Статья

СОЛОВКИ КАК ЦЕНТР ПРАВОСЛАВНОЙ ЭТИКИ

Основание Соловецкого монастыря старцами Савватием, Германом и Зосимой в 30-х годах XV века не случайно совпало по времени с началом решительного объединения русских княжеств Москвой. Беспримерное ожес-точение охватило тогда русскую землю, и прежде всего Москву и Новгород. В ужасе от происходившего тысячи людей ринулись искать лучшей доли и душевного спокойствия в дальние края. Крестьяне и отшельники во множе-стве шли на Север, создав феномен "Северной Фиваиды", страны монасты-рей, названной так в подражание пустыне вокруг Фив в Египте, заселенной когда-то древнехристианскими аскетами:

Между религией народа, его обычаями и отношением к труду и пред-принимательству существует тесная связь. Широко известно понятие "про-тестантской этики", обеспечившей поразительный экономический взлет Англии и Голландии, Германии и США. Но свои особые этические системы существуют и в католических странах, и в мусульманских, и в буддийских. Соответствующие результаты налицо.

Начиная с эпохи Петра I, а особенно - со второй половины XIX века и до катастрофы 1917 года бурные социально-экономические изменения захва-тили Россию. По темпам развития она выходила на первое место в мире. Од-ной из главных предпосылок этому явлению послужило становление нацио-нального варианта предпринимательского духа - того, что мы могли бы на-звать "православной этикой", двигавшей Строгановыми и Демидовыми, Третьяковыми и Морозовыми.

Основными пунктами, где она создавалась, были землепроходческие общины казаков и вольных хлебопашцев, бежавших от слишком жесткой го-сударственной опеки, но никогда не порывавших полностью связей с метро-полией, и параллельное этому земному движению движение духовное: строительство монастырей и миссионерство, охватившее весь Север России и Сибирь вплоть до Аляски.

Исторически сложилось так, что основные линии этих двух движений - крестьянского и монастырского сошлись на Белом море, а центром Беломо-рья уже в допетровское время стали Соловки. Существенно, что Соловецкий монастырь оказался тесно связан с обеими основными формами русского православия: патриаршей церковью бывшего соловецкого инока Никона и старообрядчеством, на защиту которого поднялись многие лично знавшие Никона монахи во время знаменитого "Соловецкого сидения" 1668-1676 годов. Из 500 участников того восстания в живых осталось 60 человек, при-чем почти все были казнены. Однако немногие уцелевшие стали впоследст-вии одними из главных вдохновителей Раскола.

Здесь не место вдаваться в подробности церковной истории или под-робно выписывать теоретические основы "православной этики". Заметим лишь, что одним из ее оснований было общехристианское представление о труде как одной из форм молитвы. Но, в отличие от протестантских стран, на Руси эта идея уравновешивалась особой склонностью православия к мисти-цизму и созерцательности. С другой стороны, природные условия Севера за-ставляли эту склонность совмещать с ежедневным тяжким трудом и актив-ной предпринимательской деятельностью - иначе было просто не выжить.

В совокупности два этих, казалось бы, почти противоположных факто-ра привели к удивительному феномену, когда наиболее консервативные в ре-лигиозном отношении иноки Беломорья оказались в хозяйственном плане (а отчасти и в социальном) одними из самых смелых новаторов. Соловецкими монахами была построена одна из первых гидроэлектростанций в России, за-куплены в Англии пароходы с гребным винтом, проведены высокой сложно-сти водопроводы и даже "квасопроводы" в каждую келию, в оранжереях для нужд состоятельных паломников выращивались арбузы, дыни и виноград, так называемые "Филипповские садки" оказались одним из первых в мире случаев успешного применения искусственных технологий для разведения морской рыбы. Возможно, такое сочетание идейного традиционализма со склонностью к научно-техническому и хозяйственному новаторству как раз и следует считать наиболее характерной чертой "православной этики".

О. Сергий Булгаков считал экономику не борьбой за существование, а взаимодействием свободного творчества с механизмами необходимости, с явлениями природы и общества в целях их приспособления к нуждам чело-веческой духовности. В таком понимании религиозная и хозяйственная жизнь взаимно дополняют друг друга на метафизическом уровне. Именно в этом смысле метафизичным оказалось все соловецкое хозяйство - оно во-площало Замысел Божий о Соловках, России и человечестве.

Разумеется, в этот Замысел входили не только задачи экономического развития поморов, саамов и карелов. И даже не только их духовное просве-щение. Почти с самого своего основания Соловки стали мощным военным форпостом России. Из-за постоянных тесных контактов со скандинавами, на Мурмане (Кольском полуострове) даже сложился одно время особый гиб-ридный язык - "русенорск". Но викинги с поморами не только торговали. Сообщения о взаимных военных столкновениях в этих местах поступают еще до времен Савватия и Зосимы. А к 1496 г. относится первое документально засвидетельствованное и успешное морское сражение воевод великого князя Ивана III Васильевича с норманнами, в котором они "взяша три бусы [кораб-ля] со всем на море и полону приведена". Монастырь не раз успешно отбивал нападения вражеских флотов и эскадр (в 1571, 1582, 1611 гг.), а во время Крымской войны в 1854 г. выдержал довольно серьезную осаду со стороны англичан.

История монастыря связана с именами Марфы Борецкой (Марфы По-садницы), мученически погибшего при Иване Грозном митрополита москов-ского Филиппа, знаменитого подвижника Елеазара Анзерского, Иоасафа I Патриарха Московского, Патриарха Никона, духовника неистового протопо-па Аввакума старца Епифания, сожженного вместе с протопопом, и многими другими людьми, оставившими заметный след в истории России.

Этому способствовало и очень давнее использование монастыря в ка-честве надежной и суровой тюрьмы. В советское время монастырь был за-крыт и разорен, а иноки арестованы. В 1923 г. на островах был создан пе-чально знаменитый СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Кто бы что ни говорил, на практике этим "особым назначением" чаще всего оказы-валась смерть, хотя были периоды и относительно либерального отношения к узникам. На Соловках содержались о. Павел Флоренский, Дмитрий Сергее-вич Лихачев (будущий академик), крупный востоковед епископ Амфилохий (Александр Яковлевич Скворцов) и многие другие. Поражает духовная сила соловецких сидельцев, сумевших пройти через все испытания, но не отка-заться от своих убеждений - зачастую ценой жизни.

Концлагерь был закрыт в 1939 г., а вскоре в его помещениях размести-лась Соловецкая школа юнг. Но Промысел Божий о Соловках сохранялся и проявил себя удивительным образом. Гитлеровцы настойчиво пытались пе-ререзать пути снабжения СССР западным вооружением, оборудованием и продовольствием через Мурманск и Архангельск. Они бомбили эти города и морские пути, пытались высаживать десанты в Баренцевом море. Но не бом-били такой важный стратегический пункт, как Соловки! Видимо, они про-должали считать, будто там находится тюрьма для врагов коммунизма и, следовательно, их потенциальных союзников. На остров упали только две случайные бомбы. Но одна оказалась наполнена песком, а вторая разорвалась вдали от каких бы то ни было религиозных, исторических или военных объ-ектов. Многие считают это очередным соловецким чудом.

В разделе ФОТОГАЛЕРЕЯ можно посмотреть фотографии с Соловецких островов

Ростислав ЕВДОКИМОВ-ВОГАК