Статья

МИР И МЫ

Недавно мне удалось (в очередной раз) дозвониться до петербургской редакции "Эха Москвы". Обсуждался вопрос погружения титанового государственного флага РФ в пучины Северного ледовитого океана. Корреспондентов в студии интересовал вопрос: "Достаточны ли подобные мероприятия, чтобы реально претендовать на ресурсы (энергетические, прежде всего), находящиеся подо льдами Северного полюса или же это пиар"?

Дозвонившиеся на радиостанцию до меня горожане были, в большинстве своем, оборонцами: по разному вербализированная и актуализированная, их позиция сводилась, главным образом, к тому, что опускание флага в пучину, при всей двусмысленности данного действа, есть акция - глубоко прагматичная, а не просто пропагандистская. То есть наши претензии, даже если и не будут приняты полностью, в той или иной степени должны учитываться, а, следовательно, со временем мы приступим к реализации этих ресурсов.

Моя логика сводилась к тому, что, насколько известно, реальная разработка недр Северного ледовитого океана в лучшем случае возможна не ранее чем через 40-50 лет. Нет еще у человечества технических возможностей взять такие богатства природы. Поскольку это так, продолжал я, то говорить о национальной принадлежности каких-либо крупных ресурсов через полвека - либо самообман, либо обман тех, кому предназначен этот меседж. Количество людей на земле - растет, растут и их требования к качеству жизни. Одновременно в устрашающем, на мой взгляд, темпе идут процессы глобализации. Как говорил классик по иному, правда, поводу и в другое время - полностью отделится от мира нам удастся только переместившись на Луну. Хотя теперь и переезд на Луну (равно как и добыча гелия из нее) не делает нас совершенно автономными от остального человечества.

Человечество или объединиться, или самоликвидируется. При оптимистическом прогнозе никто не позволит нам пользоваться ресурсами, тем более реализовать их по монопольным ценам. Россия не может воевать с объединенным человечеством.

Если это понимаем мы, рядовые граждане, обладающие заурядной информацией и только задумывающиеся об этих - по большому счету - абстрактных для нас проблемах, то кремлевские футурологи, что называется, по должности обязаны все это проанализировать и предложить нации рецепт адаптации российского социума к глобализирующемуся миру. Я уж не говорю о том, что еще и сам этот социум не "сбит" в единую нацию, что сейчас адаптация происходит на индивидуальном уровне, хаотически. Девушка из Воронежа или Рязани, выходя замуж за палестинского безработного или египетского феллаха, становится арабкой, рождает ему арабов и разделяет специфические и экзотические для нас исламские ценности (в арабской проекции). Молодой человек из Твери или Пскова, в качестве классного программиста оказавшись в Германии или США, становится гражданином мира, но не просто мира, а именно Запада и принимает характерные для него (этого мира) ценности. Между прочим, растворение нынешней российской эмиграции, ее отличие от трех предыдущих волн (притом, что и они - эти волны отличались друг от друга), ее специфика - отдельная тема. Сейчас же отмечу: адаптация происходит в форме поглощения. Быт - недостаточная панацея от исчезновения в инаковости, при доминировании чуждой, но вполне очерченной национальной и наднациональной культуры. Лишенные собственных твердых культурных традиций, без российского наднационального проекта, эмигранты - даже весьма интеллектуальные - за редким исключением превращаются в полезную для принимающей стороны биомассу, обреченную пополнить иные культуры и нации, а во втором поколении даже стать их воинственными апологетами.

Когда сегодня нынешние властные элиты России, кормят народ будущим величием и неминуемым предполагаемым благосостоянием, то делают они это не от непонимания доминантных мировых трендов. Бесконечный "поиск" "собственного пути", теория "суверенной демократии", равно как и игнорирование исконных русских культурных традиций, неумение способствовать артикуляции и реализации российского наднационального проекта, наконец, нежелание обустроить быт и жизнь в России и торпедирование тех сообществ и граждан, которые самостоятельно пытаются это сделать, - фиговый лист, едва прикрывающий их срам - страстное стремление как можно дольше удержаться у власти и собственности, при наименьших интеллектуальных, финансовых и организационных издержках.

Смею утверждать, что еще лет десять назад Россия могла предложить свой конкурентный наднациональный проект, обогатить им евро-христианскую повестку для мира (безусловно, влившись в нее и влияя на нее), использовать глобализацию и миграцию для воздействия на мир через россиян, оказавшихся по той или иной причине вне границ РФ.

Теперь эта возможность упущена. Мы опять блуждаем по идейным болотам, все дальше заходя в топи, влекомые обманными огоньками "собственного пути". Все попытки общества сформулировать национальную идею, тем более наднациональный российский проект, да и просто просчитать реальные национальные интересы - а без этих компонентов нет нации - жестоко и последовательно пресекались. Сам российский народ, сознательно выбрав патерналистскую модель, вогнал себя в стойло, обрек себя и своих потомков, на потенциальный развал неконкурентной страны, материальные тяготы и моральные страдания.

В этих условиях своеобразным парашютом, делающим наше падение не столь болезненным, может быть следование европейской демократической традиции. Но этот путь предполагает ответственность общества перед самим собой и ответственность власти перед обществом. Выражаясь по-простому и фиксируя только одну составляющую: надо делиться. Даже Лившиц призывал к этому. А Сурков считает, что не надо. Сурков, как рупор нынешней власти думает, что можно "разводить". Чекистско-коммунистическая корпорация занималась "распределением" - не без пользы для себя. Чекистско-олигархическая корпорация занимается "разводками" - с еще большей выгодой.

Флаги на дне СЛО, резкие заявления президента и наследников, приступившая к патрулированию военная архаика - елочка. Игрушки на ней - бедные больницы и школы, вымирающее село, утечка мозгов и неминуемый крах. Страна не готова к тому, чтобы жить по правилам и порядкам XXI века. Элиты не подготовили для нее места в этом новом мире. Народ не требовал и не требует этого от элит.

Есть еще последняя надежда на милость Божию. Но, задумаемся, можно ли нас еще считать христианами? Не напоминаем ли мы ветхозаветных фарисеев? Бог может помочь, Бог не наказывает. Люди сами наказывают себя, когда перестают "ходить путями Божиими".

Председатель СПб группы НТС Георг ГАБРИЕЛЯН