РПЦ НА СТРАЖЕ РОДИНЫ
Я давно задумывался над тем, почему Россию в XX веке постигла такая страшная участь, почему тоталитаризм более семидесяти лет властвовал в нашей стране? Каковы причины и корни русского коммунизма? Были ли в русской истории, русской ментальности, русской религиозности, культуре, русском национальном характере предпосылки для возникновения и утверждения того тотально несвободного, подавляющего человека и все человеческие проявления режима, последствия которого, по моему глубокому убеждению, являются глубинными причинами бед и проблем, которые мы имеем сегодня?
России в конце десятого века досталась косная и нетерпимая к язычеству восточная ветвь христианства, служители которой не принимали и не сохраняли дохристианскую культуру, верования, традиции русских. Прервалась связь времен, и лишь где-то в глубинах русской памяти сохраняются осколки воспоминаний о Бояне, скоморохах, Свароге, Велесе. Не сохранилось по существу русских былин, русского эпоса. Повлияло ли это на этнокультурную идентификацию русского народа? Думаю, да. И роль православия здесь неблаговидна. Не было на заре утверждения православия на Руси религиозных мыслителей и учёных, подобных Боэцию, Кассиодору, Августину Аврелию, которые, опираясь на древнее русское наследие, освящённые светом христианства, заложили бы основы наук и искусств, оказали бы благотворное влияние на русскую культуру и государственность.
Концепция русской православной церкви "Москва - третий Рим", отгораживание от остального мира, провозглашение православия единственно верным учением закладывали в основы русской жизни нетерпимость, ксенофобию, склонность к застою, подчёркивание своей исключительности, богоизбранности, сочетавшиеся с неспособностью самостоятельно мыслить, подчинённостью и рабской психологией.
Последние качества, использованные "на всю катушку" коммунистами для создания нового советского человека - винтика государственной машины - культивировались русской православной церковью. РПЦ в отличие от католицизма и, в первую очередь, протестантизма, препятствовала созданию условий для формирования свободной личности в российском обществе, не признавала наиглавнейшими - права и свободы человека, богоугодным делом - раскрытие человеком его способностей и возможностей.
Богоугодным считалось слепое следование любым установлениям власти, покорность государству, признание государственной власти высшей ценностью ("государь - помазанник божий"). Все эти составляющие русской национальной ментальности, вина за формирование которых во многом лежит на православной церкви, на долгие мучительные годы позволили тоталитаризму утвердиться в России, стоили народу миллионов жизней лучших его представителей.
В России не было ни Реформации, ни Ренессанса, ни Просвещения. Где русские Лютеры, Кальвины и Цвингли, где многочисленные просветители и гуманисты, светлые гении которых во всех сферах жизни осветили пути человечества на столетия вперед?
Замечательный русский религиозный философ Пётр Чаадаев за свои яркие, честные и беспощадные в своей правдивости "Письма" о русской истории и роли в ней православия был признан сумасшедшим.
Деятели РПЦ с гордостью ссылаются на отсутствие инквизиции в России, на то, что церковь не сжигала своих Джордано Бруно. Но в России и не было своих Джордано Бруно. Да и не могло быть. А вот жесточайшие преследования инакомыслящих "старообрядцев" были. По масштабам и жестокости они сопоставимы с инквизицией. А деформации, вызванные этими репрессиями в общественном сознании, привычка делить людей на своих и врагов, не позволили русскому человеку содрогнуться от сталинского террора и сопротивляться ему.
В царской России происходило огосударствление церкви, она превращалась по существу в государственный департамент по делам религии и борьбе с инакомыслием. Церковь выступала душителем наук, цензоры в рясах препятствовали распространению передовых просветительских идей, православные черносотенные "Союзы русского народа" делали свое чёрное дело. При советской власти, при формальном отделении церкви от государства, РПЦ полностью управлялась отделом по делам религий при ЦК КПСС. Что могло исходить от ЦК КПСС - нам хорошо известно.
В настоящее время РПЦ расправила плечи, государство её активно поддерживает, даёт экономические преференции, всячески ласкает. Верить в Бога стало модным. Государственные деятели, недавние коммунисты и чекисты, стоят со свечками в церквах, высший иерарх РПЦ прерывает священную пасхальную речь, как это было несколько лет назад на пасхальной службе в Храме Христа Спасителя, чтобы обратиться к царю земному, забыв на время царя небесного.
Но не забывает РПЦ о своей непримиримости к братьям-католикам, так и не может преодолеть русский патриарх своей неприязни и обид к римско-католической церкви, к папе римскому, никак не идёт на встречу с ним. Какой же пример подает РПЦ пастве?
Помню, какой гнев вызвала несколько лет назад у РПЦ демонстрация по ТВ фильма "Последнее искушение Христа". Помню, как православные погромщики в 2004 году разгромили выставку актуального искусства "Осторожно, религия".
Бывший референт патриарха, профессор богословия, православный диакон Андрей Кураев, мягко говоря, своеобразно интерпретирует трагедию Холокоста, смыкаясь в этом с наиболее ортодоксально мыслящими исламистами. Такими как Гейдар Джемаль, приводившем в качестве примера двойных стандартов негативное отношение в Европе к ревизии гитлеровского геноцида евреев.
Сегодня идёт внедрение основ православия в светские школы, что противоречит и Конституции, провозглашающей принцип отделения государства от церкви, и собственно религиозного принципу Богу - богово, кесарю - кесарево.
Клерикализация общества ничего хорошего не сулит, нас этому учит история. При поощрении этих процессов со стороны властных структур и малоэффективном сопротивлении со стороны слабого гражданского общества ситуация выглядит угрожающей.