Статья

ПОЧЕМУ УКРАИНА НЕ ХОЧЕТ ИМЕТЬ ПРОКУРАТУРУ КАК В РОССИИ

Уголовное дело в отношении экс-главы ОАО «Оборонсервис» Евгении Васильевой наконец дошло до рассмотрения в суде. Главная военная прокуратура (ГВП) признала вину Васильевой и ее сообщников полностью доказанной по всем эпизодам, а это касается хищения около трех миллиардов рублей.

Уголовное дело в отношении экс-главы ОАО «Оборонсервис» Евгении Васильевой наконец дошло до рассмотрения в суде. Главная военная прокуратура (ГВП) признала вину Васильевой и ее сообщников полностью доказанной по всем эпизодам, а это касается хищения около трех миллиардов рублей.

В ходе судебных прений ни у одной из сторон процесса не было сомнений в том, что подсудимые получат длительный и реальный срок. Каково же было их удивление, когда главный гособвинитель – ГВП запросила для фигурантов дела условный срок. На этом фоне еще более нелепо выглядит смерть в Кронштадте старушки-блокадницы, которая забыла оплатить пачку масла в сетевом магазине «Магнит», и служба охраны которого решила сдать «преступницу» в полицию.

Как известно, согласно российскому законодательству за кражу уголовная ответственность наступает, если стоимость похищенного превышает одну тысячу рублей.

В одном из питерских СИЗО от пыток умер (по заключению медиков, естественно, от аппендицита) страдающий алкоголизмом гражданин, подозреваемый по косвенным уликам в хищении старого телевизора, стоимость которого вряд ли существенно превышала эту пресловутую тысячу. И все тюрьмы необъятной РФ сегодня забиты подобными доходягами, которые там дохнут как мухи от туберкулеза и пыток. Иногда дают условные сроки. Пару лет назад подростку в Ленинградской области дали три условно за хищение ломаной бензокосы по молодости лет. Но Васильева явно вышла из подросткового возраста, чем же тогда можно объяснить столь беспрецедентный «гуманизм» российской карательной машины. Причем «гуманизм», проявленный в условиях усиления репрессий и все большей криминализации уголовного законодательства.

Сегодня можно получить пять лет и более за критический пост в интернете, и даже за комментарий, за участие в мирной протестной акции, за сопротивление полиции, причем сопротивлением считается, когда жертва полицейского насилия недостаточно широко раздвигает ноги и стражам порядка неудобно бить по яйцам. Жертвы полицейщины сами становятся преступниками, а те, кто их бил и калечил – героями и потерпевшими, как это было на Болотной в мае 2011 года. Тогда менты – садисты получили за свои «заслуги» квартиры в Москве, а жертвы их изуверства – тюремные нары. Система жестко защищает себя от малейших посягательств на ее власть, отвечает репрессиями на любые попытки нанести ущерб ее интересам. Так почему же в случае ущерба в три миллиарда система проявляет чудеса гуманизма к Васильевой и компании, а в отношении бомжа, укравшего бутылку водки нет?

Только потому, что фигуранты этого дала – члены путинского воровского картеля, они – часть этой системы, в которой своим все – остальным закон, вернее – беззаконие. Потому девушки из Pussy Riot за спетую песенку сидят два года в тюрьме, а расхитители трех миллиардов народных денег будут дальше спокойно жить на честно наворованное. Прокуратура в России изначально создавалась как око государево для осуществления всеобъемлющего, всеохватывающего контроля. От того и функции ее чрезвычайно гипертрофированы, она изначально заточена под феодально-чиновничье полицейское государство, каковым и является современная РФ. Отличие нынешнего российского государства от его исторических предшественников лишь в том. что сегодня властную вертикаль оседлал чисто криминальный чекистско-воровской картель Путина и его братвы из кооператива «Озеро». Этим картелем в Украине был сформирован дочерний картель во главе с Януковичем.

Однако народ Украины сделал выбор в пользу европейской правовой государственности и посредством Майдана разворотил воровское гнездо клана Януковича. Сразу после победы Майдана встал вопрос о проведении кардинальной правовой реформы. При этом реформа прокуратуры стала ее краеугольным камнем. Прокуратура в Украине по своей структуре, функциям и назначению абсолютно не отличалась от российской. Она была такой же советской, т.е. оком государевым, служила интересам государства, а не праву, осуществляла надзор и преследования в интересах государства, в интересах политического режима.

Во время правления клана Януковича прокуратура стояла на службе преступного сообщества, вставшего во главе государства, так же, как это происходит в РФ, поскольку она заточена под власть независимо от того, кто эту власть осуществляет. Как и в РФ прокуратура была механизмом борьбы с политическими оппонентами и служила основой силового предпринимательства, зачищая экономический рынок для «своих системных госкапиталистов». Иными словами, прокуратура в Украине служила интересам таких, как Евгения Васильева, как и в современной России. Поэтому, сразу после победы демократии встал вопрос о трансформации прокуратуры из органа тотального государственного контроля и надзора, в орган защиты права, в механизм поддержания правовой государственности и демократии. Это вынудило многих украинских прокуроров, как и других правоохранителей эпохи Януковича, привыкших ставить себя над законом и обществом, перебраться в Россию, в привычную среду обитания и служить верой и правдой путинскому клану. Пример тому – Наталья Поклонская и бойцы «Беркута».

В рамках правовой реформы в Украине, прежде всего, был разработан проект закона о прокуратуре. Поскольку Украина взяла курс на интеграцию в европейскую правовую плоскость и следование европейской системе ценностей, будучи членом Совета Европы, проект закона о прокуратуре был отдан на рассмотрение в Венецианскую комиссию Совета Европы и дорабатывался в соответствии с рекомендациями этой комиссии. В частности в комиссии отмечалось, что прокуратура обладает гипертрофированными надзорными функциями, которые дублируют деятельность других надзорных органов. Также реформы коснулись сокращения функции представительства государства в судах, поскольку в демократическом обществе права и интересы граждан приоритетны по отношению к государству, которое должно выполнять служебные функции.

Изменения коснулись и структуры прокуратуры. Во-первых. Были ликвидированы 122 специализированные прокуратуры (военная, транспортная, экологическая и т.д.). Была введена унифицированная трехуровневая система прокуратуры – местная, региональная и Генеральная. Местная функционирует на уровне муниципалитетов, региональная – на уровне областей и Генеральная – на общегосударственном. Причем, как в Италии, ФРГ и ряде других ведущих европейских стран структура прокуратуры не является вертикальной. Это гарантирует независимость прокуратуры от исполнительной власти и не позволяет власти использовать прокуратуру в политических целях.

Структура Генеральной прокуратуры Украины согласно новому закону утверждается Верховной Радой Украины, что делает ее отчасти встроенной в законодательную ветвь власти. Это обеспечивает ее независимость от исполнительной ветви власти, но ставит в зависимость от соотношения политических сил в Раде. На опасность этого влияния Венецианская комиссия также указывает в своих рекомендациях к закону о прокуратуре, однако предложений сделать прокуратуру частью судебной системы, как в Италии, в рекомендациях нет. У итальянской модели работы прокуратуры в рамках судебной системы есть несомненные преимущества в плане того, что независимость суда делает независимой и прокуратуру, а их функции во многом родственны. Но это будет иметь положительное значение лишь при наличии независимого суда. Главным в деятельности прокуратуры является ее независимость и, прежде всего, от исполнительной власти. В любом случае, Украина делает только первые шаги по пути реформирования своей правовой системы, но она, в отличие от России пошла вперед в нужном направлении, в то время как Россия вовсе отказывается от правовой государственности и скатывается к жизни по феодально-разбойничьим понятиям, скрепленным «духовными скрепами».

Что означает независимость прокуратуры от исполнительной власти хорошо видно из опыта европейских стран. Например, в Италии прокуратура предъявляла обвинения в коррупции действующему премьер-министру страны Сильвио Берлускони.

Также недавно по ходатайству прокуратуры в ходе судебного процесса по делу об организованной преступностью был вызван в суд в качестве свидетеля президент Италии Джорджо Ниаполитано, телефонные переговоры которого с главарями Коза Ностры попали в полицейскую прослушку. Может ли генеральная прокуратура РФ потребовать вызвать в суд Путина?

Что делать со всем этим в России – вопрос риторический. Учись у соседа. Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас. Пока Россия чудесным образом сохраняет свое членство в Совете Европы и рекомендации Венецианской комиссии «За демократию через право» имеют к ней самое непосредственное отношение. Однако за период «вставания с колен» под мудрым руководством нацлидера – альфастерха ни одна из рекомендаций комиссии не принята во внимание. Это касается отрицательных заключений комиссии на значительный массив нормативно-правовых актов и законов, принятых Россией в этот период. Например, закон о полиции, законы о выборах всех уровней, закон о противодействии экстремизму, о защите религиозных чувств и др. Судьи, прокуроры и полицейские превратились в опричную касту, они смотрят на остальных членной общества, как на грязь под ногами, которых можно безнаказанно грабить, убивать, отнимать бизнес и сажать в тюрьмы, делая жертв своих преступлений преступниками. А прокуратура, которая по своему статусу должна бороться с произволом правоохранительных структур, идет в авангарде этого беспредела. Именно нежеланием мириться с подобной системой был вызван Майдан в Украине.

А в России «ватное», быдлоидное, крымнашистское большинство вопит вслед за кремлевским пропагандоном Киселевым об «информационной войне», коварном Госдепе, об украфашистах и киевской хунте. При этом стонут от произвола полицейских и чиновников, от того, что прокуратура защищает власть, а не народ от ее произвола. А их протест выливается в семейное насилие, в расправы с «инородцами» и просто со случайными людьми, не понимая, что нужно просто сменить политическую систему, уволить нынешнюю власть и нанять на работу новую. Люди должны понять, что все их беды не в киевской хунте, а в кремлевской, в том, что они живут в уголовно-фашистском государстве. Они должны потребовать перемен, предъявить власти свою предъяву. И главным требованием должно стать реформирование правовой системы страны, включение ее в европейское правовое поле. Люди должны понять, что их безопасность, их достойная жизнь полностью зависит от того, будет ли Россия частью цивилизованного мира, где нормы права превыше стоящих у власти паханов и их преступных кланов.

Евгений БЕСТУЖЕВ