментарии д-ра М. Зелина). Чуть ли не большая часть текста посвящена не Америке, но связана с ней, навеяна думами о ней. Я о многом не написал - о том, как я люблю американские фильмы, о том, что для меня Мел Гибсон и Форест Гамп (ну ладно, Том Хенкс конечно) стали чуть не членами семьи, о том, что у меня на рабочем столе компьютера величаво держит факел Леди Свобода на фоне американского флага. Ничего, напишу когда-нибудь. А сейчас уступаю место моему американскому визави.

Анвар УСМАНОВ

Любовь ослепляет

Анвар мне друг, но истина дороже. Мне очень понравилась его статья - эмоциональная, написанная на одном дыхании. К сожалению, я теряюсь в мыслях, когда начинаю думать о различных гранях жизни в Америке - американские идеалы, стиль жизни, экономика, культур, и пр. Я постараюсь дать свое понимание - мое видение изнутри (from inside). Понятно, оно ограниченно моим личным опытом и насущными заботами - суровой американской реальностью. Поэтому прошу простить великодушно все ошибки и ненужные отступления, включая, возможно, и это. Как гласит американская пословица: "The truth is in the eye of beholder", которую я рискну перевести так: "У каждого своя Истина" или дословно: "Правда в глазах наблюдателя".

Мне думается, что здесь речь идет об идеальной модели свободного общества. Несомненно, что технологические достижения, природа Америки, на сохранение которой тратятся большие усилия, лучшие образцы американской культуры впечатляют. Многое, к чему Америка давно привыкла, включая туалетную бумагу, дайперсы, микроволновую печь и прочие удобства, облегчающие жизнь обычных людей, пришли в Россию намного позже (помню, как моя жена латала одноразовую импортную пластиковую пеленку для моего второго сына).

Здесь я согласен с положительной оценкой: Америка действительно накопила огромные богатства и сохранила природные, и даже их приукрасила, включая Ниагарский водопад. Она дала даже простым людям определенную свободу - возможность наслаждаться ими. Понятно, что все это зависит от личного положения и финансовых возможностей, но посетить Лас-Вегас (а он действительно поражает размахом и огнями), Диснейлэнд (а он действительно впечатляет продуманностью и изобретательностью, включая диснеевские мультфильмы, которые вам показывают на огромном экране, образованном брызгами фонтанов, вырастающих у вас на глазах из канала, отделяющего зрительские трибуны и остров, на котором идет красочное представление, заканчивающееся прекрасным феерверком), или Ниагару (где, кстати, я побывал пару месяцев назад).

Ясно, что джинсы и Мальборо, за которые, говорят, девочки отдавались в прошлые времена, - здесь ни для кого не мечта, а необходимость (за исключением табака). Вообще, стандартное клише стандартной американской мечты - это хороший дом, семья и машина. Почти у любого, кто готов трудиться, есть шанс достичь этой мечты - система не накладывает таких ограничений, как в бывшем СССР или в Европе, где мне приходилось бывать в разных странах, и где существует, как мне кажется, больше социальных барьеров вследствие старых дворянских традиций.

Несомненно, что это далеко не идеальное общество - любая система имеет свои ограничения. Даже Джон Кеннеди, красавец и миллионер, добившийся власти, став Президентом США, говорил- "Life is unfair" (жизнь несправедлива). Как же тогда всем остальным жаловаться на жизнь?- приходиться ценить то, что имеешь. И как в России, так и в Америке, семья - одна из главных компонент личного счастья. Поэтому, когда меня американцы спрашивают о том, как я здесь живу, я отвечаю, что в традиционных русских сказках есть старик (an old man), у которого три сына (как у меня): поэтому я живу, как в сказке.

Говоря о классической литературе - о многих классиках, упомянутых Анваром, - это, как мне представляется, прошлый век (в прямом смысле слова). Очевидно, их еще проходят в школах, но многие выпускники университетов, по крайней мере - технических специальностей, не знают О.Генри или Джека Лондона. Они просто никогда о них не слышали, но зато знают ту часть современной литературы, которая им нравится - фантазия, фантастика и прочие направления, сочетающиеся с компьютерными играми.

Переходя к модели свободного демократического общества и американских идеалов, которые Барак Обама в своей речи после победы на президентских выборах назвал наиболее важными компонентами американского экспорта, скажу, что русская пословица- "Ложка дегтя в бочке меда" - может оказаться очень здесь подходящей. Верится, что не только в благотворительных организациях, но и в правящих политических кругах есть настоящее желание помочь нуждающимся. Но модель свободного демократического общества, навязываемая несвободно, может оказаться той самой ложкой дегтя. К тому же, сама модель, финансовой основой которой является свободный рынок, все больше обретает черты -знакомые до боли- социализма.

Во-первых, государственное влияние на капитализм постоянно увеличивается. Это особенно отчетливо видно с приходом к власти демократической партии, традиционно фокусирующейся на социальных программах, что означает повышение налогов в той или иной форме: кто-то должен платить за льготы. Нынешний кризис особенно усилил государственное влияние на экономику, а, как известно, государство обычно привносит элемент бюрократии.

Во-вторых, основа капитализма - частная собственность - не существует в том чистом виде, как в прошлом веке. Владельцы основной части капитала больших компаний- акционеры: пенсионные фонды, финансовые фонды и т.д. В результате, компаниями управляют менеджмент, работающий по найму, у которого могут быть свои краткосрочные приоритеты. Во времена Форда, Томаса Эдисона, Харви Фаерстона, компании, основанные ими, тоже были public companies, т.е. публичными акционерными компаниями. Но основатели компаний были активно вовлечены в руководство. Будучи талантливыми изобретателями, они фокусировались не на графиках и отчетах, как во многих бюрократических организациях сейчас, а на достижении конкретных результатов. Бюрократический капитализм несильно отличается от бюрократического социализма - инновации становятся фокусом выступлений руководителей, но не находят конкретного воплощения.

Понятно, что частные собственники компаний тоже делали и делают ошибки, иногда приводящие компании к грани разорения. Тот же Томас Эдисон потратил огромные ресурсы и суммы, изобретая шагающий экскаватор в середине 20-30 годов прошлого века для разработки руд в горах штата Миннесота. Это предприятие пошло крахом, и Эдисон потерял почти все финансы, которые получил от продажи его части акций Дженерал Электрик, им основанной. Тем не менее, частная собственность заставляет людей искать новые пути развития их компаний более активно по сравнению с бюрократическими предприятиями.

Я могу привести много различных конкретных примеров, включая мою эпопею с решением проблемы foreclosures- выселения неплатежеспособных домовладельцев и продажи дома с аукциона. Это действительно показательный пример, который я опущу здесь, поскольку он уведет от основной линии этой статьи - моих комментариев на взгляд на Америку извне и моих наблюдений изнутри (пожалуй, я вернусь к этому интересному и очень показательному проекту отдельно, если это представится актуальным).

Следующий пункт касается антиамериканизма, американской модели успеха, успешно завоевывающей мир, и роли США во второй мировой войне. На мой взгляд, человечеству так еще и не удалось разработать успешную модель успеха. Многие талантливые люди, сумевшие пробиться на вершину социальной иерархии (согласитесь - для этого нужен определенный талант), кончили падением и крахом карьеры. Интересующиеся могут посмотреть мой кусочек Игры в Бисер (мой другой образовательный проект), кусочек паззла, на эту тему (http://www.gameofbeads.com/_en/index.php). Что же касается World War II, я был очень удивлен, когда, приехав США в начале 1990-х, узнал, что это Америка выиграла войну. Мой отец был командиром танкового взвода под Сталинградом, и то, что я знал про войну от него, из книг, фильмов сильно отличалось от того, что я слышал и читал, в частности про Сталинград, например, в книге "Враг у Ворот" ("Enemy at the Gate"), по которому был поставлен довольно успешный американский фильм. У каждого своя правда- The Truth is in the eye of beholder. Поэтому, мне кажется, что вот такой взгляд на Америку изнутри и извне (inside-out and outside-in- выражение, также означающее "со всех сторон") может дать стереоскопическое представление, отличающееся от стереотипного для двух разных сторон.

Я, несомненно, благодарен судьбе за возможность получить персональную свободу; хотелось бы еще получить финансовую независимость. Как известно, деньги не делают человека счастливым, но многие без них чувствуют себя несчастными. Сегодняшняя Америка, как мне видится, решила фундаментальные проблемы. Я ем обычные продукты- яблоки, виноград, груши - из обычных магазинов, как большинство обычных американцев. И я вспоминаю, как приходил на рынок в России, и гордые продавцы с гордым профилем и больших фуражках заботливо протирали сочно-выглядящие фрукты. Я бы должен был из штанов выпрыгнуть со своей инженерной зарплатой, и все равно не смог бы купить эти простые вещи. А здесь - первая клубника, малина, ежевика и т.д. - доступны с шести часов утра, как в известной шутке. Но это не шутка, когда жизнь одна, и большая часть ее уходит на решение проблем быта. Конечно, не всем интересно решать философские проблемы - быть или не быть? (to be or not to be - that is the question). Например, меня больше интересует новая постановка этого классического вопроса- to be and not to be- how is the question? - как быть и не быть одновременно. Доступность любой литературы, музыки: такая же доступность духовной пищи, как и телесной, несомненно, упрощает жизнь в США. И все это благодаря основе производительной демократии - массовому производству. Распространение этого американского изобретения на все области человеческой жизни - физическую и интеллектуальную (метафизическую) - позволяет сделать доступным для большинства самое необходимое.

Мне бы хотелось перейти здесь от общих наблюдений к более конкретным примерам, включая обычных американцев. Это обычные люди со своим независимым мнением, являющиеся основой американского успеха. Знаю, что русская смекалка не уступит американской изобретательности (Yankee ingenuity). Но система устройства в России такова, что творческому изобретательскому таланту тяжелее пробиться, чем в Америке. Здесь сказывается опыт предпринимательства - основа независимого мнения многих американцев. Как мне представляется, новый капитализм России, Дикий Восток повторяет многие черты Дикого Запада. Излишняя агрессивность - плохо, как обычно, излишки - плохо. Но настоящая частная собственность, даже учитывая излишества нуворишей, может заставить бюрократический капитализм работать более эффективно, чтобы конкурировать на мировом рынке.

Но это уже другая тема - взгляд на Россию извне.

Михаил ЗЕЛИН