Статья

ПЕРМСКАЯ ТРАГЕДИЯ В ЗЕРКАЛЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Происшедшая ночью 14 сентября в Перми трагедия пассажирского самолёта Boeing 737-500, в результате которой погибли 88 человек, включая знаменитого по двум Чеченским кампаниям генерал-полковника Геннадия Трошева, на какое-то время отвлекла внимание от конфликта на Кавказе. За последние десять лет в Российской Федерации в авиакатастрофах, включая последнюю пермскую, погибли 795 человек. В предыдущей масштабной авиакатастрофе - 22 августа 2006 года - погибли 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа), разбившихся под Донецком на российском лайнере Ту-154, который летел из Анапы в Санкт-Петербург. И под Донецком, и в Перми среди погибших были дети.

Пассажирские самолеты у нас разбиваются достаточно регулярно. Близкие друзья автора, приехав минувшим летом из США в Россию, от полёта в Крым самолётом из Москвы отказались, выбрав спокойный поезд. А автор рискнул: и долетел. Но, скажем честно, на фоне таких новостей летать с каждым разом страшновато. Один знакомый профессор вообще без молитвослова не летает. Главные причины авиакатастроф в России по оценкам экспертов сводятся к двум серьезным проблемам: изношенность лётного парка и "человеческий фактор" - общая усталость перегруженного работой лётного состава и слабая подготовка российских экипажей. Первые выводы о катастрофе 14 сентября звучат стандартно: версия о террористическом акте не подтвердилась, скорее всего, роковую роль сыграла очередная "техническая неисправность", которая привела к возгоранию правого двигателя при заходе "Боинга" на посадку. Разбившийся самолет 16 последних лет эксплуатировался китайской авиакомпанией, а в 2008 году был взят в аренду сроком на пять лет российским "Аэрофлотом".

Пермская трагедия уже без всякой иронии заставляет говорить о главной проблеме современной России, которую, условно говоря, можно назвать технической изношенностью страны в целом. Нашим транспортным паркам, коммуникациям, дорогам, жилищному фонду, энергетическим сетям, трубопроводам, промышленному оборудованию, дорожному покрытию нужна капитальная модернизация, так как в значительной степени мы еще продолжаем до сих пор пользоваться советским наследием, а если что покупаем или берем в аренду (как в случае с разбившимся "Боингом") - так то, что подешевле и на авось.

"Человеческий фактор" тоже играет не меньшую роль. И здесь дело не только в том, что лишь пилоты гражданской авиации нуждаются в квалифицированной подготовке (само собой) и платить им надо достойную зарплату (естественно). В положении "уставших пилотов", которым платят чуть-чуть, требуя серьезной работы - представители многих профессий, чьи ошибки обходятся или обойдутся обществу не дешевле, чем ошибки экипажей гражданской авиации. Старший сын автора этих строк учится не в лучшей, но в хорошей, по петербургским меркам, школе. Однако учителя при более чем солидной нагрузке получают зарплату по $250-300 в месяц при уже откровенно признаваемой инфляции. И куда они с такой зарплатой все (дети и учителя) "прилетят"? Вернее, каким же будет качество полученного среднего образования? Очень средним. То же самое можно сказать о научных сотрудниках высшей школы и специалистах, занимающихся фундаментальными исследованиями.

Проблем России от советского периода досталось более чем достаточно. Но не то удручает, что они есть, а то, что вместо того, чтобы их разрешать, власть откровенно занимается государственным расточительством. У российских авиакомпаний старый самолётный парк, создающий постоянную угрозу и для пассажиров, и для экипажей, и для живущих на земле - ведь только чудом ночью 14 сентября "Боинг" не рухнул на головы спящих жителей Перми (самолет упал уже в черте города, но, видимо, от жилых массивов экипаж успел разваливавшийся лайнер отвести).

Национальное возрождение, о котором так много говорят и пишут в последние годы, представляется нам в виде каких-то глобальных, гигантских по внешнему впечатлению проектов. Вот, например, пресловутое строительство трехсотсорокаметровой башни "Газпрома" в историческом центре Санкт-Петербурга может быть таким проектом (национальным). Небольшая кучка петербургских интеллигентов 13 сентября вновь выползла с плакатиками в наивной надежде привлечь внимание к тому, что в центре города администрация бодро сносит здание за зданием. Так, сегодня огромная дыра сиротливо зияет прямо у Знаменской площади (ныне площадь Восстания) на месте дома № 116/2 (постройки начала XIX века, реконструкция 1897 и 1901 годов) на Невском проспекте. Дом этот пережил и революцию, и реконструкцию, и германскую артиллерию во время блокады. Кстати, именно в этом доме всю блокаду работала булочная, исчезнувшая в 1990-е годы. Да вот, видимо, не каждый петербургский дом может пережить период "национального возрождения". На Невском, видимо, расчищают место для застройки еще под что-нибудь монументальное. Приезжайте и полюбуйтесь.

Главное, что и изуродованный Невский проспект (когда его окончательно переделают), и башню "Газпрома" (когда ее построят) - все и отовсюду увидят. А вот обновление самолётного парка и профилактика авиакатастроф - работа рутинная, нудная и никакого основания для самолюбования не дает. Тем более, что инициаторы и авторы многочисленных проектов, свидетельствующих о возрождении, летают на самолётах без "технических неисправностей".

А надо, чтобы и власть, и граждане летали на одинаковых по качеству самолётах. Хоть какая-то общенациональная идея. Во всяком случае, лучше идеи "общего врага".

Кирилл АЛЕКСАНДРОВ