Статья

ПРОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ

В проходящем году Россия установила коммерческий рекорд, наторговав оружием на 14 миллиардов долларов. Америку пока не догнали-перегнали, однако уверенно держим второе место, подмяв под себя почти четверть мирового оружейного рынка. Путин сказал, что портфель экспортных заказов российского оборонно-промышленного комплекса сейчас составляет 43 миллиарда долларов. «И прослезился…» Дело Бута живёт и побеждает, Россия в мировом тренде? Только вот оружейная картина при ближайшем рассмотрении выглядит уже не столь радужной.

Первыми забеспокоились штатные аналитики. Их подсчёты как-то не очень коррелировали с президентскими. Вскоре выяснилось – в итоговые 14 миллиардов приписано 2,33 миллиарда за модернизацию авианесущего крейсера Vikramaditya (экс-«Адмирал Горшков»), который Индия в лучшем случае получит не ранее конца будущего года. Вообще с этой страной, которая наряду с Алжиром и Вьетнамом стала основным покупателем российских вооружений, в последнее время возникает много проблем. Достаточно вспомнить о том, как Россия проиграла перспективный тендер на поставку Индии 126 средних многоцелевых боевых самолётов. Стоимость контракта — 10,5 миллиарда долларов. И это — без учёта возможных закупок дополнительно 64 машин, а также оказания сервисных услуг.

На столь крупный куш претендовали шесть участников: российская корпорация «МиГ» с МиГ-35 (по сути, являющимся модернизацией своего предшественника, корабельного самолета МиГ-29К/КУБ), европейский Eurofighter с EF-2000 Typhoon, американские Lockheed Martin с F-16 Fighting Falcon и Boeing с F/A-18 Super Hornet, французский Dassault Aviation с Rafale и шведский SAAB с JAS-39 Gripen. Сначала индийцы склонялись к нашим самолётам. Причин тому две. Первая — стоимость МиГ-35 едва ли не в два раза меньше Rafale и EF-2000 Typhoon. Вторая — Индия, армия которой более чем на две трети оснащена оружием советского и российского производства, всегда считалась в Москве «нашим оружейным рынком». К тому же «МиГи» совершили все положенные демонстрационные полёты.

Уверенность в победе была столь высокой, что МиГ-35, несмотря на уговоры индийской стороны, якобы даже не прибыл на главный индийский авиасалон Aero India-2011 в Бангалоре. На чисто восточную обиду наложился главный фактор — технические показатели российских самолётов, которые в ходе лётных испытаний выступили гораздо хуже Rafale и EF-2000 Typhoon. Есть вопросы и к надёжности. Дели кивает на низкие характеристики двигателей, установленных на МиГах. А также помнит о целой цепочке аварий с самолётами, купленными у России.

Эксперты подсчитали — с 1971-го по апрель 2012 года разбились 482 МиГа ВВС Индии. Если размазать по годам, получается вроде бы и немного. Однако главное здесь — причины катастроф. Наши самолёты изначально просты в эксплуатации. Условно говоря, это реактивная труба с пушками и местом для пилота. Но простота не должна быть хуже воровства. Сейчас заказчики хотят получать машины качественные, максимально защищенные, безопасные для пилотов. И ничего, если они дорогие. К тому же Индия не хочет класть все яйца в одну корзинку. Зависимость от поставок российского вооружения явно начинает серьезно тревожить Дели. Особенно — в свете непростых отношений с Пакистаном и Китаем.

В этих условиях индийцы хотят иметь в нашем лице обязательных партнеров, а истории с бесконечной модернизацией вышеупомянутого Vikramaditya и «недопоставкой» российской АПЛ ставят нас в неудобную позицию. Европейцы и американцы куда аккуратнее. Мы над ними смеёмся, уверенные в политической обусловленности индийского выбора, в извечном «хинди руси пхай-пхай». И терпим неудачу за неудачей.

И не только в Азии. То же и в Африке. Три года назад Алжир вернул некачественные МиГ-29. Это было первой ласточкой. Индийцы же просто не захотели унижать своих давних партнёров.

Конечно, крест на военно-техническом сотрудничестве Индии и России ставить пока не стоит. Наши страны по-прежнему реализуют более десяти крупномасштабных программ только по авиационной тематике. Включая поставки истребителей МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, лицензионное производство истребителей Су-30МКИ и подготовку к модернизации, оснащение перспективными российско-индийскими ракетами BrahMos, создание истребителя пятого поколения, работу над проектом многоцелевого транспортного самолёта (МТА). Однако выиграем ли мы очередные тендеры на поставку Индии самолетов-заправщиков, ударных вертолётов, лёгких вертолётов разведки и наблюдения, тяжёлых военно-транспортных вертолётов — большой вопрос.

К ситуации наверняка внимательно приглядывались наши потенциальные клиенты на латиноамериканском и ближневосточном рынках. И делали выводы. Это тоже потеря. Тем горше, что она может перечеркнуть планы по поиску новых покупателей. И тогда всё чаще среди них будут появляться государства типа Ирака, который то заключает с Россией грандиозную сделку на 4,2 миллиарда долларов, то вроде как отказывается от своих планов. Или Анголы с Нигерией, которые заключают контракты лишь на словах. Или Китая, который мечтает купить несколько установок новейшего ЗРК С-400 «Триумф» и самолёты Су-35 только для того, чтобы создавать на их основе свои аналоги.

Чиновники «Рособоронэкспорта» прокомментировали решение Дели тактично – мол, выбор того или иного поставщика авиационной техники есть исключительное право индийской стороны. Дипломаты… Лучше, если бы они были торговцами.

Кстати, насчёт торговли. В ней есть несколько основополагающих принципов, главный из которых – покупатель может диктовать свои условия только когда платит живыми деньгами. Вспоминая недавнюю историю, следует весьма сомневаться, скажем так, в наличности тех самых 14 миллиардов. И вот почему.

С 2008 года Россия списала 20-миллиардный долларовый долг африканским государствам. Сумма эквивалентна расходной части бюджета крупного российского региона за два десятка лет. Львиная доля просроченных платежей проходит по линии именно поставок военной техники. Подразумевается, что в ответ мы получим преференции в различных экономических и иных проектах Чёрного континента. Стоит посмотреть, как у нас это получится.

Например, в 2008 году Россия списывает около 4,5 миллиардов долларов Ливии. Тогда у власти ещё был Муамар Каддафи. Потом случилось то, что случилось. Денежки явно аукнулись. Это пример из самых ярких. Скоро, судя по всему, пропадут и наши сирийские деньги. Придя к власти, оппозиция вряд ли станет платить долги Башара Асада.

В контексте темы стоит вспомнить и ту же Анголу, которой мы списали 5 миллиардов. Похожая ситуация – и с другими «злостными неплательщиками». Афганские 11 миллиардов можно не вспоминать. Северокорейские 10 миллиардов тоже. Но как быть с 10 миллиардами, которые мы простили Вьетнаму? Между прочим, одному из основных потребителей продукции нашего ВПК. Пока что вьетнамцы нам даже Камрань не оставили.

И если Ирак всё-таки купит у РФ ЗРПК «Панцирь-С1», истребители МиГ-29М/М2, вертолеты Ми-28НЭ, системы ПВО и бронетехнику, то тем самым фактически расплатится с нами нашими же деньгами. Причём лишь половиной, ведь мы списали ему аж 8 миллиардов. Но жизнь, похоже, нас ничему не учит. Скачки по тем же граблям по-прежнему остаются российским национальным видом спорта.

Только вот хотелось бы узнать, сколько из тех 14 миллиардов пройдёт в виде бартера или связанных кредитов. Но нет, это является страшной государственной тайной. Только никак не коммерческой. Потому что никто в мире так не торгует.

Краем коснёмся темы российского оружейного импорта. Хотя бы потому, что он зеркально отражает недостатки наших вооружений. Официальная цифра — в среднем 100-150 миллионов долларов в год. Правда, она не учитывает сделку по приобретению двух французских универсальных десантных кораблей Mistral за 1,2 миллиарда евро. Основание – мол, этот контракт уникален, и нет оснований ожидать его повторения в будущем. А так мы в основном импортируем иностранные технологии и комплектующие (например, те же французские матрицы для производимых в России тепловизоров, ночную оптоэлектронику на российскую бронетехнику и элементы авионики для истребителей Су-30). Вопрос: для чего? А для производства российской продукции, которая идёт на экспорт. Если же она там не продаётся, деньги можно посчитать выброшенными на ветер.

Ввозим мы и то, что сами сделать не можем. Например, израильские БПЛА Searcher и Bird Eye. Ожидается, что их закупки заставят шевелиться наших разработчиков. Поживём — увидим. Покупаем мы и итальянские колёсные боевые машины Centauro и Freccia, речь идёт о получении лицензий на их производство в России. То есть наши БТРы и БМП перестали быть конкурентноспособными. Теперь вся надежда на итальянцев? Ну а то, что, закупая австрийские снайперские винтовки Steyr Mannlicher, мы фактически расписываемся в недееспособности отечественных оружейников - это как? О корабелах, которые теперь должны строить французские «Мистрали», и упоминать неудобно.

И напоследок об изнанке нашего ВПК. Группа руководящих работников калининградского ПСЗ «Янтарь» обратилась с письмом к вице-премьеру Дмитрию Рогозину и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. Смысл послания — жалобы на деятельность и.о. гендиректора предприятия Александра Коновалова. Авторы утверждают, что его усилиями предприятие доведено до банкротства. Например, постройка каждого фрегата для ВМС Индии приносит заводу убыток примерно в 800 миллионов рублей (?!). То же касается и кораблей для российского ВМФ. Суда на экспорт строятся за счёт кредитов, взятых у Сбербанка. Забавно, не правда ли? При этом оследний индийский фрегат могут вообще не построить в срок.

Как говорится, пришла беда — отворяй ворота. Мало нам и так проблем с Индией. Создана там и своеобразная «пирамида»: достройка кораблей с более ранним сроком сдачи производится за счёт анонсированных по более поздним контрактам. Вообще-то имеет место факт нецелевого использования средств гособоронзаказа. Дело подсудное. Всё остальное по мелочи — плохая оргштатная структура и кадровая политика, рост управленческих расходов у менеджеров и нищенские зарплаты рабочих, элементарная коррупция и воровство. Поговаривают о забастовке. Или всё-таки стоит ждать приезда на стратегическое и к тому же градообразующее предприятие ревизоров и последующих оргвыводов?

В настоящее время российское вооружение закупают 55 стран мира, военно-техническое сотрудничество с Россией осуществляют 80 стран. Это сказал Путин. Специалисты из Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству утверждают, что пока ситуация держится под контролем. Однако при отсутствии действительно крупных контрактов сумма заказов с нынешних 43 миллиардов долларов через три-четыре года может сократиться вдвое. Не успев слезть с нефтегазовой иглы, Россия так и не подсядет на оружейную?

Аркадий ОРЛОВ,
капитан 3-го ранга запаса