Статья

НА МАЗИ

По ряду причин не получила освещения в СМИ рабочая поездка несостоявшего преемника Путина вице-премьера Сергея Иванова в порт Усть-Лугу. Вместе с тем там было сделано одно очень важное знаковое заявление.

Понятное дело, кремлевский визитер был доволен тем, как бельгийская компания ведет водноуглубительные работы в Лужской губе. Считается, что в отличие от прокладки Петровского фарватера к пассажирскому терминалу "Морской фасад" на Васильевском острове, в Усть-Луге применяются более прогрессивные и экологически чистые технологии выемки грунта. При этом углубление обоих участков акватории Финского залива находятся в ведении ФГУП "Росморпорт". И там, и там осваиваются миллиарды рублей из федерального бюджета, реализуется принцип государственно-частного партнерства.

Однако без должного внимания осталось пока отнюдь не "китайское предупреждение" Иванова в адрес тех, кому перепадает от вывоза российских нефтепродуктов через порты соседней Эстонии. В конце 2009-го или начале 2010 года в Усть-Луге пустят в эксплуатацию первую очередь комплекса наливных грузов. Проектная мощность терминала - 30 миллионов тонн в год. Еще один маленький нюанс - новый объект порта станет единственным в мире специализированным комплекса по перевалке мазута.

"Первые танкеры с мазутом пойдут через Усть-Лугу. Это означает, что мы начнем сокращать поставки железнодорожным транспортом нашего мазута в Эстонию. Через год прекратим полностью поставки мазута в эстонские порты", - заявил Иванов. От себя добавим, что в структуре российского экспорта углеводородов мазут занимает в денежном выражении 4-е место (после нефти, природного газа и дизельного топлива). Например, в 2007 году за рубеж было вывезено 55,6 миллиона тонн на сумму 18,2 миллиарда долларов.

В чем же скрытый смысл месседжа из уст человека, едва не занявшего президентское кресло? Иванов уверен, что кризис не отразится на работе Усть-Луги. То есть 5 тысяч автомашин "Тойота", которые одновременно могут разместиться на площадках порта, найдут своего покупателя на бескрайних просторах отечественного авторынка.

А что же с мазутом? Ясно следующее: продолжается диверсификация. Но не национальной экономики - речь идет не о создании конкурентоспособных высокотехнологичных отраслей и кластеров. Продолжается диверсификация основных направлений и "точек роста" распродажи природных ресурсов в Евросоюз и КНР. Бизнес реальных собственников Gunvor и "Роснефти" получит дополнительную и очень надежную "подушку безопасности". Теперь он не будет зависеть от политических игр на другом берегу пограничной Наровы.

Степан ЛЕШИЙ