Статья

Проект SOLID vs COVID
КОРШУНЫ ДОБЫЧЕЙ НЕ ДЕЛЯТСЯ

«Коршуны добычей не делятся» – советский фильм 1988 года, снят киностудией Молдова-филм в жанре социальной и военной драмы. Режиссёр – Валериу Гажиу, авторы сценария – Валериу Гажиу, Александр Бродский.

Фильм описывает социально-политическую и вооружённую борьбу в послевоенной Молдавской ССР. Некоторые сюжетные линии, персонажи и эпизоды взяты из реальной истории.

Википедия: «Картина снята в эпоху перестройки, поэтому концепция и подача заметно отличаются от предыдущих советских фильмов данной тематики (за исключением Никто не хотел умирать). Акцент сделан не на победоносной «борьбе с антисоветским бандитизмом», а на трагизме народной судьбы.

За «бандитами» очевидно признаётся своя правда, характерна сцена возврата денег на площади. Особых жестокостей они не совершают, применяемые ими наказания – например, десятикратное прочтение Отче наш — такого впечатления не производят. Несколько раз они оставляют в живых своих смертельных врагов, оказавшихся у них в руках. Образ честного и идейного Корнела – убеждённого антикоммуниста и антифашиста – выведен с явной симпатией.

Главный герой-чекист Андрей Брумэ пребывает в сомнениях и рефлексии. Он горячо убеждает повстанцев сдаться, спасти себя и тех, кто им сочувствует. Брумэ особо добавляет, что это касается и главаря банды Стратана. Девушка-фельдшерица Наташа откровенно говорит, что считала себя обязанной помочь «раненому бандиту». Образ председателя сельсовета Марии отмечен мучительной раздвоенностью, непреходящей усталостью.

Капитан МГБ Микулец – сибарит и ценитель оперного пения, бездушный и жестокий карьерист – подан как персонаж однозначно отрицательный. Само название фильма «Коршуны добычей не делятся» ставит Микульца как представителя власти на одну доску с бандитом Стратаном – оба олицетворяют хищные силы, несущие бедствия мирным крестьянам.

Группировка Томы Стратана напоминает Armata Neagra – молдавское вооружённое антисоветское формирование 1949–1950 годов. «Комиссар» Корнел похож на студента из организации Лучники Штефана, успевшего перейти к вооружённой борьбе. Эпизод гибели Стратана до деталей повторяет последний бой Филимона Бодиу (гибель отца и сына, ранение жены, бегство дочери) – но в целом образ Стратана с реальным Бодиу имеет мало общего».

Смотреть КОРШУНЫ ДОБЫЧЕЙ НЕ ДЕЛЯТСЯ