Статья

ЧУВСТВО-148

В петербургском Институте региональной прессы (ИРП) обсудили Открытое письмо иерархам и предстоятелям ведущих мировых конфессий. Подписались более двухсот человек, в том числе православные священнослужители. Среди них епископ Апостольской православной церкви Григорий (Михнов-Войтенко), правозащитник Юлий Рыбаков, историк Андрей Чернов, директор интерьерного театра Николай Беляк.

Верующие граждане призвали духовных отцов выступить за отмену статьи 148 УК РФ. Знаменитой «инквизиторской». Насчёт «оскорбления чувств».

Радикальные защитники светских принципов Просвещения приводят один безотбойный довод: у мракобесов нет чувств, достойных уважения. И потому церемониться с ними просто неприлично, если не сказать – преступно. Но авторы письма – люди корректные. Они рассуждают иначе.

Изначально статья не противоречила Конституции России. Она формулировалась как бы в обеспечение принципу свободы совести. Состояла из двух частей. Первая: «Воспрепятствование религиозной деятельности», вторая: «То же с использованием служебного положения». В таком виде исполнение нормы выглядело естественным. Но когда правящему режиму пришла пора оберегать свои кабинеты и банковские счета, началась эпоха сакрализации государства и огосударствления церкви. Православие сделали синонимом отстойной номенклатурной идеологии, вроде марксизма-ленинизма советских времён. Статья УК наполнилась принципиально иным содержанием.

Клерикально-мракобесное законодательство РФ и его применение (чего стоят хотя бы «дело Пусси» и ловля ловцов покемонов) характеризуется как экскурсия в средневековье. Причём в средневековье худшего смысла. Олицетворяемого не доблестными рыцарями и учёными аббатами, а тупо-алчными изуверами и ханжами.

Единственное, чего недостаёт духоскрепному официозу РФ – это искренности фанатизма. Средневековые инквизиторы обычно бывали честными монстрами (тоже, впрочем, не всегда). Но теперешние, путающие Понтия с Пилатом, визжат «распни!» не в религиозном экстазе, а в полупьяной истерике. Или по разнарядке, пришедшей из канцелярии. Далеко не небесной.

На борьбу с мракобесием вышли люди верующие. Миряне и священники. Те, кого глубоко оскорбляет статья об оскорблении их чувств. Кому отвратительно наглое вмешательство чиновно-коррупционного государства в мир веры и души.

Религиозные деятели дали свою оценку правовым новеллам путинско-гундяевской эры. По их мнению, это даже не Средневековье. Обратный отсчёт зашёл куда дальше. Не наказывали в Средние века за оскорбление чьих то чувств – только за хулу на Святого Духа. Так что воцерковленные чекисты комсомольской выучки превзошли инквизиторов. Оно и понятно. Те, по крайней мере, знали предмет не из лекций по научному атеизму.

«Православный чекизм» целенаправленно насаждает невежество. Не только правовое, но и религиозное. С юридической точки зрения 148-я применяется самым абсурдным образом. Она не только в корне противоречит Конституции. «Чувства» вообще не могут являться субъектом права. А с религиозной всё это отдаёт дикой ересью. В духе «цезарепапизма», погубившего русскую церковь век назад. Только теперь, в век всеобщей массовости, пастыри гэбистского прихода тщатся ввязать в свои сети как можно больше «оскорбляемых». Дабы решать вполне приземлённые проблемы, вроде захвата исторических зданий, желательно для начала на что-нибудь обидеться и на кого-нибудь оскорбиться.

Это ведет не просто к расколу общества. Провоцируется война всех со всеми – ибо чьи чувства не могут быть оскорблены самим существованием чувств не признающего? Круг лиц оскорблённых весьма размыт. Как правило, с исками выступают люди, имеющие весьма отдалённое отношение к религии.

Такова общественная роль сегодняшней РПЦ (Московского патриархата) и её чиновных кураторов. Именем христианского учения толкать паству к травле и расправам. В конечном счёте это ставит под удар религию как таковую. Пожалуй, советский атеизм приносил меньше вреда.

К написанию Открытого письма подвигло вопиющее противоречие 148-й статьи основополагающим принципам основных традиционных религий. Участники пресс-конференции в ИРП высказали озабоченность тем, что ни священноначалие РПЦ МП, ни Святой Престол Римско-католической церкви, ни епископат Евангелическо-лютеранской и Англиканской епископальной церквей до сих пор не дали своих оценок непрошенному «правотворчеству». А ведь оно наносит ущерб вселенскому христианству в целом.

Что характерно, пресс-конференцию не удостоили посещением гостелеканалы. Не было и церковных СМИ, типа радио «Град Петров». Хотя кому, как не им, озаботиться происходящим? Или – бодро в путь на те же грабли? А потом восстанавливать храмы, сгоревшие в революционном огне?

Люди, подписавшие обращение, прекрасно это понимают. Многие из них хорошо помнят отца Павла Адельгейма, его тревогу за РПЦ, его обеспокоенность церковно-государственными связями. Чувства надо воспитывать, а не защищать, говорил он. Отец Павел был убит при странных обстоятельствах после острого конфликта с руководством Псковской епархии.

Епископ Григорий вспомнил слова отца Александра Меня. Нет для церкви проблемы в том, что не разрешают открывать храмы, заниматься дьяконией и читать проповеди. Проблема начнётся когда для приёма на работу потребуют справку о последнем причастии. Вот тогда для церкви наступят тяжелейшие времена. Вот оно, предвидение. Зовущее противостоять.

Евгений БЕСТУЖЕВ