Статья

ФИЛОСОФИЯ НЕНИЩЕТЫ
ИЛИ "$АМКИ" В СОБСТВЕННОМ СОКУ

У меня - два долга: нужно написать статью по телепередаче "Николай II: прерванный триумф", которая была аж в начале года. И вот эту, которую вы читаете сейчас, по роману Сергея Анохина "$амки", которую я прочел всего то месяц назад. То есть, в моем внутреннем рейтинге важности - поделиться впечатлением - победили "$амки".

На первый взгляд - обычный бандитский роман, коих легион. Написан, безусловно, хорошим современным русским языком. Динамичен, держит в напряжении от первой строки до того момента, когда книжка закончена, и начинаешь перечитывать отдельные эпизоды, которые особенно понравились или сильно задели.

Роман, кстати, охватывает новейшую историю России от 89 года прошлого века до наших дней. Отдельные сюжетные линии касаются даже событий середины 70-х гг. В некотором смысле этот роман - своеобразная энциклопедия новорусской жизни. По крайней мере, некоторых специфических, но отнюдь не маргинальных, ее ипостасей.

Все это, было бы интересно для меня, хотя я и не любитель бандитских романов, но не более того. Во всяком случае, ни художественные достоинства, ни знание материала автором, не стали бы причиной моего желания поделиться с читателями своими мыслями.

Те, кто систематически знакомится с напечатанными здесь материалами, автором коих я являюсь, заметили, что моей дерзости не хватает для литературоведческого анализа и, более того, даже практической политики я не касаюсь. Ну, в последнем случае все понятно: нельзя же всерьез надеяться поймать призрака. Однако меня всегда интересовали вопросы морали, так как я остаюсь в убеждении, что только мораль и, в том числе, чувство собственного достоинства могут сделать нас гражданами, то есть хозяевами страны. Так вот, роман "$амки", несмотря на популярный стиль, как раз является своеобразным манифестом новорусских корпораций, новорусской корпоративной философии и тем самым утверждает мораль этой новой корпорации.

Здесь важно определиться в терминах. Главные герои романа - не олигархи и не силовики, но люди, которые сами сформировали себя и организовали свой бизнес не с помощью, а вопреки.

В романе много сюжетных линий. Собственно одна из них - далеко не доминантная - и дала ему название. Но главная мысль в противостоянии потомков советской номенклатуры новому бизнесу. Притом, что эти самые пресловутые сыновья и дочери "вторых секретарей" Сахалинского обкома КПСС уже проиграли по жизни и продули все прежние, доставшиеся в наследство от родителей, золотые фишки, что их взяли в команду "по старой памяти" и, несмотря на их эгоизм, чванство, наивно-трогательную (но вредную) убежденность в своем исключительном праве руководить людьми и снимать сливки, попытались пристроить к делу, если хотите, спасти от голодной смерти, не только не довольны этим почти случайным счастьем, но и желают реванша. По глупому желают, но действуют довольно коварно, расчетливо и жестко.

Впрочем, если задуматься, номенклатурному сынишке навряд ли удалось бы подставить и кинуть главного героя, если бы он действовал логично. В том то и дело, что его действия продиктованы не логикой. Они не рациональны, а глубоко иррациональны, продиктованы эмоциями и инфантильной обидой на жизнь, да что там, на жизнь, на естественный ход истории.

И вот, когда главный герой загнан в угол, когда он потерял все, что у него было и даже сверх того - неродившегося ребенка любимой женщины, ему помогают его старые друзья. Друзья по лихим девяностым. Бывшие тогда не в ладу с законом, а ныне - вполне авторитетные бизнесмены. Они не только поддерживают главного героя и его жену, но и помогают вернуть часть имущества, наказать беспредельщика. То есть эти люди, пусть прежде и не вполне законопослушные, выступают как ответственные граждане, как силы добра и противостоят абсолютному злу - номенклатурному реваншу.

Когда я анализирую декларации и действия наших прежних и некоторых нынешних властителей, невольно вспоминается известная поговорка о Бурбонах: "Они ничего не забыли и ничему не научились". Более того, теперь эти "они" - вечно вчерашние - вполне овладели сегодняшними технологиями, методами, приемами. Прежними остались ощущение вседозволенности и гнилая мораль советского партхозноменклатурного квази-дворянства. Однако, когда "они" сталкиваются с корпорацией нового типа, то все их ухищрения, весь накопленный почти за сто лет опыт манипуляций и подстав оказывается бессилен.

Да, корпорация - шаг к гражданскому обществу. Эта мысль проходит через весь роман. И с ней невозможно не согласиться. Но это - только первый шаг. Корпоративистское общество не в доминировании какой-то одной корпорации, пусть даже и самой крепкой и спаянной. Корпоративизм - союз корпораций, союз осознанных и организованных общественных интересов. Об этом роман еще не написан.

Георг ГАБРИЕЛЯН,
Председатель СПб группы НТС