НТС - Народная трибуна Санкт-Петербурга
НТСПб  —  интернет-проект   Объединения солидаристов-корпоративистов Народно-Трудового Союза (НТС)
ПОИСК НА САЙТЕ
Google  
    
КОНЕЦ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛАГЕРЯ
КОНЕЦ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛАГЕРЯ
  • ГДР: исчезнувший сумрак
  • ГДР: стену снесли до постройки
  • ЧССР: жёсткий бархат
  • ВНР: эволюция революции
  • НРБ: трудный разжим
  • СРР: рождество восстания
  • ФИНАЛ В ПРЕИСПОДНЕЙ
  • Куда пришёл Гитлер
  • Злобная сила подъёма
  • Отбитый удар
  • Видения замка Ландсберг
  • Фронда братвы
  • Ураган
  • Старт над пропастью
  • Царствуй, стоя на крови
  • Перегон смерти
  • Триумф на краю
  • В последнем броске
  • Логово
  • Откуда ушёл Гитлер
  • NB!

    Тайная идея
    вольного единства


    Беспредел
    одиночества


    Солидаризм —
    как это по-русски


    Февраль и воля


    Четверо смелых



    ПУШКИН И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    Мне с недавних пор не дает покоя одно стихотворение Пушкина, строчки из второй части которого со слов "Иные, лучшие, мне дороги права:" цитируются многими в качестве доказательства гениальных прозрений гениального поэта. Мне же это стихотворение не нравится. Не нравится потому, что мне кажется, что в нем Пушкин продемонстрировал презрение к правам человека, к создаваемым в то время на Западе институтам демократии, рынка, свободных СМИ. Я не знаю, удастся мне доказать иль хоть в какой-то степени убедительно это показать. Но попробовать хочется. Итак, помолясь, начнем. Предлагается такой алгоритм: я буду последовательно приводить одну или две или три строчки из стихотворения, ниже размещать свой комментарий, затем еще цитата, за ним комментарий и т.д. Начали:

    Не дорого ценю я громкие права,
    От коих не одна кружится голова.

    О каких правах говорит Пушкин? Думаю, о правах человека, таких как - избирать и быть избранным, иметь судебную защиту от посягательств на частную жизнь и собственность, на все те права, которые и составили суть современного развитого демократического общества. Почему они ему были не дороги, пока не ясно. Не знаю, станет ли яснее далее.

    Я не ропщу о том, что отказали боги
    Мне в сладкой участи оспоривать налоги

    Когда человек платит налоги? Когда занимается предпринимательством, свободным трудом, когда в стране организована фискальная система, система оплаты налогов. Но вчитайтесь, ведь Пушкин не ропщет даже не об этом, а о чем-то более важном, о том, что у него нет возможности вести споры с государством насчет правильности уплаты налогов. Он не ропщет по поводу того, что отсутствуют суды, принимающие и рассматривающие заявления от граждан по поводу неправомерных налоговых претензий, возврата излишков, пересчета и прочая. Надо ли понимать, что Пушкин выступал против возможности защиты и отстаивания гражданских прав и в целом системы гражданских правоотношений и гражданского судопроизводства? Я именно так это и понимаю.

    Или мешать царям друг с другом воевать

    Пушкин не ропщет, что он не имеет прав, как гражданин, влиять на решения правителей в сфере внешней политики. Его устраивает, что цари объявляют войны без оглядки на народ, что отсутствует обратная связь между обществом и государством.

    И мало горя мне, свободно ли печать
    Морочит олухов, иль чуткая цензура
    В журнальных замыслах стесняет балагура.

    Ему безразлично ситуация в СМИ, насколько они свободны, как и чем защищены права авторов, что происходит с цензурой. Будучи сам издателем журнала, он демонстрирует полное безразличие в отношении развития свободного слова, его возможностей и ограничений. Ему мало горя - это ли не показатель его гражданской пассивности в сфере, к которой он имел непосредственное отношение?

    Все это, видите ль, слова, слова, слова.

    Даже к слову он выказывает презрение, мне трудно это комментировать.

    Иные, лучшие, мне дороги права;
    Иная, лучшая, потребна мне свобода...

    Интересно, какие же? Читаем дальше.

    Зависеть от царя, зависеть от народа -
    Не все ли нам равно?

    Ну, от царя-то зависимость все-таки принесла некоторые выигрыши, не так ли? Кто разрешал издание его великих творений? Кто долги его погасил? Кто детишек взял по попечение? Не народ же? Впрочем, в оплате долгов и народ участвовал. Ведь у царя-то казна откуда? Как раз из тех налогов, оспаривать которые Пушкин отказывался. Так что - это его заявление насчет того, что все равно, от кого зависеть, какое-то безыскусное, серое, невразумительное. От народа он и так никак не зависел. Это так, химера, фигура речи. Совсем мне эти строчки не нравятся в отличие от их обожателей.

    Бог с ними. Никому
    Отчета не давать

    Это как понимать? Вообще никому, никаких отчетов, а что ж тогда перед царем душу раскрывал, сонеты свои новоиспеченные читал? Что-то здесь не так. Не согласуется с некоторыми известными фактами.

    себе лишь самому
    Служить и угождать

    Вот это понятно. Угождать себе. Получается - наш великий поэт, наше все - банальный гедонист. Вот это для меня больше согласуется с представлениями о нем и его жизни. Таков и его Евгений был. Бездельник и гедонист.

    для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи

    Насчет совести и помыслов - не знаю. Но зачем не отказался великий поэт по окончании лицея по второму разряду от получения чина коллежского секретаря и направления на службу в коллегию иностранных дел правительства ЕИВ? Шея при этом не страдала? Или это он потом прозрел насчет того, что лучше бы ее не гнуть?

    По прихоти своей скитаться здесь и там,
    Дивясь божественным природы красотам

    Это хорошее право. Скитаться здесь и там. Только почему это называется правом? Скитайся, где хочешь. Вот почему. Царь должен позволить. Но коль уж недорого ценишь возможность мешать царям воевать, то уж тогда надо согласиться с их правом ограничивать твои передвижения - это ведь вещи связанные, странно, что такой великий ум эту связь не улавливал.

    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    - Вот счастье! вот права...

    Счастье - да. Но права - это что-то другое. Как мне представляется.

    В общем, не знаю, кого и в чем я убедил. Возможно лишь в своей излишней дерзости и едкости. Но знаете, слишком большой представляется мне та бочка меда, в которую окунают периодически Александра Сергеевича и нас всех вместе с ним. Малюсенькая ложка даже не дегтя, а соли со сладким перчиком - не помешает, а придаст пикантности. С днем рождения, Александр Сергеевич!

    Анвар УСМАНОВ

    Опубликовать
    ссылку на статью в:

    НОВОСТИ с DP.ru

    СОЛИДАРНОСТЬ В ВОЗРАСТЕ ХРИСТА
  • Восстание
  • Схватка
  • Победа
  • Жизнь
  • ГЕНЕРАЛЫ АРГЕНТИНСКИХ КАРЬЕР
  • Суметь, чтобы вернуться
  • Прорваться и победить
  • Воевать иначе
  • NB!

    Орёл эпохи Кондора


    Победители


    Демократ поневоле


    40 лет красно-чёрного мая


    Страна орлов —
    от резни к весне

    []

    Избранное

    © Объединение солидаристов-корпоративистов Народно-Трудового Союза (НТС), 2007-2018.
    E-mail: ntspb@list.ru.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт http://solidarizm.ru/ (для сетевых изданий - гиперссылка) обязательна.

    РУССКАЯ СИЛА - современное оружие Интернет-газета Гарри Каспарова Rambler's Top100 Яндекс.Метрика