КТО НУЖЕН ГОСУДАРСТВУ
Первое же заявление о новых образовательных стандартах вызвало у большинства населения России, если не полный ступор, то, по крайней мере, весьма ощутимый шок. Последовавшее через день выступление Дмитрия Медведева по поводу высшего образования и публикация следующей версии ФГОС полностью рассеяли возникшие сомнения.
Удивительно, но четыре обязательных предмета в проекте, разработанном Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования, обязательные к изучению — ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта — рождают у маловеров, мягко говоря, некоторые смутные сомнения. Откуда такое недоверие? Только при первом, поверхностном взгляде можно усомниться в том, что от молодого человека, получившего полное среднее образование в современной, цивилизованной, политкорректной, толерантной, гуманной и благополучной России требуется быть физически сильным, дабы противостоять катаклизмам, распространённым в диких неразвитых обществах — пожарам, потопам, войнам, терроризму… Уже при втором, более внимательном и вдумчивом, взгляде становится ясно, что этот плод титанических умственных усилий идеологических чиновников являет собой нечто очень своевременное. Такое же ,как «Мать» Горького.
А ведь это всего два предмета. Есть и другие.
Подготовка индивидуального проекта. Это учебная дисциплина, призванная показать, насколько хорошо школьник изучил отдельно взятый профильный предмет. Один. Любой. «Это учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, который должен обеспечивать приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой).
То есть, можно, конечно, по неразумию выбрать и астрономию, хотя откуда «обучающемуся» знать о существовании таковой науки, ежели о ней сегодня (и то не всегда) упоминается лишь в 11-м классе. Но можно куда более важные и нужные предметы — технологию, дизайн или хореографию. Для этого в проекте особо предусмотрено оснащение школ «столовыми и спортзалами, современными инструментами и технологиями». Более того, в этом же ряду стоит возможность выпускать школьные газеты и школьные телепередачи. Кто-нибудь может возразить, что раньше, да и сегодня, для этих целей существовали (и существуют) так называемые «кружки», скажем, выпиливания, вышивания, какого-нибудь авиамоделирования или компьютерной графики. Но прелесть-то состоит в том, что в будущем эти излишества уже не потребуются. Вышивай себе 30 часов в неделю — но не больше 36-и! — а в перерывах внимательно слушай на уроках ОБЖ правила поведения в зоне военных действий, учись в спортзале спускаться по канату из окна горящего дома, преодолевать неожиданные препятствия в виде баррикад и быстро бегать от вооружённых грабителей. Разве этого мало для того, чтобы стать полноценным членом общества?.. Ой, нет, мало! Для полной гармонии личности, конечно, необходим курс «Россия в мире».
Вторая редакция ФГОС любезно потрудилась объяснить непонятливым его истинное содержание. Из которого, например, следует, что в результате изучения сего предмета у «обучающегося» (какое мудрое словечко подыскали! не школьник, не ученик, а вполне работоспособное бесполое существо) должна возникнуть — образоваться — развиться или ещё каким-то уникальным способом появиться «сформированность» неких необходимых в жизни способностей.
Одна из них — противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России. Очень разумная и нужная «сформированность»! Теперь после окончания школы «обучающийся» на любую критику проводимой в стране политики или — чем чёрт не шутит — в адрес президента-премьера сможет твёрдо ответить: «Сам дурак!» И твёрдо стоять на этой позиции. Следующая «сформированность» — представления об информационной политике и пропаганде как способе создания образа исторической и современной России в мире. Тут семи пядей во лбу не требуется, чтобы понять: без этой «сформированности» жить просто невозможно. Как без неё вышивать и при этом получать удовольствие от того, что «нас с вами… Но лгут!» (Д.Быков, «Фрикционное»))? И наконец, «сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России». Без этой важной «сформированности» не обойтись тому, кто выбрал то самое… от чего должна получать удовольствие вышивальщица.
В пресс-службе Минобрнауки особо отметили невероятно широкие возможности, предоставляемые новым общеобразовательным стандартом. Можно даже изучать и больше четырёх обязательных предметов. Более того: «Необязательно это будет за плату. Вполне вероятно, что оплачивать желаемый учебный предмет будет школа или гимназия, в которой обучается старшеклассник». И если кому-то взбредёт в голову обременить чадо некими менее полезными, чем ОБЖ знаниями, это — пожалуйста, сколько угодно и любого качества. За ваши деньги. Потому что хочется надеяться, что администрация школы найдёт в себе силы и мужество не оплачивать какой-то там «желаемый предмет». Этак ещё и физкультурой перестанут заниматься.
Конечно, любого мыслящего патриота не может не радовать такой серьёзный и вдумчивый подход к делу. Ведь создатели нового стандарта обещают нам, что в результате такого обучения школу покинут люди, готовые принимать участие в общественной жизни, имеющие гражданскую позицию, опыт социальной, творческой и нравственной деятельности. То есть вполне готовые к воплощению в жизнь идеи Дмитрия Медведева: «Нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов, у нас их много, слишком много». Истинная правда! Просто куда не плюнешь — непременно попадёшь в юриста. Даже президент с премьером… А надо бы вышивальщиц побольше! И инженеров. А то совсем обслуга перевелась, все в экономисты подались. Вместо того, чтобы холить и лелеять нефтяную трубу, считают убытки, которые понесёт страна, когда кончится то, что по ней течёт. А то и похуже: прикидывают, в какие инновационные технологии можно было бы — ещё до кризиса — инвестировать деньги от продажи всё того же продукта, и какой от этого был бы нынче экономический эффект.
В общем, правильно сказал наш президент: «Государство должно задавать приоритеты, кто нужен государству».