Статья

НАЛОГИ - НАРОДУ

Ни для кого не секрет, что источником мирового финансового кризиса стала ничем не ограниченная финансовая халява. Таким образом, сам факт выборочной государственной поддержки предприятий является преступным коррупционным актом, усугубляющим ход кризиса. Тем не менее, российские власти выбрали именно этот путь. Наиболее масштабные послабления получила нефтяная отрасль, и конкретно - предприятия, находящиеся под контролем государства. Введены налоговые каникулы при разработке месторождений Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири, принадлежащие "Газпрому" и "Роснефти". Суммарно в 2009 году нефтяной сектор получит уменьшение налога на прибыль на 250 млрд. рублей.

Но если вводятся каникулы для нефтяников, логично распространить их на всех. Этого, однако, не происходит. Более того, на фоне ханжеских заявлений правительства о том, что бизнес необходимо поддерживать и предоставлять ему различные льготы, министр финансов заявляет о необходимости пересмотреть правила проведения налоговых проверок. Якобы для того, чтобы не допустить ухода российских компаний в тень. Новая рабочая группа уже приступила к работе, и задача, стоящая перед ней, - ужесточить налоговое законодательство в части налогового администрирования.

В своей антикризисной программе Путин заявил, что кризис - время освобождения от неэффективных предприятий. Причём, освобождение это видится премьеру в виде смены собственника. В принципе, это объективный и благотворный процесс, если бы в качестве "добросовестного покупателя" не выступало государство. Обещания же о том, что со временем будет проведена приватизация в интересах эффективного частного владельца - лишь красивая фраза, прикрывающая поворот к порочной коммунистической системе перераспределения собственности, а значит, к социальной инфантильности и гражданской безответственности.

Сейчас в России действуют 2,4 млн. малых и средних фирм с численностью сотрудников до 250 человек и оборотом менее 1 млрд. руб. Они обеспечивают свыше четверти рабочих мест (10,2 млн) и вырабатывают около 15 % ВВП. И именно этот бизнес - кровь и плоть экономики - ставится в ещё более невыгодное положение по сравнению с государственными и полугосударственными корпорациями, получающими невиданные доселе преференции от правящей верхушки.

Возможная помощь государства малому бизнесу в объеме 30 млрд. руб. мизерна по сравнению с поддержкой банков и крупных государственных компаний. А налоговики уже начисляют малым предприятиям недоимки не менее 1 млн. рублей. Для микропредприятия, годовой оборот которого не превышает 60 млн. рублей, такой долг означает закрытие. Собственников, показавших убыток за прошлый год, обвиняют в организации серых схем и шантажируют возбуждением уголовных дел. По данным специалистов, в конце 2008 - начале 2009 г. прессинг налоговых органов усилился вдвое. Теневые издержки бизнеса на преодоление бюрократических барьеров составляют 6-7 % от прибыли, и в условиях ужесточения административного давления они будут только расти. Ситуация хуже, чем в 90-е. Тогда малый бизнес активно занимал ниши, освобожденные крупными компаниями. Сейчас, наоборот, крупные компании, а также государственные предприятия пытаются выдавить их из традиционных сфер деятельности. Это может привести к спаду в малом бизнесе на 20-25 % и пропорциональному сокращению рабочих мест.

Выход из кризиса - в ином. Только свобода распоряжаться своими собственными средствами позволит хозяевам и работникам выдержать суровое испытание. Главной мерой должны стать рассрочки по уплате налогов и налоговые каникулы.

Налоговые каникулы являются самым эффективным способом сохранения рабочих мест. Если государство пойдёт бизнесу навстречу и предоставит ему льготы в виде отсрочки по выплатам налогов, предприятия смогут оставить неизменным фонд оплаты труда. А это значит, что им не нужно будет сокращать сотрудников. Подобный шаг позволит предприятиям сохранить порядка 350 миллиардов рублей.

В нынешней ситуации убытки компаний являются неизбежными, поэтому необходимо дать возможность бизнесу спокойно решать свои проблемы, самостоятельно распределяя прибыль в социалку и инвестиции. Попытки налоговых органов оказывать давление на налогоплательщиков из числа малых и средних предпринимателей приведут лишь к негативным последствиям в виде закрытия этих предприятий либо переходу на теневое осуществление деятельности.

Для выживания в условиях кризиса реальному бизнесу не нужны дотации. Возможность для ответственных граждан использовать деньги, уходящие ныне налоги, которые, в конечном счёте, направляются на поддержку госсобственности, - вот единственный путь не только к выживанию, но и к развитию.

Не возникнет нужды в выплатах по безработице, не потребуется разбазаривать стабфонд для выплаты по кредитам, если эту задачу возьмут на себя те, кто действительно заинтересован в экономическом росте, социальном развитии и политической стабильности. Хозяину и работнику лучше знать нужды предприятия, чем безразличному ко всему чиновнику на госокладе.

Налоги должны принадлежать тем, кто создаёт индустриальную и финансовую мощь страны - тем, кто работает в независимом от государства бизнесе. Лишь освободив их от этого бремени, можно с уверенностью смотреть в будущее.

Юлия КУЗНЕЦОВА