Статья

ЧЕХОВ КАК ДРАМАТУРГ.
Попытка разоблачения.

Я считаю, что в культуре человечества, понимаемой как сумма неких знаний, представлений, оценок, сложившихся стереотипов, есть ряд устойчивых заблуждений, которые никто не решается развенчивать. Они настолько вошли в плоть и кровь культуры, с ними настолько свыклись, они считаются настолько неоспоримыми, что, уверен, нынешняя моя попытка развенчать одно из них вызовет у кого недоумение, а у кого и гнев.

Речь пойдет о Чехове. Да, да, не удивляйтесь, именно о Чехове. Антоне Павловиче Чехове, всеми признанном гении драматургии, авторе нескольких знаменитых пьес, разыгрываемых на театральных подмостках театров во всех мире до сих пор и во множестве. Где-то я недавно слышал, что в один, наугад взятый день в мире шли 18 (!) спектаклей Чехова.

Подчеркиваю, речь пойдет о Чехове как драматурге. К рассказам и повестям Чехова я отношусь хорошо. Некоторые из них даже считаю вершиной мирового литературного творчества, одной из вершин. Например, рассказ "Налим". Но сейчас не об этом.

Итак, пьесы Чехова. Объем эссе не позволяет сделать подробный разбор каждой пьесы Чехова или хотя бы нескольких из них. Передам свои ощущения главным образом о "Чайке" и "Вишневом саде", чуть, быть может, коснувшись и иных.

Сразу оговорюсь, что считаю Антона Павловича очень умным человеком, разбирающимся в человеческой природе, очень внимательным наблюдателем, рассказчиком и стилистом, литератором, умеющим писать очень красивые, точные и сильные тексты. Тексты как таковые. Например, у меня нет претензий, более того, меня просто заворачивают слова из "Чайки": "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы:".

Когда я в конце прошлого года был на "Чайке" в Ленкоме, единственное, что меня удерживало от того, чтобы не уйти вслед за женой, это текст. Еще раз подчеркиваю, текст как таковой. В отрыве от характеров, слабых и невразумительных. В отрыве от сюжета, высосанного из пальца. Все искусственно в этой пьесе. Не люди в ней, а манекены. Не характеры, а пародии на характеры. Не столкновения и подлинная драматургия, а имитации подлинного драматургического действа.

Как будто Антон Павлович специально глумился над теми, для кого писал свои пьесы, я, конечно же, имею в виду МХАТ того времени, его труппу и руководителей. Знаете, с таким расчетом - нате, получите, ведь и это сочтете гениальным. И эту, извините, лабуду. Ничто в "Чайке" не трогает мою душу, больше того все отвращает, либо вызывает нервную зевоту.

Теперь чуть о "Вишневом саде". Знаете, это ведь пьеса абсурда. Это не реализм, не, тем более, комедия, как ее назвал сам автор. Какая же это комедия, над чем в ней смеяться? В ней абсурдно все. Все неправда, все вымышлено. Вишневых садов на Руси не было отродясь. Вишневый сад, как сад, абсурден. Как элемент театра абсурда я его воспринимаю. Но для этого надо сделать все-таки над собой какое-то усилие. Мадам Раневская вычурна и

неправдоподобна от начала до конца пьесы. И так далее и так далее. Фирса мне не жалко. Лопахин вызывает раздражение. Я не буду здесь раскладывать как на блюде ингредиенты пьесы - персонажей, повороты сюжета, идеи. Они анахроничны, неинтересны, откровенно слабы. Сегодня Чехова можно ставить и рассматривать только лишь как повод для чего другого. Например, как это

делает Погребничко в театре "Около". Вот туда я советую

всем сходить и посмотреть тамошнего Чехова. Так почти нет Чехова. И в то же время он есть. Но к в развитии, в экстраполяции, и в кисло-сладкой постмодернистской смеси.

Итак, я не воспринимаю Чехова как самостоятельного полноценного драматурга. Если он таким и был когда-то, то сейчас безнадежно устарел. И держится как автор на театральной сцене лишь в силу того заблуждения, о котором я говорил в начале. Как предтечу Беккета и Ионеско я воспринимаю Чехова-драматурга. Как автора самостоятельных самоценных пьес - нет. Уж простите.

P.S. Если Вам было интересно это прочитать, то на подходе подобное же разоблачение (очередное) Пушкина, затем Булгакова. В отношении которых, как я считаю, человечество (его часть) впало тоже в заблуждения.

Анвар УСМАНОВ