Статья

НАМ НЕОБХОДИМО СТАТЬ НАЦИЕЙ

Еще в сентябре прошлого года, я выступил на заседании Центра социально-консервативной политики в Москве с докладом. Позже я доработал его. Так получилась эта статья. Сейчас она "висит" на сайте ЦСКП. Я был уверен, что этот материал в ближайшее время не понадобиться. Увы, последние события среди питерской оппозиции недвусмысленно демонстрируют актуальность данной темы.
Тема тонкая, насыщенная мифами и предрассудками, в силу своей актуальности достаточно спекулятивная: уже замечено, что социальное недовольство переводиться властями, а порой и самими гражданами в этническую и национальную плоскость.

Термины
Проблемы межэтнических отношений, расового, этнического и конфессионального противостояния в стране столь разнообразны и злободневны, что прежде чем попытаться проанализировать их необходимо дать четкое определение терминов, используемых в данной работе. Это важно еще и потому, что в отечественной этнографической и юридической литературе (и практике), не говоря уже о политических декларациях, термины используются часто некорректно. Поэтому ниже приводится та трактовка терминов, которая подразумевается автором данной работы:
Нация, политическая нация - вся совокупность полноправных граждан страны. В исключительных случаях вся совокупность лояльных и законопослушных граждан. Нация характеризуется общей культурой, государственным языком, общими нравственными принципами, сходными традициями, но, главное, общей устремленностью в будущее, явно и стабильно выражаемым желанием дальнейшего совместного сосуществования в едином, общем государстве.
Этнос, этническая группа - народы и народности, проживающие в стране и отличающиеся своими специфическими культурными и бытовыми особенностями. В том числе и великорусский этнос, являющийся основным не только потому, что его представители составляют большинство граждан России, но главным образом оттого, что его культура, традиции и нравственные принципы стали базой, объединяющей остальные автохтонные и некоренные этнические группы.
Учитывая вышеизложенное, Россия - полиэтничная страна единой российской нации.
Вера - система духовных и идейных представлений людей, необъяснимая рационально и неподтверждаемая объективным научным опытом. При этом, однако, безусловно, присутствует личный опыт верующих людей.
Религия - конкретная система духовных и идейных представлений, характеризующаяся своей определенной догматикой, обрядами и традициями, зачастую предполагающая один оригинальный источник своего генезиса. Например: христианство, ислам, буддизм, шаманизм, иудаизм и т. д.
Конфессия - конкретная автономная система той или иной религии. Например: православие, католицизм, протестантизм в христианстве; суннизм, шиизм, исмаилизм в исламе; хасидизм и ортодоксия в иудаизме и т. д.
Секта - автономная религиозная группа, не признаваема и/или порицаемая иными конфессиями той или иной религии. Например: иеговисты, мормоны в христианстве; ваххабиты в исламе и т. д.
Тоталитарная религиозная (квазирелигиозная) группа - совокупность верующих находящихся в духовной зависимости от лидера или всей группы. При этом трансцендентальное и мистическое поклонение переносится с объекта вне группы (Бог, боги, силы или святые) на объект внутри группы или на саму группу. Соответственно авторитетом становится не традиционный догмат, а догма, изрекаема кем-то в данном квазирелигиозном сообществе. Например: "Белое братство", "Церковь Виссариона" и т. п.
Исходя из вышеизложенного, традиционными в России являются православная конфессия христианства, суннитская конфессия (суннитский толк) в исламе и т. д.
Государство - совокупность граждан, территории и властных органов суверенной страны.
Власть - совокупность ветвей власти вне зависимости от доминирования той или иной ветви.
Общество - граждане страны и те не граждане, которые постоянно проживают на территории государства. Общество, общественность объединяются во всевозможные религиозные, деловые, профессиональные, политические и иные группы в соответствии со своими интересами. Интересы отдельных групп не должны противоречить и тем более быть враждебными по отношению к обществу в целом и иным легитимным группам.
Мигранты - люди, постоянно обосновавшиеся в стране и добивающиеся гражданства или временно проживающие в стране в связи с личными обстоятельствами. В России миграция в основном трудовая. Политических мигрантов мало и объективных оснований для увеличения их количества нет.
Толерантность - терпимость вплоть до безразличия к представителям разнообразных иных групп людей.
Комплементарность - доброжелательность, заинтересованное отношение к инаковости, стремление понять интересы и особенности иных групп.
Адаптация - система государственных мер, направленная на максимально бесконфликтное сосуществование различных, прежде всего вновь возникающих групп, с традиционными.
Интеграция - государственная политика, нацеленная на максимальное включение новых групп и сообществ в базисную культурную и бытовую среду.
Культурный синтез - обогащение традиционной культуры и быта полезными новациями без ущерба для нее.

Вызовы
Мир столкнулся на национальном и международном уровнях с различными вызовами, таящими в себе немалые опасности. Эти опасности, направлены, в конечном счете, против самих основ существующего миропорядка и против традиционного устройства суверенных государств. В значительной степени, эти опасности - есть результат ускоренной непродуманной глобализации, предполагающей не интеграцию и адаптацию и даже не синтез различных культур и традиций, а навязывание некого потребительского, гедонистского идеала, разрушающего все и всяческие традиции и берущего из различных культур только те аспекты, которые способствуют его продвижению и конструируют унифицированную культуру, пригодную для него.
Безусловно, в основе современных этнических и расовых конфликтов присутствует и социальный аспект, но его актуализация - также следствие глобализации. Например, разный уровень достатка в промышленно развитых государствах и странах отсталых в этом отношении был и прежде. Однако, эти различия сглаживались традиционными для этих стран представлениями об уровне потребления, качестве жизни и т. п.
Теперь же, прежде всего в связи с информационной глобализацией мало того, что эта разница стала очевидна, но и традиционалисты различных культур вполне обосновано ощущают опасность и враждебность становящегося доминантным унифицированного идеала их оригинальным культурам.
Противостояние традиционной культуры и унифицирующей глобализации - первый вызов.
Чаще всего консервативно мыслящее большинство (а большинство всегда консервативно - иначе культура не была бы достаточно устойчивой, чтобы сложиться) находит адекватные и легитимные способы противостояния и протеста против подобной глобализации. Однако, если в основе культуры или в части ее традиций есть насильственный аспект, опыт силового решения проблем, то наиболее радикальные консерваторы могут и идут на подобные акции.
Закономерность здесь в том, что чем больше насилия было при генезисе оригинальной культуры, тем более склонны к насилию ее радикальные представители.
Вторая закономерность: чем более относительно других молода оригинальная культура, тем более радикальны ее консерваторы. Во всяком случае, международный терроризм сейчас связывается с исламом в немалой степени из-за наличия вышеперечисленных закономерностей.
Это - явление объективное, прежде всего потому, что данным противостоянием болен весь мир. Надо осознать, что ареной войны с исламским радикализмом стал весь мир. Россия здесь, возможно одна из первых, но теперь не единственная и не самая вовлеченная в глобальное противостояние.
Заметим, что это противостояние проявилось в период перестройки, в том числе и переосмысления общественного идеала, быта и отчасти культуры и продолжается, прежде всего, потому, что никакой устойчивый новый идеал российским обществом не сформулирован.
Есть, однако, и специфические проблемы, характерные именно для нынешней России. И, прежде всего, большинство россиян не принимает навязываемого потребительского идеала. Несмотря на неустанный труд определенных культуртрайгеров, гламурный образ бытия противен большинству россиян и в некоторой степени соотносится только с наиболее обеспеченными слоями крупных городов-миллионников.
Возникает серьезная опасность противостояния собственно великорусского населения провинции жителям столиц и крупных городов. Проблема "двух наций" опять встает перед политиками страны. Если провинция отвергает гламурный потребительский идеал, то наиболее состоятельные столичные жители с удовольствием окунулись в него. Должно зафиксировать серьезный и увеличивающийся социально-культурный разрыв и совершенно различный быт между этими большинством и меньшинством.
Российская, великорусская в своей основе культура и традиционный быт в течении ХХ века неоднократно подверглись насилию со стороны властных органов и претерпели соответствующие метаморфозы. Конечно, всякая культура и быт с течением времени меняются. Однако изменения эти должны проходить постепенно, естественным путем. В СССР они проходили насильственно, ускоренно и были связаны с интенсивной модернизаций. В США, например, они также происходили ускоренно. Однако, власти там умело манипулировали населением, меняя, прежде всего, общественный идеал, а потом уже образ жизни. У нас самоощущение, самоидентификация населения практически не интересовало власти. Важно в данном случае заметить, что таким образом была сохранена часть прежних общественно значимых представлений, культура и быт продолжали оставаться в значительной степени традиционными, хотя и извращенными. Но они не стали новыми, "молодыми", несмотря на все старания, впрочем, постфактум, советских властей.
Так или иначе, к концу ХХ века сложился определенный общественный идеал (связанный с прошлым России) и практически сложилась новая общность - "советский народ", правильно - советская нация. Можно утверждать, что советских людей было большинство, о чем свидетельствуют результаты мартовского референдума 1991 г. и мифологемы, до сих пор процветающие в сознании большинства, по крайней мере, российских граждан.
Итак, второй, уже специфически российский ряд опасностей вызван сопротивлением автохтонов глобализации и противостоянием большинства населения с "продвинутым" меньшинством наиболее состоятельных жителей. Если это противостояние не приняло еще агрессивных, общественно опасных форм, то только благодаря доминирующему, довольно традиционному в своей основе архетипу большинства населения. Но эту опасность ни в коем случае нельзя преуменьшать. В перспективе это противостояние весьма опасно.
В немалой степени глобальное противостояние культур и цивилизационных кодов, которое мы наблюдаем, вызвано интенсификацией контактов, миграционными процессами. Если носители разных культур не соприкасаются непосредственно, то противостояние происходит на стыке культур, который практически соответствует границам ареалов их распространения. Однако, при современных миграционных процессах этот ареал перестает быть четким, культуры взаимно проникают, однако не синтезируются, а продолжают существовать автономно, но одновременно и на одних территориях.
Нас, прежде всего, интересует ситуация в России. Когда единая, отчасти синтетическая советская культура рухнула, то в различных регионах России стала возрождаться своя оригинальная этническая культура. При этом быт оставался традиционным и при советской власти. Надо понимать и то, что процесс этого возрождения отчасти искусственно конструировался местными этнократами, но, главным образом, был вызван объективной необходимостью заполнения опустевшего культурно-идеологического пространства.
Теперь, в самой России мы видим столкновение этих культур и на стыке их соприкосновения в местах традиционного бытования и в случаях взаимопроникновения.
Эти столкновения опасны, прежде всего, потому, что вопреки мнению некоторых, наиболее активных и политизированных представителей автохтонного населения, носители этих культур, будучи выходцами, например, из республик Северного Кавказа или Поволжья, являются такими же полноправными россиянами - представителями коренных этносов России, как и великороссы. С другой стороны, иные этнические группы, имеющие историческую родину вне границ нынешней России, как-то: украинцы, белорусы, молдаване, грузины или таджики, но обладающие российским гражданством также не только не могут быть ущемлены по национальному признаку, но в соответствии с российским законодательством могут рассчитывать на государственную поддержку своих этнических культур. Это регламентируется ФЗ "О национально-культурной автономии", соответствующему международным нормам.
Иными словами, если речь идет о гражданах России, то, во всяком случае, к ним не могут быть применены те же подходы и юридические нормы, что к мигрантам.
Между прочим, против "засилья пришлых" более всего выступают фанаты СССР. Здесь мы видим противоречивость их позиции. Если сейчас, например, таджик из Душанбе в Москве вынужден довольствоваться работой дворника, то при сохранении единой страны он мог бы претендовать на место заведующего кафедрой МГУ (или любое иное) и был бы, что называется, в своем праве, так как находился бы в столице своего государства.
Беда в том, что мигрантами, во-первых, никто всерьез не занимается, и они вынуждены опираться на взаимоподдержку, а, во-вторых, извращена и размыта мощная культурная основа, к которой они могли бы быть адаптированы, и в которую их впоследствии следовало бы интегрировать. Таким образом, объективно создается культурное гетто. А так как они - внешние мигранты и российские граждане, мигрирующие в границах своего государства, как правило, представители более молодых и агрессивных культур, то при продолжении прежней политики и практики столкновения будут нарастать.
Культура лишь отчасти производна от этнических особенностей. В не меньшей степени культурный код - следствие принадлежности индивида к той или иной религиозной традиции, даже если сам человек придерживается атеизма или агностицизма. Если же он - верующий, то здесь на передний план выходят факторы его самоидентификации определенной конфессии или даже секте. Конфессиональное противостояние, таким образом, еще одна основа для нарастания конфликтов в обществе.
Итак, миграция и связанные с ней проблемы столкновения культур - еще одна серьезная и все более актуализирующаяся опасность.
Самые разрушительные последствия в истории российского государства и общества проистекали не от внешних вызовов, а из-за внутреннего кризиса. Общество перестает быть ответственным, люди не ощущают своей взаимозависимости и нация перестает существовать. Напротив, внешние кризисы или сепаратизм окраин мобилизуют нацию вокруг власти и, в конечном счете, служат укреплению государства. Выше фиксировалось формирование "двух наций". Процесс крайне опасный. Но основная опасность в том, что в результате него мы перестаем чувствовать свое единство. Люди не любят приезжих, но разве они любят друг друга. Разве мы наблюдаем любовь и доверие к властям, и разве можно однозначно утверждать, что власти достойны этой любви и доверия?
Более того, мы остаемся в рамках марксистско-ленинской мифологемы о противостоянии классов, об их борьбе, в то время, как даже современная социал-демократия предполагает, прежде всего, конструктивное сотрудничество и взаимодействие классов и социальных страт.
Нет повода, которым не пользуются граждане России, чтобы культивировать групповую и индивидуальную ненависть друг к другу. Я уж не говорю о том, что ловкие демагоги, политиканы всех мастей и идеологического окраса с удовольствием способствуют разрастанию этой взаимной ненависти.
У нас нет идеала, нет понимания к чему мы стремимся, как государство и, соответственно, отсутствует общность интересов. Если на индивидуальном уровне человек еще способен понять и даже помочь другому человеку, то тот же человек, выступая в качестве представителя группы не стремиться принять интересов иной группы и сбалансировать их со своими интересами, но, более того, готов бороться с ней всеми возможными способами.
Итак, все это свидетельствует: россияне стали нацией только по факту гражданства, т.е. формально-юридически. Внутреннего ощущения принадлежности к одной нации не сложилось. Более того, даже на уровне культуры и быта прежний усредненный советский тип размыт, формируются "две нации", традиционный культурный контекст, связанный еще с исторической Россией, разрушается. Иными словами, мы сами взрываем бастионы своей крепости.
Еще раз перечислим вышеозначенные вызовы: унифицирующая глобализация; социально-культурный разрыв в самом российском обществе; отсутствие продуманной миграционной политики, способствующей интеграции переселяющихся в Россию; потеря прежних общественного идеала и культурного кода, и неспособность элит предложить адекватную современную альтернативу - все это - в лучшем случае не способствует формированию российской нации. Если эти факторы будут нарастать, а при продолжении прежней политики именно так и будет, если они будут в резонансе друг с другом, то даже при сохранении и росте экономического потенциала, и в случае не использования их политическими авантюристами, процесс все равно остается опасным для устойчивого стабильного развития России.

Ответственная политика
Только авторитетная и ответственная политика может адекватно ответить на эти вызовы. Только продуманная тактика позволит избежать тех опасностей, которые очевидны уже сейчас и которые могут появиться в будущем. Иными словами этими проблемами следует заниматься не менее, а скорее и более, чем вопросами экономического или оборонного характера.
Здесь, прежде всего, следует зафиксировать необходимость постоянного объективного мониторинга ситуации. Надо, наконец, понять с чем и кем реально идентифицирует себя российское общественное большинство. Боюсь, что выявленный образ будет внутренне противоречив и изменчив в соответствии с меняющимися обстоятельствами, но некую исконную, оригинальную основу определить необходимо. Ровно так же необходимо понять, какие внешние факторы наиболее активно влияют на нее.
Только объективные результаты постоянного мониторинга позволят всерьез проанализировать ситуацию, т.е., прежде всего, осмыслить ее и, во-вторых, предложить тот путь развития, который не противоречит сохраняющемуся архетипу, но развивает его, способствует необходимым и естественным изменениям.
При этом и сами политические силы разрабатывают и корректируют свою программу не только в связи с материалистическими проблемами, стоящими перед государством, как-то: экономика, оборона, социалка, но и в рационально идеалистических аспектах: культура, духовность, традиция и т. п.
Для устойчивого развития государства балансировка материальных и идейных оснований, а для политических сил - как идейного организма тем более, насущны и уже сегодня востребованы.
Постоянное развитие этих аспектов идеологии, системная работа над ними - важнейшая составляющая деятельности структур, занимающихся политической идеологией и продвижением этой идеологии. И в этом случае на первый план выходит разработка конкретной тактики и практических механизмов.
Итак, последовательность действий представляется следующей:
-объективный и постоянный мониторинг ситуации;
-анализ ситуации;
-разработка сбалансированной идеологии и ее корректировка в связи с меняющимися обстоятельствами и реакцией общества на них;
-предложение общественной дискуссии;
-утверждение программной стратегии по данному кругу вопросов;
-разработка тактики в практическом осуществлении вышеозначенной стратегии, например, в продвижении и принятии соответствующих законов и правоприменительной практики;
-включение непосредственных механизмов пропаганды данного направления деятельности, как в смысле ознакомления общественности с объективными причинами политической реакции и логики этой реакции, так и в целях долгосрочного налаживания общественных связей, общественной поддержки политической линии по этим вопросам.
Разумеется, сейчас неуместна и невозможна попытка придумать панацею от тех социальных болезней и бед, которые были упомянуты, тем более от тех, которые еще могут возникнуть. Однако, некоторые аспекты - ингредиенты будущей идеологии - обозначить можно и необходимо.
Как нам избежать или, по крайней мере, сгладить конфликт культур, а еще лучше гармонизировать их, способствуя мирному сосуществованию в рамках одного государства?
1. Наше государство - общее достояние народов России - единой российской нации. Так или иначе, данное утверждение публично декларируется. Надо сделать так, чтобы оно было постулировано в сознании большинства россиян вне зависимости от их этнического происхождения и конфессиональной принадлежности.
2. Основой российской культурной идентичности является именно великорусская, безусловно, оригинальная, но синтезировавшая лучшее из мирового культурного наследия, культура. Поэтому основная задача заключается в поддержании и развитии этих культурных традиций - одном из базисных элементов стабильности и устойчивого развития. При этом необходимо последовательно разделять культуру и традиционный быт российских этносов. Быт более архетипичен и его труднее, а зачастую и не нужно синтезировать. Еще сложнее и бесполезнее попытка синтеза религий и конфессий. Поддержка, прежде всего, православной конфессии христианства государством - есть демократический принцип, соответствующий самоидентификации большинства верующих граждан. Но и иные религии и конфессии, ровно, как и иные этнические культуры не могут угнетаться до тех пор пока их существование, развитие и продвижение не угрожает государственному устройству и остальным культурным и конфессиональным сообществам.
3. Миграции не избежать, во-первых, потому, что это - объективный процесс, но, главным образом, оттого, что Россия по ряду обстоятельств нуждается в трудовой миграции. Замечу, что внешние условия благоприятны, так как, используя наследие СССР, государственная власть имеет возможность выбирать среди русскоязычных, воспитанных на советской (в основе своей русской) культуре граждан стран, возникших на территории СССР с пользой для российского государства. Однако, политика по отношению к мигрантам должна быть продуманной. Помимо их социальной и правовой адаптации, мигранты должны быть интегрированы в российскую культурную среду.
4. Панацеей от цивилизационного и культурного противостояния полагают толерантность (т.е. терпимость) и мультикультуризм (т.е. параллельное сосуществование различных культур). Однако последний опыт (например, Франции) показывает, что это лекарство, мягко говоря, недостаточно. Мы должны попытаться проанализировать и использовать положительный опыт Российской Империи, современного Запада и даже СССР. Властям США удалось интегрировать своих чернокожих, сделать их носителями и последовательными сторонниками культурного и цивилизационного кода тогдашнего большинства, то есть по существу привить им ценности белой, протестантской культуры. Позже этот процесс по ряду обстоятельств забуксовал, и вот мы видим, что мультикультуризм не способен привести к положительным результатам. Более того, он приводит к конфликтам. С другой стороны, в СССР не было толерантности ни в каких аспектах. Конечно, государственное давление и насилие вызывало страх и останавливало наиболее радикальных этнократов, но главным образом благоприятно действовала иная политика. Я бы назвал ее комплиментарностью, которая в некотором смысле более продуктивна, нежели толерантность. Отчего бы нам ни использовать этот положительный опыт? И, конечно, российская культура не может застыть в своем развитии. Но синтезировать ее надо вдумчиво, чтобы невзначай не нарушить ее основу.
5. Все это - безусловно, важные, но только дополнительные характеристики того основного, что я обозначил бы, как общественные цели, ценности и идеалы. Очевидно, что интегрировать (и интегрироваться) можно только в нечто определенное и устойчивое. И в данном случае роль власти, роль ответственных политических элит трудно переоценить. Социально-консервативная составляющая современной российской политики заключается, на мой взгляд, прежде всего, в артикуляции и продвижении простой и очевидной идеи: мы взаимосвязаны и находимся в одной лодке. Как убедить людей в этом, как их научить любить друг друга и опираться друг на друга. Социально-экономические моменты здесь важны: чем больше самостоятельных - независимых от государства собственников будет в стране, тем устойчивее будет государства. Но ограничиться только этим, значит остаться либеральным догматиком. Собственность ничто без свободы и справедливости. Последний социальный аспект всегда был особенно актуален в России. Актуальным он остается и сейчас. Если законодательство и практическая политика не дают гражданам уверенности в завтрашнем дне, помощи со стороны государства и власти в реализации их способностей или опеки в случае нужды, то рано или поздно встает вопрос о необходимости такой власти и даже такого государства, как у отдельных индивидов, так и у общественных групп. Я даже не говорю о национальной идее, но хотя бы общие ценности, идеалы и определенные цели общество должно получить.
6. Важно не только осознать эти социальные и культурные аспекты, но и научиться популяризировать их. При всей суровости советских властей, граждане СССР были уверены, что у них наиболее справедливый, социально ориентированный режим, что государство и власть защитит их всех вместе от внешней агрессии и индивидуально от криминала. Конечно, в значительной степени эта уверенность зиждилась на информационной монополии государства, на пропаганде. Сейчас это невозможно, следовательно, необходимо практически добиться этой властной защиты, справедливости и свободы и внедрить эти ценности в сознание общества. Надо стремиться к тому, чтобы люди вновь научились доверять властям и друг другу, развивать полезную общественную инициативу, в том числе, по меньшей мере, не мешать тем сообществам, которые не угрожают государству и гражданам. Кроме того, в СССР был огромный корпус, как поддерживаемых государством, так и народных символов и смыслов, дорогих сознанию граждан. Все искренне гордились победой над нацизмом, освоением космоса, все одинокого любили Новый год и Международный женский день. Неважно даже, какой смысл вкладывали власти в эти праздники, важно какие смыслы и содержание были у граждан. Не секрет, что большевики активно сопротивлялись празднованию Нового года, что даже 9 мая стали праздновать через 20 лет после окончания Великой отечественной войны. У коммунистов была своя человеконенавистническая идеология, но даже они вынуждены были по мере ее ослабления принять народное мнение. Что мешает нам теперь сделать освобождение граждан от коммунизма настоящим народным праздником? Очевидно то, что люди еще не получили социальных и духовных дивидендов от этой победы. Но, во-первых, к этому необходимо стремиться (и можно заметить это стремление), во-вторых, уже сейчас нужно научиться доносить до людей.
Итак, развивая российскую культуру и иные аспекты идентичности, ответственная политика способствует практическому формированию современной российской нации, что позволит не только избежать многих очевидных и возможных опасностей и ошибок, но и является гарантией устойчивого и стабильно-поступательного развития нации и государства.

Председатель СПб группы НТС Георг ГАБРИЕЛЯН