Статья

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕЙДЕРСТВО

Всех россиян, кому дороги демократические ценности, права человека, неприкосновенность и достоинство личности не может не беспокоить растущий произвол и давление государственных структур на бизнес. В последние годы это явление приняло систематический и целенаправленный характер. Известно, что независимый от государства частный бизнес является несущей конструкцией гражданского общества и основой политической демократии. С другой стороны, только подлинная демократия с такими ее атрибутами, как свободные выборы, разделение властей, полная независимость и самостоятельность судебной власти, может создать необходимые условия для деятельности бизнеса. Они слиты воедино, и одно предопределяет другое.

Беспрецедентное давление оказывается как на крупные компании, так и на представителей малого и среднего бизнеса. Первых "мочат в сортире" по политическим мотивам, когда они поддерживают независимые СМИ, правозащитные организации, становление гражданского общества, финансируют программы гражданского образования, поддерживают, оппозиционные Кремлю, политические партии, или не хотят быть экономическим придатком властной элиты всецело ей подчиненным и удовлетворять растущие аппетиты этой элиты. Вторые, как правило, становятся жертвами обычного ментовского произвола на низовом уровне. Тем не менее, выстроенная чекистско-ментовская вертикаль работает одинаково на всех ее уровнях. Ее цель безнаказанно грабить, держать общество в страхе, отбить у него волю к сопротивлению, убивать, пытать и мучить в застенках умных честных и порядочных людей. Сегодня любой предприниматель чувствует себя вне закона, так как в любой момент к нему в офис или на склад могу ворваться "бандиты в законе", забрать деньги, товар, жестоко избить, а затем, возбудить уголовное дело за оказание сопротивления "бандитам в законе", или за хранение наркотиков и вымогать затем деньги. Страдают не только владельцы частного бизнеса, страдают частные сотрудники компаний, имеющие понятие о корпоративной этике и чести. Их арестовывают (берут в заложники), пытают в застенках, склоняют к клевете и подлости. Среди них С. Бахмина, С. Магницкий и многие другие. В российской провинции очень часто задерживают (берут в заложники) близких родственников состоятельных людей, фабрикуют против них уголовные дела и требуют соответствующий выкуп за освобождение и соответствующий выкуп за прекращение уголовного преследования.

Особенно прискорбно то, что все это происходит при отсутствии независимости судов. Суды судят "как надо" по указке свыше, оправдательный приговор становится не нормой, как в цивилизованных правовых государствах, а нонсенсом. В этих условиях, судья, вынося оправдательный приговор, идет на очень смелый шаг. Выиграть дело в суде против карательных органов (правоохранительными они могут быть только в правовом государстве) возможно лишь в том случае, если дело касается рядовых сотрудников, совершивших что-то вопиющее в нетрезвом виде, и то в крайне редких случаях. Прокуратура также очень редко встает на сторону лиц, пострадавших от произвола карательных органов, хотя в этом ее прямая обязанность.

В данной ситуации создается впечатление, что мы имеем дело с определенной, вполне осознанной политикой, направленной на уничтожение независимых от государства субъектов экономической деятельности, установление полного контроля государства над всеми сторонами жизни общества, и, прежде всего, над экономической и политической составляющими его деятельности. Это есть прямой путь к установлению тоталитарного политического режима, основанного на терроре и насилии. Это прямой путь к полному экономическому разорению России, ее обнищанию. Это путь к экономической и политической изоляции страны от цивилизованного мира. Это путь назад в "советчину".

В связи с существующим положением дел считаем целесообразным рекомендовать общественным организациям, политическим партиям, структурам гражданского общества, общественным правозащитным организациям обратить свое внимание на сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение и выработать конкретные рекомендации, а также наладить взаимодействие между общественными организациями и бизнесом. Органам власти рекомендуем срочно прекратить рубить сук, на котором они сидят, ибо уничтожение бизнеса есть акт суицида со стороны государства, прекратить насильственный передел собственности и пересмотр итогов приватизации в пользу интересов власти. Особое внимание на данную проблему следует обратить Уполномоченным по правам человека на федеральном уровне и в субъектах РФ и включить ее в свои ежегодные и специальные доклады. К сожалению, этот новый для России институт государственной правозащиты практически не уделяет внимания сложному вопросу взаимоотношений частного бизнеса с органами власти.

Эти взаимоотношения носят, как правило, явно выраженный коррупционный характер, что загоняет бизнес в тупик, а власть ведет к деградации и разложению. В такой ситуации невозможно инновационное развитие, которое руководство страны рассматривает в числе наиболее приоритетных задач. Деприватизация, усиление госсектора в экономике и постоянный передел собственности никак не способствуют осуществлению этих благих намерений, так как длительное и эффективное экономическое развитие невозможно без частной инициативы, а частная инициатива, в свою очередь, не возможна при правовом нигилизме и беспределе государственных органов.

Осознавая всю пагубность тотальной коррупции и насилия, все больше представителей бизнеса выражают готовность активно участвовать в общественно-политической жизни страны для защиты своих прав, законных интересов и создания основ правовой государственности. Общественным организациям и политическим партиям необходимо это учитывать и решительно выступить в поддержку бизнес-сообщества для решения наших общих проблем.

Для изменения существующего положения к лучшему необходимо:
- добиваться осуществления судебной реформы, сделать судебную систему независимой, правосудие понятным и доступным каждому, перейти от карательного правосудия к восстановительному;
- коренным образом изменить законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов, усилить уголовную ответственность сотрудников карательных органов за т.н. "превышение должностных полномочий", т.е. за преступления против личности в наиболее изощренной и жестокой форме;
- внести соответствующие изменения в УК и в УПК;
- добиться осуществлению общественного контроля правоохранительной деятельности;
- общественным и государственным правозащитным структурам осуществлять постоянный мониторинг нарушений прав представителей бизнеса во всех субъектах РФ.

Евгений БЕСТУЖЕВ