Статья

МОЛОДЕЖЬ И НТС

С Белыми армиями за границей оказались и три дореволюционные молодёжные организации: сокола, скауты и "Маяк".

В России первое сокольское гимнастическое общество было основано чехами в 1870 г. в Мирогощи (Волынь), а первое подобное же русское гимнастическое общество в Петербурге в 1879 г., но оно тогда не получило разрешения называться сокольским. Только в 1907 г. правительство разрешило гимнастическому обществу в Тифлисе (ныне Тбилиси) называться сокольским.

В 1903 г. был утверждён устав общества "Маяк" или "С.-Петербургского комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития", хотя уже в 1900 г. американец Дж. Стокс пожертвовал 50.000 рублей на деятельность этого комитета. Дж.Стокс был членом YMCA - Young Men's Christian Association, по-русски ХСМЛ - Христианский Союз Молодых Людей. "Маяк" могли посещать "лица мужского пола не моложе 17 лет", а целью деятельности "Маяка" было "давать молодым людям полезные знания, доставлять им добрых друзей и создавать для них приятную обстановку, охранять их от влияния городских соблазнов".

В 1909 г. штабс-капитан О.И.Пантюхов положил начало разведческому-скаутскому движению в России. Начало же скаутизму во всём мире положил британский генерал Роберт Баден-Пауэлл, автор книги "Scouting for Boys" в русском переводе "Юный Разведчик".

У скаутов большинство членов были детьми и подростками, и только на руководительских должностях были члены 17 лет и старше. У соколов же все члены должны были быть не моложе 18 лет, но при сокольских обществах велась работа с "детьми" до 12 лет и "подростками" (12-18 лет).

В годы Гражданской войны русские сокола с оружием в руках боролись с большевизмом, скауты помогали в тылах, а YMCA, на деньги заграничных центров, продолжала работу, начатую "Маяком" в Петербурге.

Русские скауты в 1918 г., после провозглашения независимости Латвии и Эстонии (о Финляндии у меня нет сведений), оставаясь на своих местах, оказались за границей. Они не были эмигрантами, но были антикоммунистами и болели душёй за Россию. Первый эмигрантский скаутский отряд был основан в 1919 г. в Турции на о.Проти (ныне Кинали ада). В 1920 г., во время эвакуации Крыма, скауты создавали на кораблях "плавучие отряды" для помощи команде и пассажирам.

В конце 1919 г. или начале 1920 г. в Константинополе (ныне Стамбул) на деньги YMCA был создан "Маяк", который, кроме всего прочего выдавал скромные жалования скаутским руководителям за их работу с детьми и подростками. Более широкую деятельность проводилa YMCA в Эстонии и Маньчжурии. В 1923 г. при помощи YMCA, на съезде в Пшерове (Чехия) было создано РСХД - Русское Студентчeское Христианское Движение для "объединения верующей молодёжи для служения Православной Церкви и привлечения к вере во Христа равнодушных к вере и неверующих".

В 1920 г. в Праге образовалась инициативная группа для основания "Русского Сокола". Сокольская работа состояла из обязательных занятий гимнастикой для всех членов до 26 лет под руководством начальника или начальницы и культурно-просветительной работой под руководством воспитателя.

Кроме этих трёх дореволюционных организаций молодёжи, по всему рассеянию возникали студенческие союзы и союзы и кружки молодёжи.

В 1924 г. на шахтах Перника, в Софии и Шумене возникли кружки молодёжи. Примерно тогда же появились и подобные же кружки в Югославии. В журнале "Наше будущее. Вестник Союза Русской национальной молодежи в Королевстве СХС" в Но.1, Белград 1926, цели Союза были так определены:

"1. Объединение молодежи для создания сильного телом и духом кадра, готового к жертвенному служению Родине и восстановлению ее былого могущества и величия.

2. Укрепление и распространение русского национально-государственного мышления, стремящегося к восстановлению России на ее вековых устоях - главенства Православия, Монархии и Народности, и посильное активное участие в русском национальном движении, не предрешающем на чужбине форм государственного устроя России, но стремящегося к освобождению ее от коммунистического ига".

Подобные же цели преследовали и сокола и скауты и большинство кружков молодёжи. Не удивительно поэтому, что для более успешного проведения в жизнь своих целей, молодежь решила объединиться в НСРМ - Национальный Союз Русской Молодежи.

В 1920-1930-х годах многие организации, желавшие подчеркнуть свою готовность служения России и русскому народу, в своё название включали слово "национальный", придавая этому слову положительный смысл. Будучи в душе монархистами, что выражалось в утверждении стремления восстановить в России монархию, молодёжь в то же время заявляла о своём "непредрешенчестве", т.е. о нежелании "предрешать на чужбине форм государственного устроя России".

"Непредрешенчество" лежало в идеологических основах Белого движения и основанного ген.Врангелем в 1924 г. РОВС - Русского Обще-Воинского Союза. Многие деятели НСРМ были членами РОВС, сражавшимися в Гражданскую войну в рядах Белых армий. В силу этого, РОВС видел в созданном НСРМ свою смену и в первые годы в журнале "Часовой" была постоянная страница НСРМ (позднее НСНП и НТСНП - Национально-Трудовой Союз Нового Поколения, ныне престо НТС). Поэтому, из-за близости к РОВС, первый съезд представителей национально мыслящей молодежи был устроен в Белграде с 1 по 5 июля в помещении Русского офицерского собрания, а не где-нибудь в другом месте.

На первом съезде, на котором состоялось объединение РСНМ в Югославии и подобных же союзов в Болгарии, Франции и Чехословакии, в составе делегаций участвовали Бострем и М.А.Павлов. Первый известен как скаутский деятель из Франции, а второй как сокольский деятель из Болгарии.

И скауты и сокола были заинтересованы в борьбе с денационализацией молодежи и, надо полагать, что именно они предложили включить борьбу с денационализацией в третий пункт "Ближайших заданий", вынесенных съездом.

В 1920-е годы сокольство успело выработать некоторые программы просветительной работы с молодёжью старше 18 лет, в то время как в НОРС - Национальной Организации Русских Скаутов вопрос создания программ работы с молодёжью старше 17 лет был впервые поднят только в 1924 г., после того как Баден-Пауэлл выпустил книгу Rovering to Success (странствование к успеху), в которой говорилось о работе с молодёжью старше 17 лет. Сотрудничество скаутов с НТСНП (ныне НТС или просто Союз) в поисках программ для старших скаутов было одобрено с самого начала Ст.р.ск. - Старшим русским скаутом О.И.Пантюховым. В своём Приказе Ст.р.ск. рекомендовал теснейшую связь между разведчиками и группами Союза - так как всякое сотрудничество всегда приносило большую пользу обеим сторонам. В Приказе Ст.р.ск. Но.272 от 5.05.1934 было сказано: "Газета Нац.Союза Нов.Поколения 'За Россию' любезно предоставляет в каждом номере место для статей и заметок Русских Скаутов-Разведчиков. Советую выписывать эту газету во все отряды старых разведчиков". Сохранилось также и письмо О.И.Пантюхова в Исполнительное Бюро Союза:

"...Давно хотел написать Вам, чтобы выразить Вам своё уважение и ещё раз сказать Вам, что цели наши одни и те же. Уверен вполне, что Вы одинакового со мной мнения о необходимости взаимной поддержки. Это уже и было, отчасти, проведено в жизнь: - лет пять-шесть тому назад я горячо рекомендовал Союз в своих обращениях и письмах к руководителям русских скаутов-развeдчиков. Результатом было развитие работы Союза на Дальнем Востоке, где очень многие из руководителей и старых разведчиков взялись за работу в Союзе и заняли руководящие роли. В др. странах тоже... Нам надо ещё много работать чтобы создать чисто русское движение молодёжи, влив свое /но талантливое и весёлое/ в увлекательную систему скаутизма...И надо иметь в виду, что у младшего возраста скаутов другие потребности, чем у юноши 16 лет и выше. За всякие добрые, конкретные советы, или проекты, если бы таковые были, мы были бы в высшей степени признательны и я просил бы их прислать мне...".

О.И.Пантюхов упоминает в своём письме, что на Дальнем Востоке (Китай и Маньчжурия), руководители скаутов-разведчиков создавали звенья и отделения Союза а В.Монтвилов пишет, что в Бресте (Польша) в 1932 г. "возникла небольшая (человек 20) группа НСНП. Организаторами и руководителями НСНП в Бресте стали скауты, которым идеи солидаризма оказались близки по духу".

Надо сказать, что НПП - Национально-политическая подготовка, за разработку которой сразу же взялись члены Союза, была именно тем, что облегчило сокольским воспитателям сделать сокольские доклады более привлекательными, а скаутским руководителям предложить увлекательную программу для скаутов старше 17 лет. В НПП молодёжь находила ответы на вопрос откуда и как появился коммунизм (начиная с "Утопии" Томаса Мора (1516 г.) до "Коммунистического манифеста" Карла Маркса (1848 г.)) и критика коммунистической теории и практики в СССР. Всё это, и ещё многое другое, было изложено в так называемых "Зелёных романах", ставших настольными книгами солидаристов. Ни в гимназиях, ни в университетах, содержание НПП не изучалось, за исключением основ социализма, которые всё же проходились на юридических факультетах.

После конца войны (1945 г.) много говорилось о влиянии НТС (Союза) на ОРЮР, но почему-то забывалось, что в 1930-х гг. скаутские руководители, и не только в Польше и на Дальнем Востоке, были и создателями и руководителями Союза, принимали участие в выработке программ НПП, и трудно сказать, кто на кого оказывал больше влияния.

Союзная газета "За Россию", печатая в 1930-х гг. статьи о скаутах-разведчиках, не отказывала в печатании статей и о соколах, и о НОВ - Национальной Организации Витязей. Среди сокольских руководителей, кроме упомянутого М.А.Павлова, членами Союза был проф. Дмитрий Николаевич Вергун (1871-1951), первый староста (глава) Союза Русского Сокольства за границей, староста русских соколов в Латвии - Николай Николаевич Лишин (1893-1941), начальник соколов в Режице Евгений Кашкин и почти все сокольские руководители в Латвии. В НТС состояли бывший Начальник НОВ - Димитриевич Шмеман, и парижские витязи о.Кирилл Фотиев (-1990) и Михаил Викторович Славинский (р.1925). Из пражских Витязей при РСХД членами НТС были глава организации (1933-1936) др. Николай Митрофанович Сергеев (1909-1944), начальник Пражской дружины (1936-1941) Владимир Яромирович Горачек (1916-1981) и сменивший его в 1941 г. на этой должности Сергей Алексеевич Тарасов (1917-1982). Все трое были арестованы Гестапо в 1941, но через пять месяцев освобождены. С.Тарасов вскоре нелегально пробрался в Смоленск, а Михаил Яромирович Горачек в Минск. Из пражских витязей членами НТС были и Сергей Иванович Бевад (1918-1945) и Владимир Густавович Конява-Фишер (погиб в 1939 г. при попытке перехода советской границы). Из руководителей НОРР - Национальной Организации Русских Разведчиков, во главе которой стоял полк. Павел Николаевич Богданович (1883-1973), мы знаем Михаила Леонидовича Ольгского (1912-1998), Константина Петровича Григорович-Барского, Игоря Брусникина и Олега Николаевича Минаева (род.1919). Сам Богданович в начале 1930-х гг. вступил в Союз, но, как это вскоре выяснилось, только для того, чтобы членами Союза пополнить свои руководительские кадры. Вскоре у Богдановича произошёл конфликт с Союзом из-за того, что Богданович настаивал, чтобы Союз прекратил печатать в газете "За Россию" статьи о скаутах-разведчиках. Ему в этом было отказано, так как Союз одинаково относился ко всем молодёжным организациям, и Богданович тогда покинул ряды Союза.

Из скаутов-разведчиков, которые став взрослыми, пополняли в Союзе свои знания о России, следует упомянуть представителя Союза в Маньчжурии Константина Алексеева (-1995), Алексея Николаевича Князева (1905-), нынешнего председателя Союза Бориса Сергеевича Пушкарёва, начальника Инструкторской части НОРС-Р Александра Михайловича Шатерника, Старшего скаутмастера ОРЮР Бориса Борисовича Мартино (1917-1962), известного поэта Владимира Львовича Гальского (1908-1961), Малика Ибрагимовича Мулича (1917-1980), Игоря Николаевича Шмитова (1922-1982), Всеволода Владимировича Селивановского (1925-1988) и многих других, чьи имена ежегодно поминаются в День памяти Верных.

Ростислав ПОЛЧАНИНОВ