Статья

Проект SOLID vs COVID
CARMINA BURANA

«Carmina Burana» - фильм французского оперного режиссёра-новатора Жана-Пьера Поннеля, снятый в 1975 году по сценической кантате немецкого композитора Карла Орфа.

Либретто Орфа написано им самим по мотивам средневековых стихотворений из одноимённого сборника («Carmina Burana»; полн. «Carmina Burana: Cantiones profanae cantoribus et choris cantandae comitantibus instrumentis atque imaginibus magicis» - «Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями»). Премьера прошла во Франкфурте в 1937 году и вызвала весьма неоднозначные оценки. Геббельс назвал её «образцом немецкой музыки», но многие нацистские критики посчитали её «дегенеративной». Вероятно, они нутром чуяли врага: Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Белая роза». Хуберт и его студенты Кристоф Пробст, Ганс Шолль, Софи Шолль, Александр Шморель, Вилли Граф, Ганс Лейпельт были казнены нацистами. Орф даже не попытался использовать свой авторитет и для защиты Хубера, опасаясь за собственную жизнь, но при этом не делал каких-либо публичных заявлений и в поддержку режима.

Жан-Пьер Поннель родился и учился в Париже, но начал свою карьеру в Германии. Сначала в качестве сценографа, затем режиссёра. В 1962 году в Дюссельдорфе он поставил свой первый спектакль - «Тристан и Изольда». Его постановка этой вагнеровской оперы на Байройтском фестивале в 1981 году была оценена как одна из самых эстетически совершенных.

Театровед Светлана Орешенкова: «Кантата Карла Орфа «Carmina Burana» не имеет прямых аналогов в истории музыкального театра, и уж, верно, не похожа на всё то, с чем до сих пор работал Поннель: ХХ век, лаконичный музыкальный материал, полное отсутствие фабулы… Орф, как известно, положил в основу своего произведения сборник поэзии вагантов. Использованные им стихи лишь примерно группируются по самой общей тематике (весна - шинок - любовь), создавая невероятно пестрый водоворот образов, ситуаций и даже языков. Предметом Орфа становится не история (во всех смыслах слова), а сам дух средневековья, и Поннель своей постановкой с готовностью включается в спор о пресловутой мрачности - или карнавальности - маняще загадочной эпохи. «Carmina» - это «песня». «Carmina Burana» - единственная опера, герои которой имеют все основания петь и потому не нуждаются в «театральной условности» в качестве оправдания. Постпродакшн позволяет не задумываться и об условности во имя «удобства пения». Но Поннель до некоторой степени остаётся верным себе: он снова создаёт театр. Только на этот раз театр - не каркас и не отправная точка «от противного», а сама суть постановки. «Carmina Burana» - не театр перед камерой и даже не «театр на экране». Это театр не воссозданный, а оживлённый фантазией режиссёра, и потому, может быть, не вдруг опознаваемый теми, кто не разделяет его интереса к истории культуры. В фильме Поннеля румяные лица соседствуют с жуткими масками, бурное ликование весны сменяет адское пламя, попеременно льются песни и вино, а черти и ангелы вместе кружатся в танце. Без двухэтажного помоста, нравоучительного сюжета и восторженно наблюдающей толпы, но все же это - не по структуре, а по самой сути - мистериальный спектакль: дух средневекового театра, зримо воплощающий дух музыки Орфа».

Смотреть CARMINA BURANA