Статья

НЕПРАЗДНИЧНЫЙ ПРАЗДНИК

Более бестолкового праздника современная история России не знала. Даже День Конституции 12 декабря и День России 12 июня хотя бы основаны на реальных – и немаловажных – исторических событиях. 4 ноября своеобразно висит в воздухе. Все понимают, что дата притянута за уши. Но упорно делают вид, будто лишний выходной – сам по себе праздник.

Как бы к 4 ноября не относилось большинство россиян, он оказался заполнен совершенно определённым политическим смыслом. Не тем пустым и бестолковым, который в него изначально пытались вложить. Он стал своеобразным «первомаем» ультраправых. Причём, правительство, подарившее им этот чёрный день календаря, совершенно не представляет, что с ними теперь делать. «Русские марши» становятся всё многочисленнее. Они подогреваются межнациональными проблемами. Порой явно надуманными – лишь бы создать повод для очередного «народного гнева».

Главная беда в том, что люди, которые выходят на «Русские марши», совершенно не интересуются реальными социальными проблемами страны. Лишь бы потрясти кулаками, демонстрируя свои политические взгляды, никак не связанные с текущей жизнью. Своеобразный уход от реальности, иногда провоцируемый властью. Чиновникам удобнее так править, гасить низовую «социалку».

Социальные противоречия приближают взрыв. По стране идут забастовки и голодовки. Протестуют медики, работники сельского хозяйства, шахтёры, сотрудники муниципальных предприятий ЖКХ, строители и даже нефтяники. В октябре объявлял голодовку даже глава одного из иркутских посёлков – из-за конфликта с районным начальством и прокуратурой. Много ли мы слышим об этом? Зато националисты – в топе новостей. Как же, зачищают овощебазы от людей с другим разрезом глаз.

Основная масса жителей обеих столиц совершенно не в курсе, что происходит за пределами двух мегаполисов. Россия начинается где-то за кольцевыми дорогами и существует в другой реальности. Там рушится весь привычный уклад жизни, деградирует общество, нищают самые бедные, вымирают деревни. Прекращается бытие привычного «русского мира». А националисты сражаются с мигрантами в Москве и Петербурге.

В столицах бьются за лозунги. В провинции – за выживание. Но политику делают крупные города. Ситуацию в провинциальном городе очень ярко иллюстрирует выходящий на экраны фильм «Географ глобус пропил». Полная социальная безнадёга, боль по уходящей цивилизации, пустота вокруг. Всё настолько бестолково, что бестолочью считают главного героя, не желающего становиться частью этой пустоты.

Разрушение сельской России неожиданно выразил даже Никита Михалков. В двухминутном ролике Никита Сергеевич звонит по телефону-автомату из вымершей деревни в экстренные службы и просит помощи. «Помощь нужна всем нам», – взывает он. Разумеется, он звонит не по адресу. Но действует по логике обычного жителя России, который в таких случаях пытается достучаться хоть до кого-то. Действительно, не в Росстат же звонить...

Тем временем «Русские марши» шагают по городам, кричат какие-то лозунги, видят себя на гребне волны. Но если они хотят спасти русскую цивилизацию, что им делать в городах, да ещё столичных? Почему они не едут в деревню и не поднимают её своими решительными руками? Наверно, потому что в деревне жизнь не обустроена. И инородцев там, вот беда, тоже не хватает. Но это впереди. Кончатся свои жители – для работы на фермах завезут китайцев или вьетнамцев. И выгнать их не удастся. Заменить-то будет некем.

Ради чего эти сотрясания воздуха?

Есть 1 мая, а есть 4 ноября. Разница в объекте и субъекте борьбы, в позитивной программе и достижимости результата. 1 мая – праздник промышленных рабочих, горожан, день, когда заявляют о своих правах и требованиях. 4 ноября – эфемерный повод для криков. Непонятно, о чём.

Границы наглухо не перекрыть. Массовую бойню, если на то пошло, не устроить. Не те времена и не те места. Можно научиться сосуществованию и сотрудничеству. Но это гораздо сложнее, чем изрыгать проклятия.

Юрий МИЛОСЛАВСКИЙ