Статья

Проект SOLID vs COVID
ФАВОРИТЫ ЛУНЫ

«Фавориты луны» – художественный фильм режиссёра Отара Иоселиани, снятый в 1984 году во Франции.

В фильме трудно выделить как единый сквозной сюжет, так и главных персонажей. Представлены, скорее, зарисовки из жизни парижского квартала, обитатели которого, по сути, безымянны – их имена с экрана не звучат. Поэтому, наряду с одушевлёнными персонажами (людьми) равное, или даже большее, значение в фильме получают неодушевлённые – севрский фарфоровый сервиз XVIII века и портрет молодой девушки кисти художника XIX века – именно вокруг них и строится основное действие фильма.

Литературовед Александр Галкин: «Фильм Иоселиани «Фавориты луны», поставленный во Франции, имел шумный успех на Западе и загадочную судьбу на родине. К вящему удивлению любителей кино, этот фильм демонстрировался по клуб¬ной программе. Вероятно, работники нашего кинопроката здраво рассудили, что он непонятен широкому зрителю и, руководствуясь извилистыми путям всемогущей административной мысли, пустили блестящую и легкую комедию Иоселиани по отдельным, как правило небольшим, кинотеатрам без должной рекламы, закрывая зрителю возможность увидеть новое произведение мастера.

Бушующий страстями Париж 20 века, яркий, многокрасочный, шумный, противостоит неторопливому черно-белому пасторальному девятнадцатому веку, на секунду возникшему в прологе картины. На лоне природы мадам и мсье тихо беседуют, пьют кофе со сливками. В их уютном фермерском доме висит картина: обнаженная с грустно-лирическим взглядом. Рядом с фермой рабочие кустарным способом выпускают необычайной красоты сервиз и везут его на продажу. С этого момента предметы начинают жить в нашем времени, оказываясь в руках «фаворитов луны» – теперешних воров.

Иоселиани насмешливо и немного грустно показывает замкнутость людей, их полную непроницаемость по отношению друг к другу. Они глухи и слепы к ближнему, хотя и связаны прочнейшими нитями общего бытия. Закон уничтожения жизни заложен в них самих. Художественный мир Иоселиани лишен всякой пасторальности.

Но неужели нет альтернативы этой гибельной отчужденности человека, брошенного в хаос собственных страстей? Альтернатива все-таки существует: это спасение красоты».

Смотреть ФАВОРИТЫ ЛУНЫ