Статья

Проект SOLID vs COVID
ПЕРЕХОД

«Переход» – британский фильм Джея Ли Томпсона в жанре военной драмы. Вышел на экраны в 1979 году.

В фильме показан небольшой эпизод из истории французского Сопротивления 1940-х – переправка через Пиренеи семьи американского учёного, преследуемого нацистами. В фильме особо отмечаются яркие образы антиподов — мужественного проводника-баска и фанатичного садиста-эсэсовца, созданные Энтони Куинном и Малкольмом Макдауэллом.

Съёмки фильма проводились по большей части в Верхних Пиренеях. Ещё до выхода на экраны Джеймс Мэйсон предположил, что фильм не будет иметь особенного коммерческого успеха, поскольку «люди не любят много снега в фильмах». Многие кинокритики полагают, что Мэйсон оказался прав. Кассовые сборы «Перехода» оказались сравнительно низки. В то же время, несмотря на ограниченность бюджета и спецэффектов, аудитория высоко оценила замысел, воплощение и актёрские работы в фильме.

Режиссёр Борис Швец: «Данный английский фильм, помнится, имел тогда специфическую популярность среди советских любителей кино (шёл с прокатным цензом «Кроме детей до 16 лет»). Фашисты там были показаны крайне отрицательно, но в сей «идейно приемлемой» ленте было столь много патологической жестокости, связанной с персонажем нашего «героя», что он производил по окончании просмотра фантасмагорическое впечатление. Уж слишком Малькольм Макдауэлл там подавлял собой (и собственным безумным взглядом) своих именитых коллег по кадру, хотя его имя стояло лишь на третьем месте в титрах.

Я помню тот короткий период, как во время первой волны видеобума на торцевых наклейках кассет напротив названия фильма в скобках указывалось главное актёрское имя – «Малькольм Макдоуэлл» (чего удостаивались далеко не все кинозвёзды). На видеомониторах его лицо зрители узнавали, главным образом, из-за продолжавшего тогда у нас свой прокат всё того же «Перехода». Он был главным видеозлодеем 1985– 986– 987 годов».

Смотреть ПЕРЕХОД