Статья

В ТЕНИ МОНУМЕНТА: КРАСНЫЕ В ГОРОДЕ
о Всесоюзной коммунистической партии большевиков

Коммунистическое движение в постсоветском Санкт-Петербурге переживает сейчас нелегкие времена. И проблема не в том, что у "красных" нет массовой социальной базы в городе трех русских революций. Проблема не в отсутствии потенциальных лидеров, активистов, организаторов. Таковых как раз предостаточно.

Ежегодно один только исторический факультет Большого университета выдает на-гора двух-трех комиссаров на сто выпускников. Этого не так уж много, но при грамотной расстановке приоритетов в кадровой политике позволяет проводить регулярные ротации и омоложение среднего и низового звена, тех, на ком лежит текущая партработа. Однако этого из года в год не происходит. Наоборот, внутрипартийные интриги приводят к тому, что молодые энтузиасты и романтики "мировой революции" отворачиваются от "великой старой партии" советского патриотизма - КПРФ. Куда же могут тогда податься современные Павки Корчагины?

У них два пути - либо создать что-то свое, либо примкнуть к другой компартии или комсомолу, а их в северной столице предостаточно. Вообще, город на Неве играет в истории постсоветского комдвижения особую роль. Именно здесь в эпоху перестройки зародилась т.н. "коммунистическая многопартийность".

"Советская Россия" - 88

Точка отсчета - 13 марта 1988 г. В тот день в газете "Советская Россия" за подписью преподавательницы Ленинградского технологического института Нины Андреевой было опубликовано письмо "Не могу поступиться принципами". В письме осуждались появившиеся в прессе после объявления гласности материалы, критикующие социализм, и в частности политику И. В. Сталина. "Вместе со всеми советскими людьми я разделяю гнев и негодование, по поводу массовых репрессий, имевших место в 30-40-х годах по вине тогдашнего партийно-государственного руководства. Но здравый смысл решительно протестует против одноцветной окраски противоречивых событий, начавшей ныне преобладать в некоторых органах печати", - заявляла автор.

Также Андреева требовала вернуться к оценке событий с партийно-классовых позиций. Она утверждала, что "именно сторонники "леволиберального социализма" формируют тенденцию фальсифицирования истории социализма". Их автор упрекала в западничестве и космополитизме. Также в письме подвергались критике сторонники "крестьянского социализма".

23 и 24 марта Политбюро по настоянию М. С. Горбачёва обсудило резонансную публикацию. Результатом стала подготовленная А. Н. Яковлевым статья "Принципы перестройки, революционность мышления и действия", опубликованная в "Правде" 5 апреля. В этой статье письмо Андреевой было названо "манифестом антиперестроечных сил".

Не дожидаясь "Единства"

Сегодня мало кто помнит, что до появления в 2005 г. "молодежного демократического антифашистского движения" (МДАД) (для борьбы с "оранжевой чумой") организация с названием "Наши" возникла еще в 1993 г., по горячим следам октябрьских событий. Потому как бы поневоле крестным отцом нашизма считается скандальный питерский тележурналист Александр Невзоров.

Также и этикетка "Единство" использовалась в политических играх задолго (за 10 лет) до создания перед думской компанией 1999 г. "межрегионального движения" ("Медведя"). 18 мая 1989 г. московская учредительная конференция Всесоюзного общества "Единство - за ленинизм и коммунистические идеалы" избрала Нину Андрееву председателем своего политисполкома.

II Всесоюзная конференция состоялась 14 апреля 1990 г. и подготовила на XXVIII съезде КПСС отстранение "правооппортунистической группы" Горбачева от управления партией и страной. Действия "Единства" оказались недостаточными. Основной конфликт XXVIII съезда был преподнесен телевидением как конфликт Горбачёва-Ельцина. III Всесоюзная конференция прошла 27 октября 1990 г. в Ленинграде высказалась за создание "Большевистской платформы в КПСС".

Всего прошло три конференции "сторонников БП в КПСС": первая всесоюзная 13-14 июля 1991 г. и две межрегиональных (3 октября 1992 г. и 14 июля 2001 г.). Первая конференция считается днем рождения Большевистской платформы и подтвердила намерение БП созвать внеочередной XXIX съезд КПСС. 8 ноября 1991 г. Нина Андреева объявляет о создании Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКПБ) и роспуске БП. Подробно история возникновения ВКПБ освещена в книге ее бессменного генерального секретаря "Неподаренные принципы или краткий курс истории перестройки". Бестселлер издан в 1992 г., но его до сих пор можно купить у т.н. "стены плача" возле Гостиного Двора.

Этапы большого пути

"По своей социальной базе, целям, задачам, структуре, формам и методам борьбы ВКПБ является партией ленинского типа, выступающей как политический авангард рабочего класса и его социалистических союзников, организацией единомышленников-коммунистов, противостоящих как буржуазной контрреволюции, так и оппортунистам из бывшей КПСС", позиционируют себя большевики Нины Андреевой.

"Решительно подвергая критике ревизионистские решения XXVIII съезда КПСС", партия "не уподобляется немецким генералам, сваливавшим на Гитлера всю вину за преступления и поражения и войне, не замыкает причины контрреволюции лишь на предательстве Горбачева и его сообщников".

Согласно версии ВКПБ, без "нарастающих с конца 50-х годов в партии и в стране объективных и субъективных предпосылок капитулянтства" была бы невозможна перестройка, расчистившая путь для прихода к власти "мафиозной буржуазии" и "антинародному режиму".

Методологией "социально-политического познания и действия" ВКПБ является марксизм-ленинизм, "научно обосновывающий всемирно-историческую миссию международного рабочего класса, которая заключается в создании общества, не знающего эксплуатации, угнетения, войн, насилия над личностью и массами, социального неравенства и общественной несправедливости". Также марксизм-ленинизм рассматривается как "революционный опыт рабочего класса и строителей социализма в разных странах, взятый в его общем теоретическом и методологическом плане".

ВКПБ отвергает "субъективно-конъюнктурный подход" в оценке исторической личности и исходит из того, что главным критерием значимости исторической деятельности является соответствие проводимой этой личностью политики объективным законам функционирования и развития общества. "Соответствие, которое непосредственно реализуется в социально-экономическом, политической, культурном и научном прогрессе, в повышении уровня и качества жизни народных масс. В этой связи партия решительно отвергает антиленинскую кампанию, антисталинскую истерию, весь оголтелый антикоммунизм, развязанный реставраторами и их идеологами", - записано в одном из программных заявлений.

Естественно, ВКПБ выступает за ликвидацию "частной собственности на орудия и средства производства, как источника присвоения эксплуататорами неоплаченного труда производителей". "Анархо-синдикалистские рецепты передачи общенародной собственности отдельным производственным коллективам" партийцы характеризуют как несостоятельные. "В условиях капиталистического рынка становится лишь переходной ступенью к приватизации ее и превращению в частную собственность", - уверены необольшевики.

Конечно же, ВКПБ борется за "полновластие советской системы как формы государства рабочего класса и его союзников (диктатура пролетариата)". Нина Андреева и ее единомышленники исходят из того, что в период реставрации все "фракции буржуазии изначально антисоциалистичны", а социал-демократизм под коммунистической "вывеской" является потенциальным союзником "режима реставрации", его "последним прибежищем, резервом и надеждой".

ВКПБ считает, что при "зашедшей весьма далеко реставрации капитализма" утопично рассчитывать, что избирательные кампании и парламентские блокировки могут покончить с "реакционной властью", напрасны надежды и на "дворцовые перевороты". У партии есть свой рецепт "чтобы повернуть реставраторские процессы вспять". Для этого необходимо "второе издание социалистической революции" с участием "широких слоев трудящихся и использованием всех форм и методов борьбы, какие навяжет контрреволюция".

"Успешно же могут организовывать и направлять антиреставраторскую борьбу масс не партии парламентских реформ, а партии революционной борьбы за власть. Стратегической линией их политики должно быть соединение борьбы за социализм с народными выступлениями за могучий Советский Союз и выживаемость трудящихся. Ведущую роль здесь призваны сыграть такие внепарламентские формы борьбы, как политизация забастовок и всеобщая политическая стачка", - отмечается в партийных документах.

Выступая за объединение коммунистов, ВКПБ исходит из того, что это объединение не должно носить "формального, верхушечного характера". "От единства действий возникших на руинах КПСС партий и организаций нужно идти к единству их политических курсов и дальше - к единой марксистско-ленинской партии рабочего класса. Сила коммунистов не только в их единстве, но и в непримиримости к оппортунизму", - утверждают Нина Андреева и ее сподвижники.

Почти за два десятка лет ВКПБ наладила связи с идеологически близкими партиями и организациями в Греции, Бельгии, Германии, Сирии, КНДР. Бразилии. Индии, Нидерландах, Чехословакии, Венгрии. По послдним официальным данным ЦК партии, настоящее время в составе ВКПБ функционируют свыше 70 краевых, областных и городских комитетов, несколько сот районных и местных парторганизаций во всех бывших союзных республиках СССР.

Понимание приходит с опытом

Следует кратко отметить особенности не только теории ВКПБ, но и критерия ее истинности - практики. Несмотря на громкие заявления про политизацию забастовок ленинградских большевиков, в отличие от троцкистов, не видно и не слышно на акциях рабочих "Форда", порта, "Кока-колы", "Почты России". Дело заканчиватся баннерами в интернете: "Ни голоса путинской камарилье! Ни голоса диктатуре олигархов!".

Уличная активность ограничивается эпизодическими пикетами у Гостиного Двора. Мелькает штандарт ВКПБ с ликами четырех вождей на демонстрациях 1 мая и 7 ноября, на возложении венков к Пискаревскому мемориалу. Нина Андреева регулярно посещает совещания в Брюсселе, но не нисходит до общения вживую с теми же рабочими или студентами родного города.

Есть у ВКПБ и свой комсомол - Всесоюзная молодая гвардия большевиков (ВМГБ). Как и в случае с блоком "Единство", большевики-молодогвардейцы опередили время. Они даже имеют моральное право обвинить МГЕР в плагиате. Правда, действует ВМГБ только "на улицах Саратова". В этой одной из столиц Поволжья комсомольцы Нины Андреевой даже издают газету "Революция".

ВКПБ и НТС

Как ни странно, повышенное внимание в программе ВКПБ уделено НТС. "А разве НТС еще существует???", - нередко приходится слышать от активистов петербургской оппозиции. "А ВКПБ Нины Андреевой еще существует?", - вспоминается по этому поводу реплика лидера питерских нацболов Андрея Дмитриева, когда на очередном воскресном партсобрании весной 2003 г. кто-то из партайгеноссе показал ему статью о "фашистах" НБП в газете красноярской парторганизации ВКПБ "Серп и Молот". Да, ВКПБ еще существует и предупреждает:

Среди участников "пятой колонны" особо следует отметить Народно-трудовой союз российских солидаристов (НТС) - ныне влиятельную ТЕНЕВУЮ политическую партию в РФ, активного разработчика подавляющего большинства программ по "реформированию" России, создателя политических программ практически всех "демократических" партий периода горбачёвской "перестройки". НТС - идеологические наследники белоофицерской, монархической российской эмиграции в одном из первых своих программных документов (1934 г.) записали, что"... единственное средство избавления России - полное и безусловное уничтожение большевизма. Борьба с большевизмом не может быть приостановлена никакими обстоятельствами, даже войной. НТС вобрал в себя и диссидентствующую элитарную интеллигенцию СССР. Ныне активными членами НТС являются большинство политических деятелей российской правящей элиты. .

Степан ЛЕШИЙ