НТС - Народная трибуна Санкт-Петербурга
НТСПб  —  интернет-проект   Объединения солидаристов-корпоративистов Народно-Трудового Союза (НТС)
ПОИСК НА САЙТЕ
Google  
    
КОНЕЦ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛАГЕРЯ
КОНЕЦ ЕВРОПЕЙСКОГО ЛАГЕРЯ
  • ГДР: исчезнувший сумрак
  • ГДР: стену снесли до постройки
  • ЧССР: жёсткий бархат
  • ВНР: эволюция революции
  • НРБ: трудный разжим
  • СРР: рождество восстания
  • ФИНАЛ В ПРЕИСПОДНЕЙ
  • Куда пришёл Гитлер
  • Злобная сила подъёма
  • Отбитый удар
  • Видения замка Ландсберг
  • Фронда братвы
  • Ураган
  • Старт над пропастью
  • Царствуй, стоя на крови
  • Перегон смерти
  • Триумф на краю
  • В последнем броске
  • Логово
  • Откуда ушёл Гитлер
  • NB!

    Тайная идея
    вольного единства


    Беспредел
    одиночества


    Солидаризм —
    как это по-русски


    Февраль и воля


    Четверо смелых



    ПАРАДИГМА И ПРАКТИКУМ

    6 марта 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась научно-практическая конференция "Перспективы христианской демократии в современной России". Конференция заслушала несколько докладов, приняла резолюцию об актуальности возрождения российской христианской демократии, политическое Заявление, избрала Инициативную группу во главе с Георгом Габриеляном (сопредседателем Санкт-Петербургской группы НТС).
    Мы публикуем выдержки из доклада председателя Инициативной группы и дискуссионный комментарий.

    ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

    (...) Христианские демократы считают российскую цивилизацию - своеобразной, но естественной составной общехристианской цивилизации и стремятся учитывать как собственную историю и традицию, так и современные тренды. Христианская демократия - специфическая идеология и политика, сочетающая в себе некоторые либеральные начала - в экономике, патриотические - в политике, демократические - в институциональном устройстве, социальные - в отношении к социально ослабленным слоям и стратам и консервативные - в плане общественной нравственности. При этом она решительным образом отличается от каждой из перечисленных идеологических течений. Сильными сторонами данной идеологической доктрины можно считать ее относительную "незатертость", апробированость в странах, выходящих из тоталитарного прошлого (ФРГ), присущую ей милосердие и нравственные начала, а, главное, отсутствие радикализма и революционного потенциала - если только не иметь в виду революцию духа. Иная же революционность, присущая альтернативным проектам, пугает как большинство россиян, так и элиты. Слабость христианской демократии заключается в ее некоторой экзотичности, связанной с недостаточной информационной поддержкой и отсутствием харизматичных лидеров, но, в первую очередь, спецификой русского православия и его цезарепапистских традиций. И здесь следует оговорить особо: всякая псевдо (квази) клерикализация христианско-демократических политических организаций вредна постольку, поскольку Церковь - институт общественный, а христианская демократия - политическая идеология.

    Конечно, можно возразить в том духе, что, во-первых, это поле зачищено и детерминировано. Во-вторых, христианско-демократической идеологии и в более либеральные времена, не было места на этом поле. В-третьих, христианско-демократическая идеология как будто отсутствует в странах с доминированием православия, как доминирующей конфессии. И, наконец, в-четвертых, эта идеология в той или иной степени присутствует в действующих на этом поле политических доктринах. Так ли это?

    Начало христианской демократии в России всего на 10-15 лет отстает от генезиса этих же идей в Западной Европе. В прошлом году мы отметили столетие появление сборника "Вехи" и включения в общественный и философский дискурс того корпуса идей и понятий, которые, если и не являются христианской демократией в современном смысле, то, по крайней мере, вполне коррелируют с ней. В практическом плане нужно вспомнить об организации профессионального Союза русских фабричных православных рабочих, частично осуществленной полковником жандармерии Зубатовым. Нам, благодаря советским учебникам истории, эта коллизия известна, как гапоновщина, но в реальности была попытка реализовать идею христианских профсоюзов в духе "Рерум новарум".

    Наконец, с легализацией публичной политической деятельности, т.е. после октябрьского Манифеста Императора Николая Александровича, на политическом поле возникла и провела своего депутата в Государственную Думу (епископа фон Ратца) христианская партия, действующая в Виленском крае, Лифляндии и в Царстве Польском.

    В 1917-1818 гг. возникла и действовала христианско-демократическая партия. Следует заметить, что ее членами в основном были протестанты.

    (...) Летом с.г. исполнится 80 лет НТС - организации, в идеологии которой, несомненно, присутствовали христианские принципы. Именно общественно-политические. Не случайно один из старейших членов Союза Роман Редлих характеризовал российский солидаризм, как социальную проекцию христианства.

    (...) Введение ФЗ "О партиях" серьезно затруднило самостоятельную политическую активность в России. Прежде всего, был дан неверный вектор, порочный, по сути, принцип наращивания собственной массы партий в ущерб детализации и дифференциации партийных программ и взамен системной работы партий с профильными общественными группами интересов. Как бы то ни было, РХДП удалось собрать требуемое (на тот момент - 10000) по закону количество членов. Однако, ее перерегистрация (несмотря на то, что первая регистрация партии была осуществлена в 1990 г.) была торпедирована Министерством юстиции РФ. Поводом для отказа в перерегистрации послужило определение "христианско" в названии партии, которое, якобы, противоречило п.3 ст. 9 Закона "О партиях".

    Таким образом, можно зафиксировать, что ликвидация христианско-демократической политической организации в современной России и, соответственно, отсутствие самостоятельной христианской составляющей в российском политическом спектре - есть явление не объективное, а вполне субъективное, выраженное в произвольной трактовке закона.

    (...) Теперь возьмем православные и восточно-православные страны, образовавшиеся на территории бывшего СССР. Итак: на Украине - христианские демократы представлены и полноценно участвуют в политической жизни страны, в Молдове - весьма активны, являются частью победившей антикоммунистической коалиции, в Грузии - активная часть оппозиции, в Армении - часть правящей коалиции. Активны христианские демократы и в Белоруссии, но там они - часть оппозиции и не зарегистрированы. Получается, что российские власти, по крайней мере, по отношению к христианской демократии в минувшее десятилетие действовали подобно властям Белоруссии. Такая политика властей толкает христианских демократов в ряды оппозиции, причем оппозиции если не радикальной, то вполне решительной, отчасти огульной.

    (...) Достаточно долго российские христианские демократы будут корректирующей составной действующих консервативно-центристских и либерально-консервативных сил. Важно, чтобы при этом они не были их внутренней составляющей (как и неким довеском к религиозным структурам), а сугубо внешним к иным политико-идеологическим структурам и самостоятельным субъектом политического процесса.

    (...) Это - прежде всего - нравственная оценка (нравственная экспертиза) политических и экономических предложений и решений - не с религиозной и духовной, а с идеологической позиции. Такой подход не исключает и предложения в некоторых случаях со стороны христианских демократов альтернатив, но нравственная экспертиза - прежде всего.

    Это работа с общественным сектором, особенно теми его организованными структурами, которые занимаются социальной проблематикой, благотворительностью и милосердием. Речь, в данном случае, идет, прежде всего, о методической помощи этим социальным организациям, о способствовании их объединения и координации их деятельности, о лоббировании их законных интересов, в том числе и в законодательной сфере.

    Это также защита наиболее ущемляемой страты российского общества - малого и среднего бизнеса.

    Разумеется, это взаимодействие с российскими религиями и конфессиями, как в части разрешения возможных конфликтов между ними, так и в здоровом лоббировании их общих интересов.

    Именно российская христианская демократия должна разработать и предложить обществу формулу гармонизации интересов великорусского народа и иных этносов России. Проблема актуальнейшая: современный российский патриотизм не может быть ориентирован только на одну этническую группу или конфессию, хотя, безусловно, будет учитывать их роль, значение и традиции в истории и настоящем России.

    Данное направление напрямую связано с российским национальным проектом, предполагающим некие объединяющие представления российской нации об общих ценностях, при сохранении самой широкой и свободной политической дискуссии. В этой работе также необходимо участие политически и идейно активных людей, ориентированных на христианские и демократические ценности.

    Достойная лепта будет внесена христианскими демократами и в неминуемом процессе разработки российского наднационального (международного) проекта, столь необходимого в глобализирующемся мире (при очевидной конкуренции наднациональных проектов).

    Наконец, важна роль христианских демократов, шире - христиански ориентированных политиков при разрешении социальных конфликтов и торможении их перехода в "горячую" революционную фазу.

    Георг ГАБРИЕЛЯН

    ХРИСТИАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Христианская демократия в России - достойное начинание, заслуживающее серьёзного и доброжелательного. А значит, реального обсуждения - которое неизбежно заставляет задуматься над поставленными автором вышепроцитированного доклада вопросами: "Конечно, можно возразить в том духе, что, во-первых, это поле зачищено и детерминировано. Во-вторых, христианско-демократической идеологии и в более либеральные времена, не было места на этом поле. В-третьих, христианско-демократическая идеология как будто отсутствует в странах с доминированием православия, как доминирующей конфессии. И, наконец, в-четвертых, эта идеология в той или иной степени присутствует в действующих на этом поле политических доктринах. Так ли это?" Ответ, увы, однозначен: именно так.

    Начать с того, что христианская демократия рождается не здесь и сейчас, а потому не может рисоваться на чистом листе, под потребности и пожелания создателей. Это движение с более чем вековой историей, восходящее к энцикликам Папы Льва XIII. Закономерно, что естественно, что средой этого движения стал католический мир.

    Классические образцы христианской демократии дала Италия - в лице межвоенной Народной партии и послевоенной ХДП. Французская христианская демократия продемонстрировала в XIX веке серьезный сбой: антицерковная позиция политической группы (церкви ставилась в вину контрреволюционная позиция в конце XVIII века, "подставившая" французский католицизм) закономерно привела к её маргинализации и вынужденному слиянию с социалистами. Во второй половине 1940-х движение строилось уже по итальянской матрице, во взаимодействии с церковью, и потому просуществовало около десятилетия как ведущая политическая сила. Причём национальные политические нравы вынуждали это маскировать, вплоть до названия Народно-республиканское движение - якобинцы вправили мозги так основательно, что назвать вещи своими именами было рискованно даже через 160 лет.

    В Германии ХДС/ХСС опирается на традицию партии Центра, исторически возникшей в католических землях, и наиболее популярен в Баварии. Протестантский политактив присоединялся к формации, созданной католиками.

    В Испании собственно христианская демократия практически не сложилась - клерикализм в этой стране исторически был настолько враждебен демократам, что подобное сочетание выглядело бы оксюмороном, - однако данная тенденция заметна в Народной партии, происходящей от умеренного франкизма. В Португалии схожая картина, причём лузитанские демохристиане разошлись по нескольким партиям, включая Социал-демократическую (которая вообще-то таковой не является - в Португалии политология весьма своеобразна).

    Польские христианские демократы, происходящие из легендарной "Солидарности", по большей части группируются вокруг ПиС братьев Качиньских. Венгерские группируются вокруг правоцентристов и отчасти праворадикалов, чешские в целом смыкаются с праволибералами.

    В протестантских странах ситуация уже сложнее. О Германии сказано выше. В Скандинавии христианские демократы примыкают к местным консерваторам, реже к либералам, не образуя, как правило, отдельной политструктуры (исключение составляет Дания). Это вполне объяснимо - жёсткий индивидуализм глубоко верующего протестанта не способствует конфессионально окрашенному партийному объединению.

    Тем менее способствует тому православие, хотя по совсем иным причинам. Органически связанные с государственной властью институты вообще отторгают партийность как таковую. Перечисленные в докладе структуры нельзя характеризовать иначе, как политическую экзотику. Ни в Украине, ни в Белоруссии, ни в Грузии, ни в Армении, ни в Греции, ни в Болгарии, ни в Румынии, ни в Сербии христианская демократия не стала серьезной политической силой.

    В восточнославянских государствах она представлена по большей части в западных католических областях.

    В закавказских республиках ХДД и ХДС усиленно пытается наладить связи с церковью и либо специализируется на подчеркивании клерикально-националистических мотивов (ХДД Грузии), либо делает упор на военно-патриотические "прокарабахские" аспекты (ХДС Армении). Надо, однако, заметить, что за ХДДГ наблюдается определённый потенциал - уже хотя бы потому, что возглавил его недавний функционер системы покойного Патаркацишвили, вошедшего в историю российского делового мира фразой Бориса Абрамовича "Бадри, разберись".

    В Греции христианское начало в политике не носит демократического характера и олицетворяется Народно-православным союзом - клерикально-шовинистической группировкой, ориентирующейся на патриархально-этатистскую идеологию времён "чёрных полковников". В Болгарии христианская демократия "расфасована" в качестве одного из младших партнёров в нескольких коалициях, зачастую противостоящих друг другу. В Румынии структура с таким названием существует, но малоактивно и малозаметно, опять-таки примыкая к противоборствующим консерваторам и либералам в качестве экзотического колорита. В Сербии "православная политика" после падения режима Милошевича, сотрудничавшего с церковью отнюдь не на демократической основе, оказалась в глубоком кризисе.

    И лишь Молдова являет некоторое исключение, подтверждающее правило: Христианско-демократическая народная партия здесь заметная сила. Другое дело, насколько адекватно это название для организации, восходящей к Народному фронту, не очень отмежёвывавшемуся от лозунгов типа "Утопим евреев в русской крови" и хранящего в своём активе благодарную память о румынских железногвардейцах, которых, что называется, "за зверства из гестапо выгоняли"...

    Вот так, если взглянуть в слегка конкретизированном реале, смотрится христианская демократия на православной почве, которую в столь мажорном тоне изобразил уважаемый докладчик. Но всё это действительно представляется грандиозными достижениями, если сопоставлять с историей и современностью христианской демократии в России.

    Оставим за скобками родовой признак христианской демократии - институциональную связь с церковью, однозначно исключённый в отношениях с РПЦ. Характерно, что уважаемый автор, демонстрируя глубокую историческую укоренённость движения на российской почве, приводит два примера, знание которых характерно лишь для профессиональных историков - польско-литовскую католическую организацию и немецкую протестантскую (причём та и другая сошли со сцены практически не проявившись). Если же задаться вопросом о русской христианско-демократической политике, то ответ, увы, не потребует долгих раздумий: таковая истории неизвестна. Её не было, потому что не могло быть - православная "византийская симфония" слишком не похожа на католическое учение "двух мечей", породившее христианскую демократию.

    Перестроечные и постперестроечные организации, включавшие в свои названия словосочетание "христианская демократия" являются, скорее подтверждением неорганичности и... скажем так, малоперспективности данной концепции в чисто конкретных новорусских условиях. Ссылка на целенаправленное "торпедирование" РХДП Минюстом РФ едва ли может быть принята как аргумент - по-настоящему востребованную обществом структуру невозможно схлопнуть, придравшись к процедурному несоответствию. Подобное не удалось бы с КПРФ, "Яблоком" или даже с тогдашним СПС. С РХДП удалось - значит, не обнаружилось сколько-нибудь значимых и активных социальных групп, видевших смысл в её существовании...

    Допустим, однако, что ситуация изменилась, что "час ХД" настал. Тем интереснее было бы ознакомиться с её программными установками - здесь и сейчас. Классические основы христианской демократии (разумеется, если брать реальные - т.е. католические - образцы): популизм, коммунитаризм, солидаризм. Это движение имело чёткую идейно-политическую ориентацию в духе солидаризма, корпоративизма и персонализма. Оно было создано как альтернатива марксистской "красной секте", предлагающая социальным низам иной путь к свободе и справедливости - путь христианской солидарности. Оно выработало свой - корпоративистский тип гражданского коллективизма. Оно изначально было принципиально массовым. Оно активно работало с низовыми гражданскими общностями - общинами, профсоюзами, кооперативами. Но не только - при особом стечении обстоятельств возникали союзы иного характера. Коммунистическая опасность в Италии второй половины 1940-х были устранена демохристианами совместно с южной мафией. И не случайно почти через полвека лидеры ХДП во главе с партийным патриархом Джулио Андреотти были осуждены на "антимафиозных" процессах (после чего переформированная христианская демократия примкнула - что опять-таки характерно - к коалиции Сильвио Берлускони).

    В этой связи - внимание, вопрос: налицо ли готовность образуемой российской христианской демократии к работе с реально существующими гражданскими структурами? Докладчик говорит: да. Это можно было бы только приветствовать, если бы направления и методы работы излагались чётче, нежели "нравственная экспертиза" (так и представляется деятель малого и среднего бизнеса, жаждущий учителя нравственности, как можно более строгого моралиста-ригориста). В чём будут заключаться обещанные "методическая помощь", "координация" и "лоббирование"?

    В городе, где собиралась конференция 6 марта, уже более двух лет идёт наступление властей на наиболее социально активные и дееспособные структуры гражданского общества, открыто применяется карательно-силовой инструментарий - какова "нравственная экспертиза"? Не в общеотвлечённых размышлениях, а в конкретном суждении? А главное, каковы практические действия в этом контексте? Если ответом явится молчание либо попытки в той или иной форме оправдать антигражданские меры, то с чего "общественному сектору", его "организованным структурам", "ущемляемым стратам" и т.п. чего-то ждать от торжественно самопровозглашаемого движения?

    И последнее. В перечне предвосхищений христианской демократии докладчик упомянул Народно-трудовой союз российских солидаристов (НТС), к руководящим органам которого сам имеет непосредственное отношение. В его названии нет "христианско-демократической терминологии", предполагающей структурное взаимодействие с церковью, исключённое в наших конкретно-исторических условиях. Идеология НТС включает важнейшие элементы христианско-демократического мировоззрения. Организации НТС существуют и действуют во всероссийском и в петербургском масштабах. На этом фоне не обретает ли новый проект вид политического грюндерства? Что мешает развивать анонсируемую деятельность на основе идей НТС и в его организационных рамках? Тем более, что некоторые наработки за последние годы созданы. Но они нуждаются в неустанном практическом развитии - иначе вновь повторится история адвоката из романа Питера Устинова, который "был создан для того, чтобы вести за собой людей, но не для того, чтобы люди за ним шли".

    Станислав ФРЕРОНОВ

    Опубликовать
    ссылку на статью в:

    НОВОСТИ с DP.ru

    СОЛИДАРНОСТЬ В ВОЗРАСТЕ ХРИСТА
  • Восстание
  • Схватка
  • Победа
  • Жизнь
  • ГЕНЕРАЛЫ АРГЕНТИНСКИХ КАРЬЕР
  • Суметь, чтобы вернуться
  • Прорваться и победить
  • Воевать иначе
  • NB!

    Орёл эпохи Кондора


    Победители


    Демократ поневоле


    40 лет красно-чёрного мая


    Страна орлов —
    от резни к весне

    []

    Избранное

    © Объединение солидаристов-корпоративистов Народно-Трудового Союза (НТС), 2007-2018.
    E-mail: ntspb@list.ru.
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт http://solidarizm.ru/ (для сетевых изданий - гиперссылка) обязательна.

    РУССКАЯ СИЛА - современное оружие Интернет-газета Гарри Каспарова Rambler's Top100 Яндекс.Метрика