НЕ ПО-ДАНИЛЕВСКОМУ
И в XIX и в XX столетии в русской общественной мысли кипели жаркие дискуссии о том, можно ли считать Россию частью Европы. И уже в XXI, когда президент Путин инициировал переход на исключительно пропорциональную систему выборов в Госдуму, некоторые мои знакомые, причём люди и левых, и либеральных убеждений, выражали надежду на то, что уж при этой парадигме Россия продвинется в сторону европейских политических ценностей.
Не претендуя на славу великого русского мыслителя Николая Данилевского, который ещё в 1860-е годы доказывал, что русский цивилизационный путь не синонимичен европейскому, я хотел бы, основываясь на анализе выборов 2 декабря, показать, что сегодняшняя Россия действительно далека от европейских институционально-политических порядков. Под Европой будем в данном случае понимать пространство Евросоюза.
Начнём с избирательной кампании. Ни в одной из стран "единой Европы" невозможно представить себе ситуацию, когда действующий президент возглавляет на выборах в законодательный (!) орган список какой-либо партии. Вряд ли где-либо возможна ситуация, когда вся вертикаль исполнительной власти от поселковых администраций до федерального уровня работает на электоральные интересы правящей партии. Абсолютно невозможны в европейских странах и призывы региональных Заксобраний поддержать "национального лидера". Собственно, уже то, что в федеративном государстве президент по сути назначает глав региональных администраций, есть ноу-хау путинской России.
Политический плюрализм характерен для современной Европы. Поэтому в государствах ЕС невозможно и продемонстрированное в РФ засилье "партии власти" в электронных СМИ.
Пойдём дальше. В большинстве стран "единой Европы" нет строгих ограничений на регистрацию политических партий. В парламентах Франции и Италии заседают депутаты от партий, численность которых составляет от силы пару тысяч человек. 500 тысяч "штыков" для по-настоящему демократического и подлинно многопартийного общества - это слишком. То же можно сказать и о проходном барьере. В странах ЕС, где действует партийная система выборов, обычным делом является барьер в 3-5 %. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что последние российские выборы показали: будь проходной барьер хоть 3 %, в Думу всё равно прошла бы всё та же "великолепная четвёрка". Добавим также, что во многих странах ЕС в выборах свободно участвуют политические коалиции и блоки, общественно-политические движения, и даже в унитарных государствах разрешена деятельность региональных и национальных партий (представляющих интересы нацменьшинств).
Поговорим и о правящей партии. В любой европейской стране таковая имеет чёткую политическую идентификацию. Там уж во всяком случае не сосуществуют социал-консерваторы, либералы и поклонники блэризма. И уж если главная парламентская партия имеет абсолютное большинство ("Единая Россия" - с 2003 года), то она не поддерживает власть, являясь лишь полезным инструментом президентского лагеря, а в соответствии со своим политическим весом отвечает за исполнительную власть, формирует правительство. В самом деле, зачем же добиваться абсолютного, и даже квалифицированного большинства, чтобы потом плясать под дудку дяди-президента? Во всяком случае, для европейских демократических стран нонсенс, когда партия, имеющая абсолютное большинство в парламенте, контролирует в правительстве менее половины министров и не имеет своего премьера.
Ну и, наконец, о "блистательных итогах" голосования. Видимо, не зря наблюдатели от ПАСЕ или из стран ЕС поспешили заявить, что прошедшие думские выборы не были в России ни честными, ни справедливыми. Не хотел бы без соответствующих судебных вердиктов делать уверенные заявления, но согласимся, что чуть ли не стопроцентные результаты ЕР в ряде северокавказских республик вызывают скептическую усмешку. Ну, хоть ты тресни, не могут французские левые в Вандее, как и испанские социалисты в Астурии, получить 99 %. Никакой "ихний" административный ресурс не дал бы такой фантастической картины. Опять же, сравнивая с демократической Европой, сразу стоит заметить, что там не то что 64 %, а даже 50 % для основных партий, как говорится, мечта жизни. На сегодня из 27 стран ЕС только в Мальте (!) правящая партия имеет в своём активе свыше половины голосов - 52 %. Причём в Мальте двухпартийная система, оппозиционная партия набрала там всего на 5 % меньше. А что у нас? Разница между партией № 1 и партией № 2 - свыше 50 %! Простите, это диковато не только для Европы, но и для многих стран Азии и Африки.
В общем, что говорить. Последняя предвыборная кампания и её результаты лишний раз продемонстрировалаи сегодняшняя Россия и Европа остаются двумя большими разницами. Что, собственно, давно не секрет.