Статья

ПЕТЕРБУРГСКАЯ БЛОКАДА

По "инвестиционным причинам" Петербург постепенно, но неумолимо меняет свой уникальный облик. С его улиц и площадей методично исчезают шедевры русской архитектуры - от модерна до сталинского ампира. В лучшем случае - знаменитые здания перепрофилируются, в худшем - навсегда исчезают с карты города...

Северный модерн

Знаменитый на весь мир "Елисеевский" магазин был открыт в 1903 году торговым товариществом "Братья Елисеевы" в качестве крупнейшего в России магазина колониальных товаров. В роскошно убранном главном зале невиданного по тем временам торгового центра можно было приобрести как диковинные для обывателя того времени продукты, так и самые обычные - отечественные, однако отменного качества. Ценовая линейка была рассчитана на все категории покупателей. И в советское время Елисеевский считался гастрономом № 1. Он работал в блокаду. Вплоть до первого своего кризиса в середине девяностых годов прошлого века считался образцовым предприятием торговли.

Сегодня магазин закрыт. Петербуржцы боятся: не навсегда ли? Последние несколько лет гастроном № 1 явно чах. Набор товаров, выкладка, культура обслуживания - все было как в заурядном универсаме. Ничего общего с тем великолепным магазином, где даже стандартный набор советских продуктов выставляли и продавали с благородным петербургским шиком.

Тем не менее, в администрации города уверяют что, магазин еще жив. Несмотря на то, что почти пол года продолжается ремонт главного зала "Елисеевского". По словам представителей администрации, компания-арендатор решила сделать его более привлекательным, восстановив некоторые атрибуты досоветских интерьеров. Так, здесь обещают воссоздать старинные прилавки. Последний раз реставрационные работы в "Елисеевском" проводились в середине 80-х годов минувшего века. Стоимость нынешней реконструкции - порядка трех миллионов долларов. Однако как сделать "Елисеевский" прибыльным, сохранив его продовольственный профиль, не решено по сей день.

Многие помнят, что три года назад он практически стал банкротом: арендную плату понижать не хотели, а на традиционной торговле через прилавок (а не со стеллажей в тележки) много не заработаешь.

Хозяин ЗАО "Елисеевский магазин" (именно оно арендует помещение) - холдинг "Парнас" - уже договорился с известной московской фирмой, торгующей косметикой, о переуступке исторических залов. Смольный поначалу вмешаться побоялся, но возмутились горожане. Пришлось городской администрация, несмотря на такую желанную выгоду, скрепя сердце, отказать в передаче здания москвичам.

Владелец магазина не стали спорить, ограничившись тем, что под косметику отдали помещения дома № 11 на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы, где ранее был "парнасский" супермаркет. В 2006 году завершил свое существование рыбный отдел "Елисеевского". После "ремонта" он не только не открылся, но и был продан. Отныне там будут торговать одеждой.

Что же касается главного зала, который холдинг вынужден был сохранить, то, очевидно, маркетологи так и не придумали, что с ним делать. Рано или поздно, ссылаясь на хроническую убыточность такой торговли, холдинг мог бы получить разрешение на продажу или перепрофилирование гастронома.

Признают это и в петербургском КУГИ. Там говорят, что изменения могут коснуться и главного помещения. Сделать его рентабельным пока не представляется возможным. Были предложены варианты обустройства в зале кафе, переоборудования подвала под дополнительные торговые помещения.

- Чтобы высокие арендные ставки Невского проспекта могли окупиться, магазину необходимо иметь оборот не менее миллиона рублей в день. У "Елисеевского" же он был едва ли не впятеро меньше. Сегодня практически все продуктовые магазины ушли с центральной улицы города, - сказал Олег Рыбаков, управляющий одной из петербургских компании.

Петербуржцам важно, чтобы "Елисеевский" по-прежнему оставался на Невском, чтобы там по-прежнему сияли люстры и витрины, разбегались глаза от обилия лучших в городе продуктов, чтобы не прервалась одна из немногих оставшихся ниточек, связывающих нас с блестящим, столичным и в то же время демократичным Петербургом начала века, когда в одном магазине отоваривались и министры, и купцы, и бедные студенты.

Архитектура первой пятилетки

Здание ДК имени Ленсовета построено в 1930-1938 гг., архитекторы - Евгений Левинсон и Владимир Мунц. До 1960 г. называлось Домом культуры промкооперации.

Объект принадлежит Федерации профсоюзов Петербурга и Ленинградской области. Находилось в управлении учреждения культуры "Дворец культуры имени Ленсовета". В конце февраля 2007 года было создано ООО "Дворец культуры имени Ленсовета", 51 процент долей которого находится в собственности Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а 49 процентов получила компания "Петровский строитель".

Здание построено в стиле конструктивизма. Это уникальная постройка безукоризненной геометрической чистоты, революционная в своем демонстративном отказе от фальши архитектурных излишеств. Та самая "выразительность глухой стены", которой поразил мир великий Ле Корбюзье, нарушается единственным маленьким балкончиком, о котором Левинсон говорил друзьям, что он - "как мушка на вуали любимой женщины":

Сегодня новые владельцы обещают не только сохранить профиль ДК, но и восстановить пятидесятиметровую башню, задуманную Левинсоном, но не воплощённую в жизнь. Что ж, цель достойная. Вопрос только в том, как она будет реализована. Возможно, нам предстоит увидеть действительно уникальное сооружение гениального зодчего, а возможно - безобразный новодел. И второе - реальней, ведь сегодня петербургские памятники эпохи конструктивизма, несмотря на протесты общественности, уничтожаются безжалостно. В 2006 году КГИОП разрешил снос ДК имени Капранова. Место этого шедевра русского конструктивизма сегодня занимает 20-этажный отель. Под нужды второй сцены Мариинки снесен и ДК 1-й Пятилетки, и на улице Декабристов появилась своя персональная "яма".

9 сентября 1991 года Комитет министров стран - членов Совета Европы принял Рекомендацию по охране архитектурного наследия XX столетия. Этот документ провозглашает архитектуру этого века неотъемлемой частью европейского исторического наследия. Рекомендация обязывает местные власти стимулировать использование охраняемого наследия для культурных, экономических, коммерческих или жилищных целей, обеспечивать его сохранение и реставрацию, готовить специалистов по реставрации архитектурного наследия и экспертов в этой области. Однако коммерция, увы, сильнее рекомендаций. Инвесторы, покусившиеся на земельные участки, на которых расположены памятники, предложили профсоюзным боссам такую цену за их собственность, что те не смогли устоять.

К слову, у Федерации профсоюзов, чьей собственностью до последнего времени был Дворец культуры имени Ленсовета, есть пока и другие крупнейшие петербургские ДК - имени Кирова и Выборгский. Пока - потому что Смольный хочет перевести в городскую собственность через арбитражный суд или путем переговоров сразу 40 самых ценных в коммерческом смысле профсоюзных объектов.

Председатель Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга Владимир Дербин заверил, что до конца 2007 года профсоюзы вместе с "Петровским строителем" разработают проект реконструкции ДК Ленсовета, реализация которого, по оценке Владимира Дербина, обойдется партнерам в 20-30 миллионов долларов. Будет полностью отремонтирован концертный зал, а также служебные помещения, установлено новое световое и звуковое оборудование.

Сталинский ампир

А вот участь универмага "Фрунзенский", похоже, предрешена. Дамоклов меч коммерции завис и над этим памятником сталинского неоклассицизма. В случае сноса этого здания будет нанесен ущерб и так пошатнувшемуся архитектурному имиджу Петербурга в Европе и мире.

Новый владелец "Фрунзенского" - компания JFC - собирается на его месте возвести бизнес-центр по проекту известного британского архитектора Нормана Фостера (он также является автором проекта реконструкции Новой Голландии).

Вот мнение главы Союза архитекторов Петербурга Владимира Попова: "Сносить здание бывшего универмага "Фрунзенский" неправильно. Это очень хорошее сооружение очень хорошего советского архитектора. Если подойти к делу с умом, его можно было бы использовать для любых городских нужд".

Руководитель КГИОП Вера Дементьева тоже пытается робко протестовать против сноса.

- В любом случае это здание (Фрунзенский универмаг) - достойная архитектура, - говорит Дементьева, - и мне очень сложно представить экспертизу, согласно которой здание могло бы утратить свою историко-культурную ценность.

По мнению чиновницы, должен быть сохранен хотя бы фасад здания, но что думают его новые хозяева - ещё вопрос.

Удивительное дело, Петербург пощадили и революционная матросня и Сталин, безжалостно уничтожавший историческое наследие. Город выстоял под ударами немцев и пережил годы брежневского застоя, когда охрана памятников была не в чести. И только сегодня при непосредственном участии почётного петербуржца Владимира Путина в северной столице смогла развернуться невиданная доселе кампания по планомерному уничтожению всего, что дорого каждому горожанину. Именно любящий сын позволил вонзить в сердце родного города штык газоскрёба, ставя жирную точку в конце истории питерской архитектуры.

Марк ФЕРДМАН
Юлия КУЗНЕЦОВА