Статья

О ТАКОМ МОЛЧАТ

Информационная система формирует картину и смысл мира. Часто используется приём «умолчание». Сознательно упускаются значимые события. Затеняются мелкими информшумами. Так ли важно знать, кто и как стоял на новогоднем «Голубом огоньке»? Но это обсуждается и в СМИ, и в Интернете. В то же вопрос: кто и как нами правит? – остаётся вне кадра. Для знаковых событий нужна рубрика «О чём не говорят». Начнём её с планов резкого усиления центрального органа военного управления России.

Новый центр силы?

22 ноября 2019 года президент Владимир Путин выступил на заседании Совета безопасности Российской Федерации. Он говорил о Концепции национальной безопасности РФ (что нашло освещение в прессе), а также о необходимости совершенствовать систему управления военной организацией РФ. Что это за новое понятие «военная организация»? Путин дал определение: «Военная организация – это вооружённые силы, войска национальной гвардии, другие воинские формирования и органы, а также оборонно-промышленный комплекс страны».

Если есть организация, значит, кто-то должен управлять и руководить. Понятно, что верховным главнокомандующим остаётся президент. Но кто будет его аппаратом и основными помощниками? Ранее эти функции исполнял именно Совет безопасности РФ, министерство обороны, иные министерства и ведомства, правда, подчинённые еще и премьер-министру.

Теперь, надо понимать, будет иначе.

Оказывается, ранее президент дал генеральному штабу вооружённых сил РФ поручение: подготовить поправки к указу президента от 23 июля 2013 года № 631. Генштаб данные поправки подготовил – и в конце 2019-го как-то очень тихо сообщил об этом СМИ. Прошёл ряд незамеченных и неоткомментированных публикаций в «Российской газете», «Парламентской газете», «Известиях». Событие как бы состоялось и в тоже время его как бы и не было. А ведь речь идёт, как минимум, о смещении центра политического руководства военной организацией – реально о своеобразной «революции» в области военного управления в России.

О чём идёт речь в поправках?

В документе уточнены задачи Генштаба в части разработки и реализации госпрограмм в области национальной безопасности, отмечается в пояснительной записке к проекту документа. Как говорится в самом тексте поправок, на ГШ предлагается возложить обязанности «по разработке концепции строительства и развития военной организации Российской Федерации», а также координацию планов развития других воинских формирований. Действовать Генеральному штабу предстоит «совместно с органами государственной власти».

Генштаб должен стать надведомственным органом, который собирает, интегрирует и согласует все эти документы. В интервью газете «Известия» от 26 ноября прошлого года военный эксперт Виктор Мураховский сказал: «В 2013 году был разработан план обороны страны. Такой документ появился впервые в новейшей истории. После этого потребовалось несколько лет, чтобы все ведомства включились в работу по его реализации. Порой приходилось преодолевать сопротивление чиновников на местах, бороться с нежеланием подчиняться указаниям Генштаба. Сейчас подавляющее большинство этих вопросов решено. Проведена большая работа — нужно было сделать так, чтобы все действовали в едином формате по стандартным для всех процедурам. Теперь систему удалось выстроить и это закрепляется в нормативно-правовых документах».

Среди новых обязанностей Генштаба появится координация взаимодействия с ответственным за связь федеральным ведомством по вопросам совместной эксплуатации единой сети электросвязи. Военным предстоит разработать планы эксплуатации сетей, защиты от внешнего воздействия и восстановления в случае нарушения их работы. Кроме того, военным предлагают передать задачи по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также «иные функции удостоверяющего центра». (Прикинем роль электроприборов в каждом доме и сопоставим с проектом милитаризации…)

В проекте документа также регламентируются вопросы международного военно-технического сотрудничества: Генеральный штаб должен согласовывать требования к характеристикам вооружения и техники, которые собираются поставлять на экспорт. Это необходимо для того, чтобы критически важные для обороноспособности страны технологии не утекли за рубеж.

В новых условиях ГШ должен будет контролировать обеспечение законности и правопорядка в Вооружённых силах и осуществлять «в пределах своей компетенции противодействие преступности». В его ведении будет исполнение наказаний в отношении военнослужащих, если речь не идёт о преступлениях, предусматривающих тюремные сроки. Некоторые ограничения налицо. Но сам факт конституирования за армией полицейских функций… Вольно лишь начать.

Важным нововведением станет и обязанность Генштаба организовывать госзащиту военнослужащих, которые проходят свидетелями или потерпевшими по уголовным делам, а также военных следователей, судей и прокуроров.

После принятия этих поправок полномочия Генштаба станут намного шире. Он превратится в ведущий орган по разработке стратегии национальной безопасности. То, что взаимодействие с гражданскими властями нашло отражение в нормативных актах, регулирующих полномочия Генштаба, неслучайно. Современные конфликты носят скоротечный характер и сопровождаются активным применением как военных, так и как бы невоенных средств. И государства, и иррегулярные формирования прибегают к информационному воздействию, к экономическому и политическому давлению. Всё это требует организации защиты на любых уровнях.

На вышеупомянутом совещании президент также отметил, что при решении задач в области обороны и безопасности следует наладить чёткое взаимодействие между силовыми структурами и органами власти всех уровней. По его словам, система управления военной организацией должна быть «современной, надежной, многофункциональной, обладать передовыми информационно-аналитическими комплексами, средствами связи и разведки». Суть же и смысл: после выработки концепции такие силовые структуры, как ФСБ, ФСО, Росгвардия и МЧС, будут обязаны согласовывать с ГШ направления своего перспективного развития. В частности, разработку ключевых боевых документов, планов по защите страны от агрессии и организационных мероприятий — например, решать, какие воинские части будут созданы или сокращены.

В соответствии с постановлением правительства от 25 августа 2012 года № 851 проект указа президента о внесении поправок в действующий указ президента был размещен на официальной площадке regulation.gov. Время размещения – последняя декада декабря 2019 года. Обсуждайте, спорьте, вносите свои коррективы…

Но молчание постигает весь политический, общественный и интеллектуальный Олимп.

А теперь немного конспирологии

Данные поправки практически сводят на нет Совет безопасности Российской Федерации (во главе с Николаем Патрушевым). Он перестаёт быть центром силы. Это во-первых.

Во-вторых, по целому ряду вопросов они ставят Генеральный штаб Вооружённых сил РФ если и не выше, то по крайней мере вровень с Министерством обороны (которым ныне руководит Сергей Шойгу).

В-третьих, они косвенно, но веско свидетельствуют о появлении на российской и международной политической арене ещё одного игрока-тяжеловеса (по функциям и полномочиям) – начальника Генштаба Валерия Герасимова.

Андрей КРАПИВКА