Статья

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ ХРИСТИАНСТВА КАК НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ?

Примерно полтора месяца назад в Санкт-Петербургской группе НТС завязалась дискуссия о сути солидаризма. Постепенно выкристаллизовались две основных позиции.
Первая определяет солидаризм как новую идеологию корпоративных сообществ (в полемике появились даже такие обозначения, как "приблатнённый корпоративизм" или "корешизм") и выражена в кратком программном очерке.
Вторая исходит из понимания солидаризма как социальной проекции христианства, однако пока не была представлена группе в чётком тезисном виде.
Однако вдумчивое изучение авторитетных солидаристских источников приводит к выводу, что корпоративистское и христианское (христианско-демократическое) прочтения солидаризма практически не противоречат ни друг другу, ни программным основам Союза. В чём и предлагаем убедиться, сопоставив нижеследующие тексты. (Публикуются в сокращении, фрагменты выделены редакцией "НТСПб").

СОЛИДАРИЗМ - ИДЕЯ ДЛЯ ПОСЛЕТОТАЛИТАРНОЙ РОССИИ

Католический священник Освальд фон Нелл-Бройнинг - один из видных западных ученых, внесших значительный вклад в развитие теории и практики солидаризма. Автор многочисленных трудов по богословию, философии и социологии, автор папской социальной энциклики "Quadragesimo anno" (1932) <...>
Интервью, данное О. фон Нелл-Бройнингом представителям НТС Николаю Артемову и Михаилу Назарову, публикуется в сокращенном виде.

<...>

- Русский солидарист Сергей Левицкий сформулировал суть солидаризма как "социальную проекцию христианства". Мы имеем в виду воплощение принципов христианства в общественно-политическую жизнь. Однако в России наряду с христианством представлены почти все религии: буддизм, мусульманство, иудаизм и др. Поэтому и в социальной области дело обстоит для нас не так просто, как в чисто христианских странах. Какова, по-Вашему, вообще связь солидаризма с религией?
- Что исходя из позиций христианства можно прийти к социальной философии солидаризма, доказано на практике, ибо эта философия разработана верующими христианами, в частности, католиками. Но это не значит, что к ней можно прийти только с позиций христианства. Солидаризм - это результат здравого человеческого мышления, и поэтому приемлем для каждого. Даже атеист, надо надеяться, способен к здравому мышлению. В ФРГ даже люди, которые лично не считают себя христианами, воспринимают слова: "Да, это по-христиански", - как похвалу. <...>

- Что же можно представить себе под таким обществом?
- В латинском тексте говорится, что общество должно состоять из "ordines" (т.е. из групп, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов. - Ред. "Посев"). На романских языках это было передано так, что общество должно организовываться в корпорации; однако использование этого слова привело к большим недоразумениям. Позже я ввел для обозначения этого понятия термин "производительно-функциональное сообщество" ("Leistungsge-meinschaft"). Дело заключается в том, чтобы внутри общества самоорганизовывались группы, выполняющие различные функции по обеспечению жизни общества. Например, народное образование, здравоохранение, средства сообщения. Сюда относятся, конечно, и крупные области экономики. Все они должны самоорганизовываться таким образом, чтобы как можно больше задач решать на уровне самоуправления. Государственное законодательство было бы разгружено от решения множества специальных вопросов и могло бы сосредоточиться на регулировании правильных взаимоотношений между этими группами и их взаимодополнения. <...>

- В Программе НТС такое общественное устройство, о котором мы говорим, называется "народно-трудовым строем", а для понятия "производительно-функционального сообщества" используется термин "трудовая формация" (или в территориальном ее делении - "трудовой союз"). В отличие от профсоюза - "профессионального союза", - "трудовая формация есть творческое сообщество людей, объединенных общим служением одному делу, солидаризованных этим самым в одно общее "мы"... В трудовом коллективе той или иной формации сотрудничают представители разных видов физического и умственного труда..."
- Это соответствует, если я правильно понимаю, тому, о чем говорится в "Quadragesimo anno", где как раз имеется в виду не отдельное предприятие, а отрасль. Например, в сфере прессы или радио заняты и техники, и коммерсанты, и литераторы; кто бы там ни работал, все они выполняют общую функцию на службе обществу - распространяют информацию.

<...>

- Каким образом те или иные функциональные сообщества могут участвовать в формировании законодательства страны? Должны ли они вообще обладать такими полномочиями? И если да, то должна ли для этого быть создана еще одна законодательная палата или иной орган, представляющий интересы этих сообществ** (В Программе НТС, наряду с двумя основными законодательными палатами (избираемыми одна - на основе прямого представительства, другая - на основе ступенчатого представительства от самоуправлений), наделение некоторыми законодательными полномочиями еще двух орпредусматриваетсяганов: Совета Народов (представительство народов России) и Совета Труда (представительство Трудовых Союзов, возникающих на основе трудовых формаций), по вопросам, относящимся к их компетенции. В связи с этим интересно отметить развитие внутри польского независимого профсоюза "Солидарность" отраслевых объединений, имеющих уже сейчас много признаков "производительно-функциональных групп": объединения работников здравоохранения, учителей, ученых и т. п. Документ профсоюза "Солидарность" о направлениях его деятельности, опубликованный в газете "Глос працы" от 14.4.81, предусматривает развитие "трудового самоуправления", причем "компетенции самоуправления и профсоюзной организации на предприятиях должны быть четко разделены: профсоюз защищает прежде всего интересы трудящихся, а самоуправление представляет производственно-хозяйственные интересы предприятия". Кроме того, как пишет газета "Гардиан" от 25.5.81, - "Некоторые теоретики "Солидарности" предлагают создать в польском парламенте вторую палату. Это должна быть Рабочая Палата, в которую будут входить не представители политических партий, а делегаты от производственных регионов и отраслей". - Ред. "Посев")
- Тут ничего нельзя сказать заранее, раз и навсегда. Все зависит от наличия конкретных возможностей, от данной ситуации. Если ситуация позволяет это, то должен найтись кто-то, кто возьмет это дело в свои руки. <...>

- В послекоммунистической России НТС как партия российских солидаристов будет стремиться к осуществлению того общественного строя, о котором мы здесь говорили...

"Посев" № 1,2-2002

НОВЫЙ СОЛИДАРИЗМ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

<...>

Акцент же солидаристов - энеpгичная контpэтатистская политика, а главное - всемеpное укpепление солидарно-корпоративных стpуктуp гpажданского общества. В частности, обеспечение пpямого доступа во власть бизнес- и социальных коpпоpаций. Речь идет о создании на всех уpовнях коpпоpативных законодательных палат <...>

В экономике - это целенаправленное стимулиpование коpпоpативного уклада, основу для которого уже создали бизнес-структуры и иные виды корпоративных сообществ <...>

Дpугое важное напpавление - стpуктуpиpование бизнес-ассоциаций, желательно в фоpме концернов и каpтелей, оpганизованное пpинятие "экономических кодексов", pегулиpующих условия конкуpенции и социально-тpудовые ноpмы <...>

НТС - организация не патриархального госсобеса, а гpажданского активизма, но на особой, не либеральной, а коpпоpативистской основе. Даже из коpоткого изложения, кажется, виден социальный идеал обновлённого Союза. Это идеал многоукладного демокpатического общества, где доминиpует коpпоpативный сектоp, обpазуемый инфpастpуктуpой своеобpазных "фуpгонных лагеpей" - солидаpных сообществ <...> Внутpистpуктуpная солидаpность соединяется с солидаpностью "внешней", общесоциальной - чеpез взаимодействие этих "фуpгонов" в pамках коpпоpативных палат <...>

Системой политической поддеpжки, политкомитетом пpи коpпоpативных сообществах и должна стать новая солидаристская организация.