Статья

ДРУГИЕ ВРЕМЕНА
Красно-белые раздоры в КПРФ

Полгода в питерской КПРФ тянется "ленинградское дело" - фракционная борьба между "большевиками" и "меньшевиками". Но громкие название никого не должны вводить в заблуждение. Исторические параллели неуместны.

Кто больше?

"Большевиками" называют себя сторонники бывшего первого секретаря Владимира Федорова - ситуативное большинство активистов и делегатов партконференций СПб ГО. Под давлением ЦК Федоров был исключен из партии, но сохранил статус лидера фракции в Законодательном собрании. Другой известный представитель этой группы - журналист Семён Борзенко, бывший пресс-секретарь горкома и фракции. Также он курировал молодежную политику, в первую очередь, деятельность Федерации социалистической молодежи (ФСМ).

ФСМ возникла еще в эпоху перестройки как молодежное крыло Соцпартии. В ноябре 1994 года питерская организация возродилась в другом формате, как единый центр притяжения для молодых левых. Новая ФСМ объединила активистов Российской партии коммунистов (РПК), Социал-демократической партии РФ, Соцпартии трудящихся (СПТ), Партии самоуправления трудящихся (ПСТ), Социал-демократического союза (СДС), Российского комсомола (РКСМ).

Послеперестроечную историю питерской ФСМ можно четко разделить на два периода. Первый (до VII конференции в мае 2000 года) связан с именем председателя правления доктора исторических наук Руслана Костюка (СПТ), специалиста по новейшей истории Франции. Тогда Федерация успешнее проводила научные конференции и семинары, чем уличные акции.

После Костюка в ФСМ сменилось три лидера. Все эти годы, особенно после раскола КПРФ (2004), ухода социал-демократов и выборов в ЗакС (2007), последнее слово оставалось за Борзенко, одним из вожаков питерского РКСМ в 1990-е. К 2006-2007 годам федерации удалось уравновесить академический и уличный "фронты работ". Но всерьез нарастить "мышечную массу" ФСМ так и не смогла. Более того, некоторые критики в "левом" лагере считают "федерастов" мальчиками на побегушках у "обкомычей".

"Меньшевики" именуют своих оппонентов "неотроцкистами". Наверное, это поверхностная, пристрастная оценка, "сгущение красок". Сторонники Федорова и Борзенко, конечно, не большевики образца 1917 года. Да и прохождение списка КПРФ в ЗС СПб обеспечили отнюдь не пламенные революционеры.

Видимо, несколько десятков тысяч голосов перешли, когда горизбирком не допустил к выборам леволиберальное "Яблоко". Еще примерно столько же - от левопатриотического электората "Родины". Тех, кто не поддержал ни "Справедливую Россию" ни "Патриотов России" во главе с бывшим первым секретарем горкома Олегом Корякиным. Его в 2000 году партийцы избрали с подачи Юрия Белова.

Кто меньше?

Что представляют собой сами "меньшевики"? То есть те, кто идет по "победному ленинскому пути" вслед за Беловым, Геннадием Зюгановым и председателем ЦКРК, секретарем Псковского обкома Владимиром Никитиным. Их идеология, можно сказать, "символ веры", - "русский социализм".

"Жизнеутверждающая вера особенно нужна всем нам в сегодняшние трудные времена. Когда все происходящее вокруг чаще всего лишь гнетет и унижает человека. Отнимает у него веру в себя. Лишает уважения к собственному народу, своей истории. Не оставляет надежды на будущее и иссушает душу. Сеет злобу и эгоизм. Вскармливает корысть и невежество. Заставляет замыкаться в крохотном мирке личных забот об элементарном выживании. В общем, все делается для того, чтобы человек перестал быть человеком, осквернил душу, утратил своё высшее призвание. Мы, коммунисты, как и все честные люди страны - которых на Руси абсолютное большинство - во все времена и при всех испытаниях прилагали свои силы, чтобы противостоять этим тёмным соблазнам и искушениям. Мы всегда говорили людям, что надежда есть. Надежда на то, что Россия с достоинством пройдёт через выпавшие ей испытания. Что народ наш выйдет из них очистившимся и просветлённым, яснее, чем прежде, поняв и самого себя, и окружающий мир. Что все мы станем неизмеримо сильнее и мудрее. И вновь сможем совершить беспримерные шаги по пути гармоничного развития как всего общества в целом, так и каждой составляющей его личности. Шаги, открывающие двери в достойное и великое будущее. Справедливость и равенство, правда и человечность - вот те великие ценности и цели, что исконно лежат в основе и веры Христовой, и коммунистического идеала. Во имя них и должны мы объединить все наши силы в борьбе с несправедливостью, злом и тьмою, застилающими мир", - говорит Зюганов в своем пасхальном поздравлении.

Нестроения и настроения

"В России смута. Смута не только во власти, но и в умах. Какое-то торжество безумия. И без того разобщённая и раздробленная оппозиция продолжает дробиться и разделяться дальше, превращаясь в мелкий песок, легко носимый каждым очередным вихрем политтехнологий:В этих условиях мы зачастую чувствуем себя вовлеченными в какой-то безумный фарс, в арт-проект театра абсурда. И вполне очевидно, что этот апофеоз безумия неслучаен, это верный способ дезориентировать население России, полностью и окончательно отключить политическое сознание народа перед наступлением финального акта уничтожения русской национальной государственности", - констатирует один из глашатаев "русского социализма" ("доктрины победы") биолог Сергей Строев. До вступления в КПРФ он успел побывать в РНЕ.

По мнению Строева, в 90-е сложилась достаточно устойчивая политическая конфигурация. С одной стороны, "блок либеральных демократов и бюрократии". С другой - союз "красных" и "белых" патриотов от ортодоксальных коммунистов на левом фланге до монархистов и радикальных националистов на правом. Такой, парадоксальный на первый взгляд, альянс на самом деле был "глубоко естественен" и определялся объективной социально-классовой структурой общества, возникшей в результате гайдаро-чубайсовской приватизации, последующей деиндустриализации страны и ее превращения в сырьевую колонию.

В странах классического капитализма центральная ось классового антагонизма задается борьбой между буржуазией и наемными рабочими, т.е. между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Отсюда и линейный политический спектр с его правым и левым полюсами.

По Строеву, при Ельцине основной антагонизм также пролег между двумя двумя полюсами. Один - это "консолидированный слой приватизаторов", которые извлекали сверхприбыли из распродажи "захваченной" ими "общенародной собственности" на природные ресурсы.

Их антагонист - "широкие народные массы", "ограбленные" в ходе приватизации, но "классово аморфные и бесструктурные" в силу "нарастающей колониальной деиндустриализации". В этих условиях идеология социального протеста "естественным образом определилась не в классовых координатах, а в национально-освободительных".

"Возникновение феномена "красного национализма" или "национального коммунизма" определялось, таким образом, не политтехнологическими ухищрениями Проханова или Дугина, а объективной социальной реальностью", - делает вывод Строев.

С 2000 года правящий "буржуазно-криминальный" режим начал свое "стремительное злокачественное перерождение" в "фашистскую диктатуру", завершившееся в конце 2004 года "фактической ликвидацией демократических институтов". Это привело к "кардинальной перегруппировке политических сил", сближению всех противников "фашистского режима" из обоих "антагонистических лагерей" - коммунистического и "демократического".

"В ходе выборной компании 2004 года возник немыслимый прежде альянс КПРФ, СПС и "Яблока". А уже к концу 2004 - началу 2005 года в ходе протеста против монетизации льгот совместные акции АКМ, РКСМ(б), КПРФ, НБП и "Яблока" перестали восприниматься как нечто экзотическое и противоестественное", - приводит факты Строев. Он обеспокоен "оранжевой угрозой". По нему природа "оранжевой манипуляции" в "целенаправленной подмене идеологии и объективных социальных интересов политтехнологическим арт-проектом", канализации протестной энергии масс в целях и интересах манипуляторов путем иррационализации и деидеологизации социального протеста.

Идеология, "рациональная социальная и политическая программы" подменяются "эмоциональной экзальтацией" и "единством стиля". Это создает "эйфорию протестного братства и свободы". "Эмоциональный угар и игра на инстинктах толпы - это явный признак манипуляции сознанием, защита от которой может быть только одна - духовное трезвение и рассудочный критический анализ объективных процессов", - делает вывод наш герой.

По Строеву, "социальная и классовая природа" кремлевских и "несогласных" тождественна. Это "консолидированный слой компрадорской буржуазии и высшего чиновничества". Различия минимальны и касаются, главным образом, вопросов политического имиджа, предпочитаемых методов управления и исходного социального происхождения. Так, в "путинской партии" доминируют выходцы из чиновничества и спецслужб. В "демократической" - из "сверхкрупной буржуазии".

Кто бы не победил, принципиально вектор политики государства не изменится. В любом случае компрадорская олигархия будет проводить политику подчинения России власти транснациональных корпораций, поступательной деиндустриализации и, что важнее всего, геноцида коренного населения. Политика "буржуазного режима" будет определяться одними и теми же "компрадорскими интересами". "Сведется к той же форме олигархии", радикально либеральной в плане экономики и радикально репрессивной в плане внутренней политики, - продолжает Строев, выносит свой вердикт: - Национальная, почвенническая природа путинского режима - это ровно такой же миф, как и демократические ценности его "либеральных" противников".

Ценность у них только одна - нефть, и, так или иначе, они её поделят. Противоречие между этими двумя кланами, конечно, реально, но характер его далек от антагонистического. Гораздо важнее то, что это противостояние задает совершенно ложную систему политических альтернатив.

"В случае если в стране созреет-таки революционная ситуация, она рискует быть реализована в заведомо контролируемых и манипулируемых формах. Вот настоящая угроза, на борьбу с которой мы должны мобилизовать все наши силы", - призывает Строев.

У него есть свой рецепт "что делать", как "адекватно ответить" на вызов "оранжевого" проекта. "В стратегическом плане главное - это ясное и четкое оформление партийной идеологии как синтеза советского и русского национального патриотизма". С ясными и недвусмысленными ориентирами на "ликвидацию частной собственности", но со столь же ясным и не допускающим толкований "осуждением национального нигилизма, русофобии и воинствующего атеизма". Только оформление идеологии и выход из того состояния идейной и политической аморфности, в которой сейчас пребывает КПРФ, может сделать партию "силой, определяющей дальнейшую историю России".

Как считает Строев, классическая марксистская теория революции (несущая явные черты мессианской эсхатологии) немыслима без пролетариата, точно в той же степени, как Христианство немыслимо без личности Христа. Пролетариат - это ключевой субъект всего исторического процесса, коллективный мессия марксизма. Вся марксистская классика выстроена вокруг этой ключевой фигуры.

Теоретик "доктрины победы" апеллирует к авторитету Зюганова. "Мы убеждены в том, что в современной России ключ к ее возрождению - в единстве и слиянии борьбы трудящихся за социальную справедливость и борьбы патриотов за национальное спасение. Социалистическая революция в России по-прежнему возможна. В современных условиях она может состояться как результат национально-освободительной борьбы. Национально-освободительная революция в силу наших особенностей будет неизбежно носить антибуржуазный, антикапиталистический, антиглобалистский характер. В этих условиях российские коммунисты должны как можно быстрее освоить новое идеологическое пространство народного, пока еще стихийного "русского социализма". Возглавить это движение, придать ему научную обоснованность, политическую целеустремленность, организованность, боевитость и силу", - цитирует он вождя КПРФ.

А вот как Строев характеризует "неотроцкизм" Федорова и Борзенко: "Любое отрицание, любое умаление значения национально-освободительной борьбы, под какими бы "левыми" и "революционными" лозунгами оно не озвучивалось, есть по существу отрицание единственной возможности социалистической революции. Именно в этом и состоит идеологическая основа неотроцкизма, прикрывающего ультрареволюционной, ультралевой фразой, выраженной, прежде всего, в отрицании национально-патриотических и религиозно-цивилизационных ценностей, фактическое отрицание реального пути перехода к социализму, а, следовательно, фактическое осознанное или неосознанное обслуживание классовых интересов компрадорской буржуазии".

По словам Строева, группа Федорова являет собой наиболее типичный образец неотроцкизма как политического явления, сочетающего отрицание национально-освободительной борьбы в пользу классовой на словах с голосованием за предложенный городской администрацией бюджет на деле.

И что же?

Подведем итоги. Итак, "большевики" ("неотроцкисты") - за модернизацию КПРФ. "Меньшевики" вменяют им непонимание "русского вопроса". Кстати, еще радикал Анпилов в своей книге "Наша борьба" называл Зюганова "социал-националистом". "Национал-меньшевиком" считает лидера КПРФ и его бывший партайгеноссе Ричард Косолапов.

В случае со Строевым "большевикам" сложно упрекнуть этого "русского социалиста" в неумении оперировать "классовым" инструментарием. Отметим, что даже Ленин называл себя и своих товарищей (в некоторых дореволюционных сочинениях) русскими социалистами.

Забавнее с "зюгановцами" Беловым и Никитиным. В 1990 году Белов прославился критикой "сталинщины" и обвинениями в адрес "экстремистов" из ДемРоссии. Смешны из его уст и упреки Корякину и Семигину в 2004-м, Федорову и Борзенко в 2008-м в "парламентаризме". Идеолог "социал-патриотизма" Белов 10 лет заседал в Госдуме. И продвигал на партийные посты тех же Корякина и Федорова он же!

Тот же "национал-коммунист" Строев не видит разницы между "корякинщиной" ("неоменьшевистской антипартийной группой") и "федоровщиной", между "семигинскими недобтками" и "неотроцкистскими вредителями".Но почему-то не даёт такой же принципиальный "классовый" анализ "беловщине" и "зюгановщине", "национал-меньшевикам" и "социал-патриотам".

Если же верить главному партийному контролёру-ревизору Никитину, КПРФ в трудных условиях сумела сохранить "политическую самостоятельность" и не вступить в союзы ни с "прозападной властью", ни с противодействующими ей "прозападными, праволиберальными силами Касьянова, Каспарова, Хакамады". Партия идёт "победным путем" и выполнит "отведенную ей историей роль защитницы трудового народа и спасительницы российской цивилизации. КПРФ - это партия счастливого будущего России".

Никитин верит, что "русский мир стоит перед рассветом", несмотря на то, что "глобализация по-американски ведет человечество и планету Земля к гибели". При этом не вспоминает, что когда-то получал гонорары от фонда Рокфеллера. Да и Зюганов сотрудничал когда-то с Российско-американским университетом. И указывал в своей декларации о доходах про деньги от банкирского дома Варбургов, спонсоров Гитлера и Троцкого. Любой мог прочитать эту информацию на стендах в избирательных участках на президентских выборах 2000 года.

Выходит, если не считать идеологической эквилибристики, сущностной разницы между вчерашними союзниками нет! В 2003-2004 годах будущие "большевики" вместе с "социал-патриотом" Беловым, "национал-меньшевиком" Зюгановым и "национал-коммунистом" Строевым дружно громили "раскольников": Семигина, Потапова, ивановского губернатора Тихонова, Корякина, Малинковича, Яушева. Из партии было вычищено большинство региональных секретарей. Тех, кто более других сделал, чтобы коммунистическое движение выжило после банкротства КПСС.

До Семигина Зюганов и его окружение успели воспользоваться спонсорской помощью Семаго, "аптечного короля" Афанасьева, портового "красного олигарха" Виталия Южилина, ЮКОСа (через Алексея Кондаурова, Сергея Муравленко и Илью Пономарёва). А сколько "красных губернаторов" перебежало в "Единую Россию"?

Федоров, Борзенко и те, кто их еще не предал, стали очередными жертвами банальной межличностной (внутрипартийной) конкуренции за доступ к ставкам в горкоме и фракции и другим вполне материальным благам. Недавно Зюганов получил заветную игрушку - прямой телефон к президенту.

Есть ли в КПРФ некая "третья сила" между как бы "правыми" и как бы "левыми"? Есть. В чем ее сущность? В том, чтобы выжидать "кто кого" и следовать "генеральной линии" партии.

Степан ЛЕШИЙ