Статья

ПОЛЮСА ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

Среди современных партийно-политических систем, господствующих в странах Западной Европы, особой своеобразностью отличается итальянская модель. С чем же связана эта итальянская особенность? Вроде бы на Апеннинах, как и в других странах Евросоюза, царит полная свободная многопартийность. Барьер для прохождения в парламент смехотворно мал. Никакой специальной преграды (требования по численному составу партий и движений) к регистрации национальных партий не имеется. В общем, казалось бы, скука:

Но следует иметь в виду, что не так давно Итальянская Республика пережила своего рода коллапс традиционной партийно-политической системы. Если в Великобритании, Германии и Франции в последние 15 лет произошли лишь частичные, косметические изменения в соотношении политических сил, то аналогичные процессы в Италии в первой половине 90-х носили поистине революционный характер. Напомним, что в течение более чем четырёх послевоенных десятилетий партийно-политическое поле в Италии носило в принципе достаточно стабильный характер. Основную роль играли христианские демократы, коммунисты и отчасти социалисты. Общество на Апеннинах было сверхполитизировано. Недаром в ХДП и ИКП в 70-80-е входило свыше миллиона членов, в соцпартии состояли более 400 тысяч итальянцев.

Но вот наступили новые времена, органы прокуратуры провели решительные действия против коррупционеров в рамках т. н. операции "Чистые руки". Жертвами данного наступления стали в первую очередь именно ХДП и ИСП, чей аппарат был на самом деле пронизан коррупционерами. В результате обе партии развалились. Что же касается некогда сильнейшей в Западной Европе компартии, то ИКП стала на путь социал-демократизации, переименовалась в Демпартию левых сил и вскоре де-факто растеряла значительную часть избирательной базы.

Свято место пусто не бывает. В Италии в 90-е родилось немало новых партий и движений как левого, так и правого толка. Появились новые блоки и коалиции, что сильно перетряхнуло политический спектр. В последние же годы магистральной тенденцией для политической жизни страны стала фактическая биполяризация национальной политики. В какой-то мере этому способствует персональный фактор: весомую роль в развитии политических процессов в Италии играет личностное соперничество нынешнего премьер-министра Романо Проди и лидера правой оппозиции экс-премьера Сильвио Берлускони. Ведь именно вокруг этих фигур и произошла структуризация двух "суперблоков" в середине текущего десятилетия.

Но и идейно-политическое измерение нельзя отбрасывать. Блок во главе с Проди, носящий название "Союз", является левоцентристской конструкцией - ведущую роль в нём играют социал-демократическая партия "Левые демократы", умеренно-католическое социал-либеральное объединение "Ромашка" и Партия коммунистического преобразования. Коалиция Берлускони "Дом свобод" имеет вполне определённый правый профиль - здесь лидирующие позиции у правопопулистской партии "Вперёд, Италия!", косервативного Национального альянса и христианских демократов. Есть, конечно, исключения: в "Союз" входят несколько мелких партий правоцентристского фланга, а в "Доме свобод" оказалась Новая итальянская соцпартия. Но самое интересное не в этом. Дело в том, что все сколько-нибудь влиятельные партии и движения современной Италии оказались в рамках либо одного, либо другого суперблока. На парламентских выборах 2006 г. оба блока набрали в сумме более 99% голосов! Все, кто не примкнул к альянсам Проди или Берлускони, вычеркнуты из общественно-политической жизни.

Разумеется, и "Союз", и "Дом свобод" являются гибкими конфедеративными структурами. Все представленные в коалиционных объединениях партии и движения имеют представительство в руководящих органах указанных объединениях. Наиболее важные и принципиальные решения принимаются обычно консенсусом. Однако, широкие идеологические границы суперблоков приводят зачастую к весьма острым противоречиям внутри них. Так, когда правые находились у власти, в рамках "Дома свобод" шли бурные дебаты по проблемам децентрализации и налоговой политики. Сейчас в "Союзе" умеренные и радикальные партии ведут сложные консультации в отношении пенсионной реформы и пребывания итальянских военных в Афганистане. То, что в обеих коалициях участвует множество партий, лишь способствует проявлению новых внутриблоковых противоречий.

Гетерогенность блоков и постоянная борьба за влияние между ведущими партиями тяготит Проди и Берлускони. Как бы не были они довольны самим фактом биполяризации политической системы, тот и другой заинтересованы в стабильной и твёрдой поддержке соратников. Именно друзья Проди инициировали объединительный процесс между левыми демократами и "Ромашкой", в результате которого будущей осенью родится социал-либеральная Демократическая партия. В свою очередь, Берлускони не раз высказывался в пользу формирования единой консервативной партии на основе кадров "Вперёд, Италия!".

Надо иметь в виду, что приведённая выше итальянская модель может считаться действительно самобытной в рамках единой Европы. В других ведущих западноевропейских странах подобная биполярность отсутствует, хотя, в общем-то, борьба по линии "левый центр-либерал-консерваторы" характерна не только для апеннинской республики. И, скажем, в той же Франции или Швеции подобное расслоение проявляется даже ярче, чем в Италии, где альтернатива правым всё же довольно умеренный социал-реформистский характер. Сложно сказать, сможет ли в перспективе "итальянская модель" распространиться на другие страны Европы. Может быть только тогда, когда в них произойдут столь же стремительные перемены, как в Италии в первой половине 90-х?

Руслан АПРЕЛЬСКИЙ