Статья

КАКОЙ МИФ ХУЖЕ - ИМПЕРСКИЙ ИЛИ РУСОФОБСКИЙ?

Президент Украины Виктор Ющенко, закрывая торжественные мемориальные мероприятия, приуроченные к 75-летию голодомора 1933 года, произнес эмоциональную речь, в которой в частности заявил: "Мы отвергаем дерзкую, кощунственную ложь о том, что обвиняем какой-либо народ в этой трагедии. Это не так. Преступник один - это имперский коммунистический советский режим. Мы призываем всех, и, в первую очередь, Российскую Федерацию, сообща, как настоящие, честные и чистые друг перед другом братья, осудить преступления сталинизма и тоталитарного Советского Союза". Нельзя не отметить, что прозвучавший из уст президента Украины отказ от каких-либо обвинений в адрес русского народа теперь можно будет противопоставить политизированным заявлениям "западенцев", до сих пор упрямо отождествляющих с "русскими" и "москалями" сталинских чекистов и партийную номенклатуру ВКП(б), виновных в бесчисленных преступлениях во время коллективизации. Вероятно, на более гибкую позицию самого Ющенко повлияли протесты тех политиков, общественных деятелей и историков, которые призывают рассматривать всех крестьян Советского Союза, независимо от национальности, жертвой советской власти.

И только такой подход, на взгляд автора, правомерен.

Однако Ющенко все-таки не смог удержаться от попытки придать страданиям украинцев сакральный и превосходный характер: "Целью [коллективизации и голодомора] было обескровить Украину, подорвать ее силы и, таким образом, устранить возможность восстановления украинской государственности. Эта цель не скрывалась". Разумеется, подобного рода сентенции не соответствуют историческим событиям и носят исключительно политический характер. Умиравшие в 1933 году в голодных муках донские хлеборобы, кубанские казаки и иногородние, казахские кочевники-скотоводы, поволжские крестьяне, а также русское население Харьковщины понятия не имели о том, что их нечеловеческие страдания, оказывается, обусловлены страстным желанием коммунистов не допустить восстановления "украинской государственности". Думаю, что и многочисленные секретари местных партийный ячеек, организаций и райкомов, организовывавшие в 1932 году тотальные хлебозаготовки на селе, об этом не задумывались, руководствуясь, по свидетельству Михаила Шолохова, простым лозунгом: "Хлеб взять любой ценой!" Товарищ Сталин тоже безразлично относился к судьбам "украинской государственности", когда предопределил всему трудолюбивому крестьянству Советского Союза общую судьбу: "Чтобы вытеснить кулачество как класс, надо сломить в открытом бою сопротивление этого класса и лишить его производственных источников его существования и развития", в том числе - права свободно выращивать, хранить и продавать хлеб.

Ющенко справедливо назвал виновником крестьянской трагедии "коммунистический советский режим". Но почему он назвал его имперским? Для того чтобы скрыть за этим прилагательным слово русский? Можно выразить лишь сожаление в связи с попытками превратить всесоюзную крестьянскую трагедию в принцип для национально-государственной самоидентификации. Очень хорошо, что уроки в школах Украины были посвящены голодомору 1933 года. Но ведь на самом деле мы все-таки не знаем, о чем именно учителя рассказывали ученикам:

Положительное значение заявления Виктора Ющенко заключается в его искренности, и в том, что его сделал человек, проживший большую часть жизни под советской властью, и в том, что только благодаря его инициативам и громким выступлениям очень многие наши соотечественники в Российской Федерации (не говоря уже об Украине), особенно молодые люди, узнали о гибели миллионов людей в СССР в начале 1930-х годов. Ведь в России, как правило, говорят о "промышленной революции" и "технологической модернизации" первой пятилетки, совершенно умалчивая о фундаменте сталинской "индустриализации", осуществленной на крестьянских костях и страданиях огромного большинства населения бывшего Советского Союза. Президент России Дмитрий Медведев обвинил Ющенко в "политизации истории", но без Ющенко о жертвах Сталина периода коллективизации сегодня вообще бы никто не вспомнил, в том числе и Медведев. С точки зрения современной российской власти и политической элиты Российской Федерации, советский период был в целом позитивным (за исключением отдельных "недостатков"), поэтому самая правильная позиция заключается в последовательном умолчании о преступлениях большевиков против русского народа и других народов России, которых как бы и не было. Отказавшись приехать в Киев, Дмитрий Медведев, по мнению украинского президента, унизил "миллионы невинно убиенных людей, которые не сделали никому ничего". Коммунист, сменовеховец и советский патриот президенту Ющенко бы возразили - они и не должны были ничего делать, чтобы помереть, так как товарищ Сталин всегда говорил: "Главное наше богатство - это люди".

Специфика ситуации может быть в том, что на Украине уже так не считают, а в России - еще да.

Историк здесь не может не прибегнуть к иронии: Пётр Великий призывал учиться у шведов, а современным российским политикам следует все же кое-чему поучиться у Ющенко, чтящего гетмана Мазепу, в конце концов, разбитого Петром вместе с теми шведами: у которых царь-реформатор призывал учиться.

В Киеве, вольно или невольно, преследуя конкретные политические цели или не преследуя на самом деле никаких, Ющенко затронул самую больную и острую тему современной российской общественно-политической жизни: без гласного, решительного и всестороннего осуждения преступлений советской власти никакое "возрождение Российского государства" невозможно. Более того, цивилизованное существование России в исторической перспективе станет проблематичным. Впервые такой прямой призыв прозвучал на международном уровне, от главы государства, тем более бывшего некогда гражданином Советского Союза.

Конечно, Ющенко оказался "настоящим вредителем", поставив своим страстным призывом в очень неловкое положение больших и маленьких российских политиков, вместе со всей "Единой Россией". А стоять в таком своеобразном положении долго, тем более неудобно. Откликнуться на призыв украинского президента - страшно, так как последствия могут быть слишком непредсказуемыми. Публично отказаться - с таким же успехом можно признаться в любви к людоедам. Как-то несовременно и потеря лица неизбежна. Поэтому лучше всего сделать вид, что ни о чем таком Ющенко в Киеве не говорил.

К сожалению, и далее миллионные жертвы коллективизации на Украине будут использоваться лишь для популяризации русофобских мифов, хотя нельзя не оценить положительного значения современных мемориальных украинских акций: в селах и деревнях, поселках и городах ставят церкви и часовни в память умерших, устанавливают памятные знаки с количеством погибших для каждого населенного пункта. При всех издержках киевской пропаганды это лучше, чем московское равнодушие. Любые подобные мероприятия в России пошатнули бы положение власти, не способной существовать без культивирования советских исторических мифов.

Кирилл АЛЕКСАНДРОВ