Статья

ОСТАНОВКА

У меня тут недалеко от дома есть остановка. Напротив супермаркета "Лента". Впрочем, остановка была еще до супермаркета.

На остановке стоял большой киоск. Там продавали сигареты, шоколадки, всякие напитки: слабоалкогольные коктейли, пиво, лимонады и минеральные воды. Также можно было купить закуски к пиву, вяленой рыбы, орешков и даже крупы, супы быстрого приготовления, хлеб.

Киоск работал круглосуточно. Если, скажем, я приезжал ночью или мне ночью захотелось курить, а сигареты кончились, то на остановке в киоске можно было приобрести сигареты, даже кое-какую незамысловатую еду. Коротко говоря, можно было отовариться в киоске на остановке, а если не лениться, или если хотелось поесть плотно, то добраться до ближайшего круглосуточного универсама. В непогоду можно было укрыться под широким навесом, хоть сидя - там были поставлены лавочки, хоть стоя, если они были заняты старушками. Однако, курящие предпочитали отравлять организм на свежем воздухе, не "доставая" табачным дымом тех, кто сидел на лавочках. По существу, это был симбиоз, объединяющий киоск и благоустроенную остановку. Вокруг киоска было организовано некоторое пространство. Причем продавцы поддерживали чистоту на остановке и вблизи нее.

Да и всяких транспортных маршрутов тогда было много. На желтой газели можно было доехать до Охты и дальше до станции метро. Эта маршрутка, впрочем, дублировала большой автобус, который ходил редко и медленно. "Китаец" средней вместимости проезжал почти весь Невский и сворачивал на Сенную возле Гостинки. Еще один маршрут общественного автобуса шел через Охту по мосту Петра Великого и далее - по Суворовскому до Восстания. Кстати, с остановки напротив (в пятидесяти метрах через улицу) можно было сесть в два троллейбуса, проезжающих через весь Невский проспект.

Самое главное, был выбор: я мог ждать общественного транспорта (правильно говорить - социального), долго трястись на нем и за относительно невысокую цену, или по карточке, что вообще дешево, доехать до нужной точки. Если же я торопился, можно было сесть на коммерческий транспорт, например, на юркую "Газель", и достаточно быстро добраться до центра или до метро.

Так же и с едой и куревом: хочу - отовариваюсь в киоске, хочу - ищу супермаркет или универсам.

Отсюда и цены. Конечно, стоимость проезда, продуктов и товаров все равно росла, но куда медленнее. Множество их производителей и продавцов конкурировали друг с другом, что позволяло точно отражать зависимость цены от качества.

Лет пять назад, пользуясь бесланской трагедией, Путин отменил выборы губернаторов субъектов Федерации. В. И. Матвиенко потеряла заинтересованность в симпатиях жителей, так как стала напрямую зависеть от выбора президента.

Еще раньше были "завоеваны" все СМИ, влияющие на массовые настроения населения.

Это важно: полностью игнорировать его невозможно, но через СМИ можно на него влиять и даже формировать. Широким потоком пошли публикации критического характера, в которых описывалась грязь вокруг торговых киосков и павильонов. По существу, они были объявлены точками криминала и асоциальных проявлений. Рост аварийности, очевидно зависящий от увеличения количества транспорта, плохой организацией дорожного движения, продажей, наконец, водительских удостоверений, непосредственно связывался с количеством и качеством коммерческого транспорта.

Я обратил внимание на любопытный феномен. На большинство людей лобовая пропаганда действует, какими бы сомнительными доводами не оперировали пропагандоны. Их жертвы - "пожиратели рекламы": в коммерции - шопоголики, а в социальной жизни - послушное стадо. В то же время, критически мыслящие люди, которых во всех странах - меньшинство, наоборот, "напрягаются", становятся ответственнее и осмотрительнее в своем выборе.

Как бы то ни было, "трудящиеся" поддержали позицию губернатора, что и было отражено, если не в результатах социологических исследований, то, во всяком случае, в электорально значимых СМИ.

В итоге городская власть начала настоящий поход против малого бизнеса в розничной торговле и городском транспорте. В торговле ставка была сделана на сетевые супермаркеты. В сфере городских транспортных перевозок был проведен конкурс, в результате которого из 56 частных фирм на рынке осталось 6.

Я ничего не утверждаю, но подобная политика бюрократии формирует куда более взяткоемкую среду, выгодную ей. Не говоря уже о сворачивании конкуренции и неминуемом росте цен.

Пять лет городская власть воюет с малым бизнесом. Практически он добит. И что? Снизилась ли грязь вокруг остановок? Меньше ли стало уголовщины на улицах города и, в частности, на остановках? Меньше ли некачественных и фальсифицированных продуктов мы приобретаем? Быстрее ли мы находим нужный нам товар? Уменьшилось ли количество ДТП? Стало ли нам комфортнее ездить на общественном транспорте? Быстрее ли мы добираемся до нужной точки? Остановлен (или, хотя бы замедлился) ли рост цен?

На эти вопросы каждый из нас может ответить сам.

Сколько трагедий и преступлений пережили предприниматели, мы никогда не узнаем. Ведь, помимо административных репрессий, их "прессовали" удачливые конкуренты. "Победители" всяческих конкурсов по версии городских властей.

Я работал с малым бизнесом в контексте описанных событий. Любопытно вот что. Во-первых, представители бизнеса готовы жаловаться "в верх" на региональную власть, но отказываются в большинстве своем обвинить федеральное руководство в своих проблемах. Хотя все их обращения в федеральные органы ни к чему не привели. Во-вторых, защищая свои интересы, даже путем организации массовых протестных акций, бизнесмены осознано отделяют эту деятельность от политики. Наивная, конечно, позиция и отчасти объяснимая, если иметь в виду качество, количество и бэкграунд лидеров и публичных лиц нашей оппозиции.

Задумаемся. Мы постепенно лишаемся права выбора. Политического выбора. Выбора, что смотреть по телевизору. Выбора, что и где покупать. Выбора, на чем и как ездить. Эти события не локальны, но взаимозависимы. Это - сознательная политика, ограничивающая нашу свободу. Остановка того движения к свободе выбора, которым мы обладали в "лихие девяностые". Воистину, что имеем - не храним, потерявши - плачем.

Кстати, об остановке. О той конкретной, у моего дома. Сначала там был организован крытый стеклянный павильон, предполагающий размещение рекламных материалов. С узкой металлической скамейкой. Его несколько раз ломали, стеклянные стенки разбивали. Потом поставили совсем уж узкий павильон без скамейки, в котором едва ли можно спрятаться не только от холода, но и от косых струй питерского дождя. Теперь в пяти метрах от остановки поставили киоск Роспечати. Первую неделю в нем торговали газетами и журналами. Потом сувенирами. Теперь там продают безалкогольные напитки. Жду сигарет.

Георг ГАБРИЕЛЯН,
Председатель СПб группы НТС