Статья

ЗА «РОССИЮ 10» ОБИДНО

«Вымпелком» и «Мегафон» пообещали вернуть деньги за смс-сообщения всем жителям Чечни, отдавшим голоса за мечеть имени Кадырова, как символ России. «Мегафон» даже гарантировал бесплатное голосование в третьем туре. Таким образом, операторы косвенным образом признали, что результаты голосования не соответствуют действительности. Это же подтвердили и в оргкомитете конкурса, назначив проведение технического аудита.

Удивительным образом каждое всенародное голосование за символ России выливается в грязный скандал. Так было в 2008-м, когда выбирали имя России. Только мощнейший административный ресурс смог остановить палача России генсека Иосифа Сталина, твёрдой поступью идущего к первому месту. В последнюю минуту его обогнал коллаборационист и православный обскурант Александр Невский — тоже не лучший кандидат, но хотя бы не с таким кровавым бэкграудом. Ближайшие конкуренты — мрачный гений Пушкин и охранитель престола Столыпин. Единственный достойный кандидат на высокое звание — Пётр Первый — лишь замыкал пятёрку лидеров.

Нынешний конкурс в эпатажности не уступает. Если проверка подтвердит факт подтасовки, результат второго тура конкурса станет неприятным сюрпризом для большинства пламенных патриотов — первое место среди символов России займёт мусульманская мечеть «Сердце Чечни». Пока же лидирует Коломенский кремль.

Ситуация настолько нетривиальная, что по её поводу посчитал необходимым высказаться директор департамента внешних связей главы и правительства Чеченской Республики, Иса Хаджимурадов. Он предложил организаторам, не мудрствуя лукаво, просто объявить победителями все тридцать объектов, прошедших во второй тур. Тогда, мол, и волки, то есть националисты, будут сыты, и овцы, то есть победившие исламские объекты, целы.

Ведь, по словам самих же устроителей конкурса, все они — величайшие памятники природы и архитектуры России, которые отражают её многогранность и самобытность. Любой турист, взглянув на их макеты, сразу же получит полное представление о нашей стране. Вроде, как это наша визитная карточка.

Присмотримся к ним повнимательней.

Природные памятники представлены на суд общественности в количестве шести штук. Среди них не увидишь ни Волги, ни Енисея, ни широких просторов средней полосы, ни бескрайней сибирской тайги, ни уральских хребтов. Есть, впрочем, Долина гейзеров и Байкал. Остальные места, конечно, тоже интересные, хотя вряд ли именно по ним можно судить о природе России. Но тут всё же вопрос личных предпочтений.

Другое дело — набор рукотворных объектов, которые ни у кого сомнений вызывать не должны. Половина из них — религиозные сооружения. Очевидно, что собор Святого Петра — естественный символ для всемирного центра католицизма Ватикана, но культовое сооружение в качестве такового для современного светского государства противоестественно. Если, конечно, в стране не насаждают религиозный фанатизм. Впрочем, нынешний закон об оскорблении религиозных чувств, обязательное преподавание религиозных догм в школе, суд над «Пусси» как раз о том и говорит. И в этом случае абсолютно неважно, которое станет символом России — церковь с традиционной маковкой, мечеть или даже пагода. Но справедливости ради первое место надо присуждать Соловкам. Место вполне символичное — тут тебе и святоотеческие гробы и бараки ГУЛАГа (в качестве предостережения сомневающимся в правильности выбранного государством пути).

Светские памятники. Собственно памятников два. Один — Родина-Мать на Мамаевом кургане. Тут, конечно, обсуждать нечего: в России, пожалуй, действительно нет более величественного мемориала, посвящённого Великой войне. Второй символ — памятник царице Екатерине II в Краснодаре, довольно скромная копия знаменитого петербургского монумента екатерининской эпохи. Ни знаменитого Медного всадника, ни Тысячелетия России, ни даже Минина с Пожарским. Архитектурные символы представлены в основном фортификационными сооружениями. Это Псковский кром, Нижегородский и Коломенский кремли, крепости Нарын-Кала и Вовнушки. Ни древнейшей российской крепости в Старой Ладоге, ни Копорья, ни Изборска, ни даже Новгородского детинца. Современность символизируется всего двумя объектами — интересным, но малоизвестным пензенским парком скульптуры и мостом на остров Русский. Если бы его выбрали в как символ современной российской коррупции, всё было бы ясно, а вот в качестве архитектурного творения — сомнительно. В общем, если идея парка когда-нибудь всё же воплотиться в жизнь, у посетителя возникнет странное чувство, будто в XX—XXI веках в России вообще ничего значительного создано не было. Будто нет уникальных (в том числе, и с точки зрения архитектуры) ГЭС, станций метрополитена. Нет всемирно признанных архитектурных шедевров 30-х годов, «Рабочего и Колхозницы» в конце концов…

Вообще говоря, если данная акция — не очередной распил, то поступить следовало гораздо проще. Каждый из восьмидесяти трёх субъектов РФ мог бы на выделенном участке по заранее оговоренным стандартам на свои средства создать макет собственного лучшего в мире природного или архитектурного памятника. И никаких тебе обид. Сколько средств выделил/выпросил/собрал — на столько и воплотил шедевр. Если тебе это вообще надо. А если не надо — то любуйся объектом в натуральную величину в естественных условиях и получай настоящее удовольствие. А неистраченные средства пусти на его поддержание и развитие.

Скажем, в Санкт-Петербурге. Тут чьему-то разумению не нашлось ничего более значимого, чем по-азиатски помпезный Петергоф. Северная столица — город европейский и сам по себе должен был бы символизировать Россию. Как страну европейской цивилизации. О чём постоянно напоминают и как себя позиционируют нынешние власти. И вместо того, чтобы строить очередной игрушечный домик-пряник, вроде тех, что уже пытался всучить Миллер в качестве отступного за газоскрёб, вложить средства в реальные исторические и культурные объекты. Это не только Исаакий и Зимний — несомненные шедевры мирового уровня, но и рядовая застройка, формирующая неповторимый облик самого европейского города России.

Мария ПЕКАНСКАЯ