Статья

МОЛОТ ВЕДЬМ ИНТЕРНЕТ-ЭПОХИ

Мировые СМИ продолжают обсуждать вопросы оказания гуманитарной помощи Донбассу. Ситуация сложилась критическая. Продолжаются бои. Местные жители испытывают острую нехватку продовольствия и медикаментов. Российский «гуманитарный конвой» превратился в дополнительный фактор политического конфликта. В СМИ РФ продолжается массированная антиукраинская кампания. Ежедневно в эфир выходят репортажи об обстрелах и бомбардировках.

На Западе и в России многих сейчас волнует судьба гуманитарного конвоя, направленного из Подмосковья. С самого начала успех этой миссии вызывал большие сомнения. Киев отказывался пропустить российские КАМАЗы через Харьковщину. Маршрут проложили через Ростовскую область, а украинская сторона дала принципиальное согласие на пропуск колонны партиями по 30 грузовиков. Накануне в ряде СМИ появилась информация о том, что КАМАЗы идут в Украину полупустыми. Официальные лица поспешили успокоить общественность: дело в техрегламенте, не позволяющем перегружать машины.

Стоит отметить, что кампания по сбору помощи Донбассу проводилась с большим размахом, стимулировалась государством и явно была призвана объединить российское общество вокруг власти на основе нынешней официальной идеологии. «Русские своих не бросают! Поможем Донбассу и Луганщине! Всё для победы!» — вот только некоторые лозунги, звучащие в СМИ и соцсетях.

Воссоединение Крыма с Россией действительно превратилось в знаковое событие для миллионов россиян. Рейтинг Владимира Путина подскочил до максимальных показателей. Теперь одна из задач госпропаганды – доходчиво объяснить рядовому гражданину, зачем России нужен Крым. Во-первых, выдвигается тезис о «восстановлении исторической справедливости». Во-вторых, россиянам демонстрируют выгоду от приобретения знаменитого курорта. Тем не менее, желающих посетить полуостров, лишённый регулярного транспортного сообщения и превратившийся в зону конфликта, оказалось в этом сезоне не так много. Недостаток турпотока компенсируется помпезными властно-державными мероприятиями – собранием политической элиты во главе с «Верховным правителем» (В.В.Путин по В.В.Жириновскому), байкерскими факельными шоу (в формате свастики…).

Другой вопрос, как скажется происходящее на отношениях между украинским и российским народами. После падения режима Януковича государственные и прогосударственные СМИ РФ преуспели в создании образа врага в массовом сознании. Классические пример – позорно-лживый «репортаж» с рассказом о «распятии трёхлетнего мальчика». Эта история спровоцировала феноменальную истерию в СМИ и блогосфере. Разумеется, ничего не подтвердилось. Журналист Евгений Фельдман опросил местных жителей и не нашел ни прямых, ни косвенных подтверждений якобы имевшей место публичной казни на городской площади. Но дело было сделано, ложь сыграла свою роль, осадок остался. А лжецы всегда могут сказать: мы, мол, ничего не утверждали, а слухи такие ходили (ими же запущенные).

Влияние официальной пропаганды на умы поистине поражает воображение. Распространяются самые нелепые слухи. Как в песне Высоцкого, «скоро бани все закроют повсеместно» – «скоро Украина поставит в Россию отравленную соль, нужно скупать пока не поздно». Московские пенсионеры, прошедшие войну, слово в слово пересказывают репортажи первого канала про полчища бандеровцев, убивающих мирных граждан. Многие верят, что США развязали гражданскую войну в Украине ради уничтожения населённых русскими городов, на месте которых якобы будет добываться сланцевый газ… Методики возбуждения средневекового «молотоведьмового» безумия срабатывают безотказно.

Казалось бы, на дворе эпоха цифровых технологий и Интернета. Но телевизионная пропаганда отнюдь не утратила своей силы. Могущество ТВ-излучения продемонстрировано в полной мере. К тому же на просторах всемирной паутины появились сотни проправительственных сайтов, которые обслуживаются армией журналистов, копирайтеров и блогеров. Большинство интернет-пользователей при просмотре новостей не занимаются доскональным анализом, а руководствуются не самыми благородными чувствами и не самыми безобидными эмоциями. Возьмем банальный пример.

На одном из популярных интернет-сайтов Новороссии размещается заметка об «укрофашистском» БМП со свастикой на борту. Дотошные блогеры через короткое время находят ту самую фотографию в архиве агентства Reuters – без изображения свастики, нарисованной незадачливым автором заметки в фотошопе. Но задача выполнена: сотни и тысячи людей уже просмотрели эту фотографию. Одни возмутились, другие испугались, третьи обрадовались.

Разумеется, официальные власти поощряют любые инициативы «борьбы с укрофашизмом». Найден удачный метод отвода стрелок – от «роста цен, коррупции, наводнений и распродажи России Китаю» (Борис Немцов). В Москве как грибы после дождя выросли палатки «помощи Донбассу». Но добровольцы, собирающие пожертвования, не слишком словоохотливы. Многие из них боятся называть своё имя и не могут толком объяснить, ради чего они занимаются сбором помощи и по каким каналам она поступает в Украину.

Напомним, что в июне разразился скандал, связанный с нарушениями при распределении гуманитарной помощи Крыму. Большая часть гуманитарной помощи, которую Крыму выделили российские регионы, разворована, цитирует Би-Би-Си и.о. главы республики Сергея Аксёнова. Местные власти обещали разобраться с этой ситуацией, чиновники, ответственные за распределение продуктов и медикаментов, были уволены… Но такая информация особого промоушна не получает. Это же не «зверства хунты».

Григорий ЗАРЕНЦЕВ