Статья

HABEMUS PAPAM!

В ночь 13 марта избран новый папа римский. Им стал архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. «Добрый вечер! — такими стали первые слова нового папы, обращённые к тысячам католиков, собравшихся на площади Святого Петра. — Работа конклава заключалась в назначении папы. Братья мои кардиналы выбрали того, который живёт едва не в самой далекой стране. Но вот я здесь. Я хочу поблагодарить Римско-католическую церковь. Давайте помолимся». Он начал читать Pater Noster и с ним молились все католики мира. Молились за него и за то, чтобы новый понтификат быт таким же ярким и благодатным, как понтификат Иоанна Павла II.

Надежды на это есть. Хотя о новом папе, особенно в России, известно немного. Ему 76 лет. По первому образованию химик-техник. Учился в семинарии, проходил послушание в Чили, преподавал католическое богословие. В 1958 году вступил в орден иезуитов. Возведён в сан кардинала Иоанном Павлом II. Считался главным соперником Ратцингера на конклаве 2005 года.

Хорхе Бергольо называют консерватором. Он убеждённый противник однополых браков, абортов, эвтаназии. Он много делал в плане социальной помощи неимущим, но никогда не принимал социалистических мотивов т.н. «теологии освобождения». Его становление пришлось на времена Хуана Доминго Перона, зрелость — на годы правления аргентинской хунты. Говорят, он вполне по-деловому ладил с тогдашними военными властями, жёстко зачищавшими Аргентину от коммунистов и леваков.

Впрочем, ещё один аргентинец, тёзка нового папы — Хорхе Луис Борхес тоже не отказывался от сотрудничества с Пероном. Даже стал при генерале-президенте директором национальной библиотеки. А также величайшим писателем XX века.

Франциск I — во многом первый. Папа из Нового света. Папа-латиноамериканец. Папа-иезуит. Вероятно, именно такой эксклюзивный папа и должен был сразу сменить Иоанна Павла II. Тогда история католицизма могла развиться иначе. Не случилось бы поразительного (не в хорошем смысле) отречения наместника Всевышнего…

Если правда, что Бергольо поддержали на конклаве европейские либеральные кардиналы, то они наверняка впали в заблуждение. Их расчёты на неопытность и управляемость папы не могут оправдаться. В Римской курии он занимал посты в нескольких ключевых конгрегациях, определял пути католицизма в Латинской Америке, курс церкви в таком сакральном вопросе, как устройство и жизнь семьи.

Мало опыта? Или таким человеком легко управлять?

Да и принадлежность к ордену иезуитов — самому мощному монашескому ордену говорит сама за себя. Основные принципы ордена — жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы ордена, непосредственно подчинённого папе. Думается, именно эти принципы станут главными в политике нового понтифика.

Кроме того, Бергольо поддерживает движение Comunione e Liberazione. Это католическое движение распространено во всём мире, причём особенную активность проявляет России, Литве, Казахстане. Члены Comunione e Liberazione активно участвуют в политике своих стран. А доктрина Comunione e Liberazione состоит в том, что суть христианства — в личном духовном опыте, поверяемом личностью и проповедью Христа и самовоспитании, основанном на общении с другими людьми. Это кредо людей дела, а не абстрактного созерцания. Это энергичная деятельность в реальном мире, а не унылая внутренняя свобода для собственного употребления.

Имя святого Франциска Ассизского, принятое новым папой, тоже говорит о многом. Любимый всеми христианами жизнерадостный и оптимистичный святой был мягок и добросердечен лишь со слабыми, при необходимости он был способен очень твёрдо отстаивать свои принципы. Он был покладист и смирен лишь до тех пор, пока речь не шла о вещах принципиальных. Очевидно, что для создания нового ордена требуется не только покаяние и отрешённость от мира, но и вполне конкретные волевые и организационные способности. Нет сомнения в том, что имя кроткого святого новый папа принял не ради популизма. Он известен своим непоказным аскетизмом, проповедует сострадание к бедным и страдающим. При этом вовсе не увлекается распределительной социалкой, хотя и оказывает поддержку многим социальным программам.

Сразу после избрания Франциска в РПЦ поспешили выразить надежду на продолжение «продуктивного сотрудничества», однако выразили это довольно вяло, сославшись на то, что новый понтифик «не был активным участником непосредственно православно-католических отношений». Это, вообще говоря, некоторое преувеличение, точнее — исторической преуменьшение роли кардинала Бергольо. Кому как не представителям РПЦ должно быть очень хорошо известно, в Аргентине, он был ординарием общин восточного обряда. Украинских и русских католиков, ушедших за океан. Понятно, почему. Понятно, зачем. Эта вера — вера борьбы. Украинцев — греко-католиков бандеровского разлива и русских — непримиримых противников имперства.

И теперь РПЦ действительно «остаётся только надеется, что он продолжит линию прежнего понтифика и сохранится положительная динамика на развитие отношений между нашими церквами». Надежда, конечно, умирает последней, но всё же не стоит надеяться на это. Франциск I — продолжатель дела Льва XIII, Пия XI и Иоанна Павла II. Его деятельность основана на Rerum Novarum и Quadragesimo Anno, то есть на идеях солидаризма, гражданского активизма и отвержении этатизма, который давно уже стал визитной карточкой РПЦ. Скорее следует ожидать, что он направит свои силы на возрождение и усиление миссионерской деятельности и активизации католической проповеди. Сможет ли католическая церковь в России потеснить православие — ещё вопрос, но проблем у патриархии явно прибавится.

Светлана ЗАЙЦЕВА