Статья

ЛОМОНОСОВЫ И БАНКИРЫ

Через десять дней в российских школах начнётся новый учебный год. От всех предыдущих он будет отличаться тем, что станет, как говорили раньше, определяющим. Поскольку определит всю школьную политику РФ на ближайшую шестилетку. В жизнь начнут внедрять нацпроект «Образование». Аккурат на шесть лет рассчитанный. Что будет после, неведомо.

Но уже сейчас можно предположить, что ничего хорошего. Собственно, проект уже вовсю действует. Образовательная реформа уже идёт. Перво-наперво началась, точнее ударными темпами продолжилась, оптимизация школ. Особенно сельских. Их закрывают. Взамен как бы укрупняют незакрытые. В результате уже в 6 тысячах сёл школ не стало. Детям приходится добираться до места обучения более 25 километров. Тяга к образованию делается реально зримой. Так и видятся тысячи юных Ломоносовых, с обозами бредущих к свету ученья.

Странно только, что при этакой масштабной оптимизации общие расходы не уменьшились, а в 36 субъектах даже выросли. Это, впрочем, никак не отразилось на зарплатах учителей, они почему-то никак не хотят расти.

Соответственно, не наблюдается и желающих пополнить ряды школьных педагогов. Как показал опрос Левада-центра, лишь 3% россиян выбрали бы для своих детей эту величайшую из профессий. Впрочем, стать священниками советуют своим чадам ещё меньше, всего 2%. Это, конечно, несколько подрывает веру в крепость наших духовных скреп и вообще в нашу надмирно-всемирной духовности.

Однако министр Васильева вовсе не ощущает нехватки педагогического состава. По её подсчётам, по всей РФ недостаёт всего 1% учителей. Но вот что удивительно. Созданный и мобилизованный по призыву президента ОНФ нехватку ощущает. Он тоже взялся за подсчёты. И его выводы разительно отличается от данных министра. Народные активисты на местах выяснили, что полностью укомплектована учителями-предметниками лишь половина российских школ. По одному-двум предметам нет учителей в 37% школ, по четырем-пяти — в 8%, ещё в 3% школ недостаёт учителей более чем по пяти предметам. Не хватает учителей математики (44%), иностранного (39%) и русского (30%) языков. То есть именно тех предметов, которые после информатики и истории наиболее востребованы у молодёжи (опрос Левада-центра).

Зато, как обещает Васильева, вот-вот появятся какие-то «новые должности педагогических работников» — наставников и мастеров. Что это такое, не знает, похоже, она сама. Но звучит заманчиво. А заодно, мечтает Васильева, неплохо бы возродить традиционную профориентацию.

Странно даже, что министр выступила против возрождения в школах НВП. И почему-то не поддержала удивительно своевременную инициативу депутата Законодательного собрания Ленинградской области Владимира Петрова. По его мнению, настала пора вводить в школах — для учеников и учителей — военную форму. Которая «должна иметь внешний вид, напоминающий школьную форму 1940—1960-х годов и военную форму 1930—1940-х годов». Особенно важным считает Петров для «повышения патриотизма у подрастающего поколения» дополнить эту форму пилоткой. Мотивирует он это тем, что «данный элемент гардероба пользуется популярностью у населения».

Так и видится эта счастливая картина: маршируют они в белых передниках и гимнастёрках, на головах пилотки, за спиной ранцы, на боку противогазы. А впереди директор на белом коне и в генеральской папахе. Красиво-то как… Интересно, сам-то Петров на заседания ЗакСа в комуфляже и пилотке ходит или только по ночам в собственном огороде шикует?

В общем, этот креатив отклика в сердце министра Васильевой не нашёл. Что весьма странно. Как выяснил всё тот же опрос Левада-центра, профессия военного (или любого другого силовика) весьма почтенна среди российского населения. Она занимает второе почётное место, наравне с профессиями предпринимателей, экономистов, юристов и программистов (все по 15%) после лидирующей профессии врача (20%). Именно специалистами этих профессий желают видеть россияне своих детей. Сами дети думают примерно так же, добавляя к этому списку лишь одну профессию — директора банка.

Впрочем, результаты этого опроса мало стыкуются с данными другого, проведённого ВЦИОМом. Как выяснилось, высшее образование, которое требуется для всех вышеназванных специальностей, вовсе не кажется молодым людям такой уж необходимостью. Три четверти граждан РФ в возрасте 18—24 лет считают, что вуз для успешной карьеры оканчивать вовсе не обязательно.

Кому-то, наверно, сложно представить как в их головах укладывается желание быть высококлассным врачом или продвинутым IT-специалистом, не имея высшего образования. Однако беспокоиться нечего. Об этом уже подумала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Она уверена, что настало время продлить период детства до 30 лет. То есть узаконить вот этот инфантилизм, не позволяющий связать причину и следствие.

Скворцова объясняет это очень логично. Всё дело в том, говорит она, что современный человек должен жить до 120 лет. А жизнь движется по синусоиде — детство, зрелость, старение. Нельзя, мол, удлинить только старение, надо всё удлинять. И начинать, конечно, с детства. Всё остальное как-нибудь потом.

Уже сейчас четверть детей в возрасте 12—13 лет не способны к функциональному чтению, то есть не умеют делать выводы из прочитанного, интерпретировать и обобщать полученную информацию. Понятно, что лишь к 30 годам что-то начнут соображать. А работать они тоже начнут лишь в этом возрасте? И на пенсию отправятся в 109 лет?

Резеда ЧЕРЕМИСОВА