Статья

А ВЫ ЧИТАЛИ ДЖИНА ШАРПА?

28 января умер Джин Шарп — автор учебника ненасильственного сопротивления диктатуре и кумир всех оппозиционеров мира. Именно в тот день, когда на улицы российских городов вышли на «Забастовку избирателей» тысячи сторонников Алексея Навального. Аккурат по рекомендации Шарпа. Именно в этот день трое неизвестных едва не забили до смерти Динара Идрисова. Активиста мирного протеста.

Книги Джина Шарпа изданы на 44 языках. Их изучали и изучают в Киеве и Каире, в Тбилиси и Луанде. Охранители бесчеловечных антинародных режимов в Пекине и Дамаске, в Тегеране и Москве считают его чуть не крёстным отцом всех революций. С конца века прошлого и весь век нынешний. В Анголе за изучение работ Шарпа сажали в тюрьму. В России бывший идеолог суверенной демократии Сурков с ужасом повторял это имя, глядя на марширующие по проспекту Сахарова колонны «несогласных»…

А Джин Шарп не факт, чтобы об этом знал. Самая знаменитая его книга «От диктатуры к демократии» была написана в 1993 году. Под конкретную задачу и для конкретной страны. И даже для конкретного человека. Он писал руководство для лидера бирманской Демократической лиги Аун Сан Су Чжи. С учётом всей специфики. Например, буддизма, который изначально предполагает, что жизнь человека безрадостна и хлопотлива, к тому же неоднократно воспроизводима в перерождениях, а потому ни гроша не стоит… С тех пор ничего нового он не создал, лишь в нескольких работах пересказал уже написанное. Практической деятельностью не занимался, да и вообще мало интересовался происходящими в мире событиями. Книги его штудировали и переводили энтузиасты на местах.

И пытались воплотить в жизнь. Без особого успеха. Даже в Бирме-Мьянме не столь многое изменилось. Аун Сан Су Чжи пришла к власти, но военный диктат и террор остались. Теперь против него сражаются мусульманские боевики. И не по Джину Шарпу. А когда перемены приходят, они тоже редко сообразуются с его книгой.

Революции в Тбилиси-2003, в Киеве-2004 лишь по счастливой случайности оказались мирными. Уже Киргизия-2005 двинулась по-иному. Не говоря об Арабской весне и Майдане. Что действительно доказала теория Джина Шарпа: борьба «по-доброму» возможна лишь с таким противником, который способен это оценить. Такие нечасто попадаются.

А оппозиционеры всё продолжают изучать 198 пунктов противодействия диктатурам. Хотя за четверть века эта «азбука» ненасильственной борьбы просто устарела. Мир изменился. Диктатуры тоже не стоят на месте. И они развиваются – по-своему, по-подлому. Ищут и находят способы противостояния шарповским методикам.

Но – надо отдать должное Джину Шарпу. Все его разработки по мирному протесту родились из понимания: «Каковы бы ни были достоинства методов насилия, ясно одно. Полагаясь на средства насилия, такие люди выбирают тип борьбы, в котором угнетатели почти всегда имеют преимущество… Диктаторы почти всегда имеют преимущество в военной технике, вооружениях, транспорте и вооруженных силах. Несмотря на свою смелость, демократам (почти всегда) противопоставить нечего». Короче говоря: против лома нет приёма.

Но если очень уж хочется проявить свою гражданскую позицию, то вот, пожалуйста, на выбор — п. 6. «Групповые или массовые петиции», п. 46. «Поклонение в местах захоронения», п. 124. «Бойкот выборов». Есть, правда, и другие — п. 63. «Общественное неповиновение», п. 148. «Мятеж», п. 196. «Гражданское неповиновение нейтральным законам». Но именно за это Шарпа критиковали раньше, критикуют и теперь. Те, которые берут на себя труд прочитать. Обычно же ограничиваются аннотацией или пересказом от читавшего.

А если бы читали, то прежде всего заметили бы: Шарп предостерегает от недооценки собственного народа. От надежд на «заграница нам поможет». «Мнение, что угнетённые не способны эффективно действовать, может быть верным лишь для определенного периода времени, — пишет он. И добавляет: — Хотя диктатура может выгодно использовать или быть ослабленной действиями международного сообщества, ее падение в основном зависит от внутренних факторов».

Ещё мудрый Шарп советует не раскатывать губу рассчитывающим договориться с властью. «Там, где вопрос ставится по фундаментальным проблемам, для изменения положения в конфликте важно сопротивление, а не переговоры». Никаких компромиссов с врагами свободы быть не может. Договариваться и верить в договорённости с антинародным режимом нельзя.

Предостерегает Шарп и тех, кто «Карла ждёт нетерпеливо». Поскольку «иностранные государства зачастую терпят или даже напрямую помогают диктатуре в целях обеспечить собственные экономические или политические интересы». Кроме того все их действия направлены лишь на то, чтобы получить преференции для себя. Ради этого они легко предадут доверившихся оппозиционеров и весь угнетённый народ. Активное и по-настоящему позитивное вмешательство возможно лишь в случае, когда внутреннее сопротивление уже расшатало режим. Но тогда, кстати, в таком вмешательстве и нет нужды. Пример – Украина.

Украина доказала и низкую неэффективность мирного протеста. Даже с таким режимом, как януковичевский. Вот только на минуту представьте: зима 2014-го, стадион киевского «Динамо», «беркутовцы» и… повернувшиеся к ним спиной (п. 54) защитники Майдана. Янукович должен был бы на Шарпа молиться. Но бойцы-бандеровцы, наверно, Шарпа прочитать не успели. Хотя он не так уж категоричен: «В некоторых случаях ограниченное насилие против диктатуры может оказаться неизбежным. Гнев и ненависть к режиму может привести к взрыву насилия. Кроме того, некоторые группы могут не согласиться остановить насильственные действия, хотя и признают важную роль ненасильственной борьбы. В таких случаях нет необходимости отказываться от политического неповиновения».

То есть в глубине души он всё-таки подозревал, что одними демонстративными уходами (п. 51) и отказами от общения (п. 58) диктатуру не свергнешь. И даже особо отмечал: чтобы добиться свободы, нужна сила. «Демократы не могут надеяться свергнуть диктатуру и добиться политической свободы без способности эффективно применить собственную силу». А если её всё-таки мало, по возможности, привлекать стороннюю — полицию и армию: «Необходимо тщательно оценить степень лояльности вооруженных сил — как солдат, так и офицеров — диктаторам, сделав вывод о возможности влияния демократических сил на военщину». Но основной упор Шарп советует делать на работу с мирными обывателями. В этом залог силы протеста — в массовости и всеохватности.

Именно поэтому свою книгу Шарп завершает не панегириком ненасилию, а боевым призывом. «Нет силы извне, которая дала бы угнетённому народу желаемую свободу. Людям необходимо научиться самим завоевывать её. Это нелёгкое дело. Если люди поймут, что от них требуется для собственного освобождения, они смогут вырабатывать свои действия, которые, путем тяжёлого труда, в конце концов, смогут дать им свободу. Тогда со всем усердием они смогут построить новый демократический порядок и подготовиться его защищать. Свобода, завоёванная в такого рода борьбе, может стать долговечной. Её можно поддерживать с помощью сильных людей, приверженных её сохранению и укреплению».

Четверть века ради этих слов тысячи борцов за свободу во всём мире — на хинди и португальском, на русском и испанском, на сербском и арабском — читали и перечитывали книгу мирного кабинетного учёного Джина Шарпа. И побеждали.

Светлая память.

Резеда ЧЕРЕМИСОВА