Статья

ЖИТЬ ТЕБЕ, ПОКА ТЫ НА ХОДУ

«Умереть бы привёл Бог со славою, отдохнуть отдохнём, потрудясь…» — принял позу старик величавую, на Исакия смотрит, крестясь». Этот разговор с журнальным рассыльным Некрасов записал с натуры. Вот что такое Исаакиевский собор. Безотносительно к РПЦ. Никогда он не был церковным. Но всегда христианским. И никому не приходилось это объяснять.

30 мая 1858 года Исаакиевский собор был освящён и открыт в присутствии Александра II. 30 декабря 2016 года петербургская администрация Георгия Полтавченко издала распоряжение о передаче собора в «безвозмездное пользование» РПЦ на 49 лет. Обогнали даже желание церковников, которые на этот раз не высказали такой просьбы. Полтора года назад, кстати, высказывали, но получили отлуп. От того же Полтавченко. Даже тогда всё-таки ещё не решились.

В новогодние дни этот подарок придержали. На всякий случай. Огласку распоряжение получило 10 января. И тут же взорвало город. За пару недель петиция с призывом остановить поповский захват собора собрала 200 тысяч подписей. Затребован городской референдум. 28 января свыше трёх тысяч петербуржцев вышли с протестом на Марсово поле. Им противостояли три десятка путиноидных НОДовцев, возжелавших переложить Исаакий из кесарева кармана в патриарший

Пышно зацвело фирменное фарисейство госцеркви. «Храм должен быть храмом», «вернуть», «восстановить справедливость». Если рассматривать это нытьё в качестве доводов, то они беспомощны до жалости. Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, а не церкви — «возвращать» и «восстанавливать» нечего. Даже императорские власти не отдавали Исаакий церкви. При всей клерикальной замшелости царизма. Как-то понимали, ощущали — нельзя.

Если называть вещи свои именами, то тут не возврат, а именно захват. Как бы грубо оно ни звучало. Что же до «храму — храмово», то и это именуется не менее грубо: обман. Православные службы в Исаакиевском соборе идут и сейчас. Дважды в день. Хотя местная православная община не превышает полусотни человек. Это восемнадцать тысяч (меньше процента) присутствующих на службах. На два с лишком миллиона светских посетителей в год.

Последний аргумент: «изгнать из храма торгующих». Это насчёт платного входа и экскурсий. Умилительно слышать подобное в связи с РПЦ. Хотя цифры церковного бюджета и тем более епархиальных доходов не публикуются с 1997-го, есть на этот счёт русские народные мудрости, отражённые вплоть до Википедии. «У попов глаза завидущи, руки загребущи», «Попу — куницу, дьякону — лисицу», «Поп и с мёртвого сдерёт» — не на ровном месте это возникло, и задолго до 1917 года. В общем, как известно после истории с кирилловым брегетом, «о добродетелях патриарха можно говорить часами».

Если же конкретно по Исаакиевскому собору. Да, РПЦ обещает отменить входную плату. Но за экскурсии намерена и впредь взимать деньги. В прежнем статусе собора это было нормально. В запланированном будет в чистом виде торговля в храме. Которую заранее анонсируют, подтверждая справедливость выражения «ЗАО «РПЦ». Далее, кто-то думает, будто содержание собора оплатит церковь? Или скорей по-прежнему город — за «безвозмездного пользователя»? Учитывая несчётные экономические преференции, полученные РПЦ от государства, трудно такое представить.

Хотя суть, конечно, не в этом.

В чём же тогда? Для чего это?

А для чего новый суд над Алексеем Навальным и Петром Офицеровым? Для чего новые бои в Украине, гуманитарная катастрофа в Авдеевке? Устроенный с Исаакием клерикальный скандал — в том же ряду. Поставлена задача: сделать нынешнее государство гораздо уродливее, зверинее, мракобеснее, отстойнее царского. И она выполняется. Последовательно на разных полянах.

А это зачем? Тут проще: правящая бюрократическая олигархия иначе уже не держится. Слишком много наворочено. Слишком за многое предстоит отвечать. Принцип велосипеда — крути или падай. Семьдесят с лишним лет назад это описал Самуил Маршак: «В ответ раздался стёкол звон и хриплый голос Фрица: «Я не могу, — воскликнул он, — уже остановиться!»

Гражданский сход на Марсовом испугал хозяев. Тем более, там прозвучал призыв не только к сохранению собора, но и к отставке губернатора. Реакция не замедлила: Заксобрание обсуждает запрет на несогласованные встречи с депутатами. Приравнять их к митингам, отдать на усмотрение властям. А то ведь как получается —– на разрешённый митинг за РПЦ приходят десятки, на самостийный сход против, оформленный как встреча народа с избранниками — тысячи. Опасно! Сколько бы ни грозился протоиерей Смирнов привести сто тысяч или миллион, эксперимент поставлен. Город увидел, сколько тех, а сколько этих. Разница — два порядка.

Другое дело, что нынешняя госсобственность на Исаакиевский собор — тоже вещь сомнительная. Уже потому, что именно государственные чиновники сейчас пытаются сдать общенациональное достояние чиновникам церковным. Так что очень вовремя появилась листовка неизвестных активистов: Исаакий должен стать корпоративной собственностью горожан! Подход интересен хотя бы новизной. Но не только. Именно это в ближайшее время станет магистральной линией — во всём. Государство с церквоью, эту «византийскую симфонию», можно лишний раз не описывать. Каков у нас частный собственник — тоже известно. Остаётся Третий путь.

«То-то нет! говорили мне многие, даже доктор в тридцатом году (я носил к нему «Курс патологии»): жить тебе, пока ты на ходу!» Эти слова рассыльного Миная великий Некрасов тоже процитировал в своих «Уличных впечатлениях». Актуально сегодня для нас. Не только им — нам тем более нельзя останавливаться.

Анатолий ТЛАСКАЛАНЦЕВ