Статья

СРЕДИЗЕМНОМОРСКАЯ МЕЧТА НИКОЛА САРКОЗИ

Недавняя лёгкая перепалка между лидерами Франции и Германии вызвала определённый общественный интерес к пока ещё неоформленному Средиземноморскому союзу. Ведь именно дискуссия о нём породила трения между Берлином и Парижем. Идея создания Средиземноморского союза принадлежит президенту Французской Республики Никола Саркози. Но артикулировать эту идею Саркози начал ещё до своего триумфального въезда в Елисейский дворец.

В период весенней президентской кампании Саркози и политики из его окружения не раз заявляли о том, что в начале XXI века внешняя политика Франции стала менее динамичной и активной, с мнением Парижа не считаются в Вашингтоне и всё меньше учитывают в Брюсселе, Франции не достаёт наступательности в отношении стран Юга и, в частности, Средиземноморского региона. В своей предвыборной программе лидер Союза за народное движение обещал "разрыв" с предыдущим правлением Жака Ширака в разных сферах, в том числе и во внешней политике. Сегодня мы видим, что, по крайней мере, отчасти официальный Париж явно активизировал свою внешнюю политику.

Именно Саркози выступил одним из "двигателей" нового европейского "мини-договора", только что подписанного в Лиссабоне. Франция стремится укрепить пошатнувшиеся в своё время отношения с США и НАТО. Но поистине новаторской инициативой правого президента можно назвать проект Средиземноморского союза, который, по плану Саркози, мог бы объединить все государства, территории которых расположены в обширном средиземноморском бассейне.

Ещё будучи кандидатом в президенты, Саркози в своей программе заявлял: "Именно Франции, европейской и средиземноморской одновременно, нужно взять инициативу, вместе со своими партнёрами с Юга Европы, Средиземноморского союза... Этот Средиземноморский союз должен будет отвечать за вопросы борьбы против терроризма, согласованное управление миграцией, экономическое и торговое развитие и продвижение правового государства в регионе". Также в ведении Союза могут находиться вопросы коллективной безопасности, экологии, сотрудничества в культурной сфере.

Отметим, что особые отношения ЕС и расположенных к югу от Европы средиземноморских стран имеют свою историю. Многие неевропейские страны Средиземноморья имеют статус ассоциированных членов Евросоюза. Ещё в 1995 году по инициативе ЕС была запущена программа Евро-Средиземноморского партнёрства, благодаря которой Евросоюз регулярно финансирует различные сферы развивающихся стран региона, в первую очередь государств Магриба. В рамках ЕС за программу Евро-Средиземноморского партнёрства отвечают преимущественно Франция, Италия и Испания. Миллионы евро на юг идут не "просто так": в соответствии с общей внешней политикой и политикой безопасности ЕС, Средиземноморье важно для Европы как зона мира и стабильности. Кроме того, ЕС заинтересован к 2010 году создать с неевропейскими странами Средиземноморья общую зону свободной торговли.

Почему же тогда госпожа Меркель довольно критически отозвалась о новой инициативе французского президента и даже заговорила об "опасности раздела" Евросоюза, если мечта Саркози осуществится? Видимо, дело в том, что Саркози - не забывая сказать, что ЕС и его институты должны быть привлечены к процессу создания Средиземноморского союза, а в будущем ЕС и Средиземноморский союз могли бы иметь общие структуры - настаивает на том, что непосредственно в Средиземноморский союз могут войти лишь страны, имеющие прямое географическое отношение к региону. Канцлер ФРГ тут же ядовито отреагировала: почему бы в таком случае не представить, что Германия инициирует аналогичный союз в Восточной Европе - с участием Украины и Молдавии, например? С точки зрения Ангелы Меркель, подобный прожект может повредить Евросоюзу как таковому, его единству и внешнеполитической солидарности.

Сказать по правде, Саркози ещё ни разу не конкретизировал "архитектуру" будущего союза. Непонятно, какие органы, помимо совета глав государств и правительств, способен предложить Париж. Тем не менее, Саркози уже успел пригласить лидеров средиземноморских стран собраться на конференцию во Франции в июне 2008 года, чтобы провозгласить там Средиземноморский союз. Глава Франции успел за последние месяцы посетить Марокко и Алжир, агитируя североафриканских лидеров в пользу своей мечты. Он пригласил в Париж и Муамара Каддафи и, похоже, заручился его согласием. Алжир, Марокко и Ливия подписали с Францией оценённые в миллиарды евро коммерческие контракты (поставка энергоресурсов, торговля оружием, инновационные проекты). Безусловно, речь идёт о далеко идущей стратегии.

В своих выступлениях президент Франции утверждает, что Средиземноморский союз станет решающим межгосударственным объединением для будущего развития международных отношений на планете. Параллельно Франция обещает увеличить помощь североафриканским странам на развитие научно-исследовательской деятельности, здравоохранения и модернизацию социально-экономических отношений. Как заявил Саркози, выступая в октябре в Танжере, "именно в Средиземноморье Европа завоюет своё процветание, свою безопасность, найдёт тут свою идентичность и свою судьбу в рамках цивилизационного проекта".

Отметим, что пышный, но пока что лишённый конкретики проект Парижа был по-разному воспринят политэлитами разных стран. В самой Франции, правящая партия выражает полную поддержку идее президента. В то же время социалисты относятся к планам Саркози с большим скепсисом, полагая, что для правого президента Средиземноморский союз будет лишь очередной инстанцией на пути к зоне свободной торговли в неолиберальном духе. Со своей стороны возражают и националисты: Жан-Мари Лё Пен уже успел заявить, что "братание" с североафриканскими странами чревато очередными облегчениями иммиграционных потоков во Францию из Магриба.

По большому счёту, на сегодня в той или иной степени положительно отреагировали власти Марокко и Туниса, с оговорками - Алжира и Ливии. В средиземноморской Европе более или менее дружескую оценку своего проекта Саркози услышал от глав правительств Италии и Испании. С другой стороны, правительство Турции высказывает скорее негативную реакцию, не без оснований полагая, что Саркози готов открыть Анкаре двери в Средиземноморский союз, но при этом всячески тормозить продвижение Турции в более осязаемое и привлекательное объединение - ЕС. Скептическое отношение высказывает и Сирия, уже не первый год находящаяся под огнём критики официального Парижа из-за противостояния в Ливане.

В самом деле, мечта Саркози очень уж захватывает дух. По сути, речь идёт о проекте, способном объединить страны, расположенные на трёх континентах. Но ведь страны Южной Европы, Магриба и Восточного Средиземноморья отличаются не только по языку, культуре, религии, менталитету и уровню социально-экономического развития. Если общественно-политические порядки южноевропейских государств представляются весьма схожими, то в отношении потенциальных членов Средиземноморского союза такого не скажешь. Если принципиальных проблем в отношениях между теми же европейскими странами средиземноморской зоны нет, то с неевропейцами всё как раз наоборот.

Саркози говорит о коллективной безопасности, борьбе с терроризмом и о правовом государстве. Но давайте посмотрим на факты. В Марокко до сих пор не разрешён вопрос о статусе Западной Сахары, часть населения которой мечтает о независимости. Западносахарский вопрос мешает нормальным отношениям между Марокко и Алжиром. В Алжире, как явствуют недавние громкие теракты, вовсе не покончено с исламским фундаментализмом. Политические системы Туниса, Ливии и Египта, при всей их специфике и оригинальности, конечно, различны, но все эти страны регулярно подвергаются критике руководителей Евросоюза за отсутствие политических свобод и нарушения прав человека. Средиземноморский Кипр - единственная страна в ЕС - фактически разделён на два неподчинённых друг другу государства. Власти Турции ведут борьбу с сепаратистами из Курдской рабочей партии и одновременно сами проводят далеко не демократическую политику по отношению к многомиллионной курдской общине. Израиль оккупирует сирийские Голанские высоты Палестинская автономия расколота на территории, подконтрольные ФАТХу и ХАМАСу. Сирия бросает на Ближнем Востоке вызов США и Западу. Как говорил один известный киногерой, "кампания подобралась интересная!".

Мы знаем, что Никола Саркози - человек дела. Он уже показал это, отказавшись идти на уступки влиятельному во Франции профсоюзному движению. Судя по всему, в средиземноморской политике Саркози тоже готов идти до конца. Вопрос сейчас в другом: удастся ли убедить столь разношёрстных соседей по великому морю в том, что Средиземноморский союз действительно стоящее дело, способное объединить столь разные государства?!

Руслан АПРЕЛЬСКИЙ