Статья

НТС. Мысль и дело. Как должна работать организация (ч. 3)

(1990 г.)

III. Наша политическая программа

1. Становление программы

"За новый строй, за жизнь и честь народа,
за вольный труд, за мир родным полям..."

Из гимна НТС, принятого в июне 1935 г.

Политическая программа НТС, как и его мировоззрение, развивались постепенно. В 1930 году НТС видел возрождение России "на началах российского национализма (сегодня бы сказали: патриотизма. - сост.), твердой законности, частной собственности и свободы личного творчества, освященных религиозно-моральным миропониманием и общегосударственными интересами". Сама политическая программа сводилась к шести пунктам, требовавшим "твердой центральной" власти, стоящей над партиями и классами", "личных свобод и равенства всех перед законом", "здорового национального эгоизма во внешней политике", "самодеятельности" входящих в Россию народов, создания "крепкого землевладельца-собственника" и "свободы экономических отношений".

Эти тезисы были развиты в "Программных положениях" 1938 года, где, с одной стороны, подчеркивалась необходимость сузить круг деятельности центральной власти и широко развивать выборное местное самоуправление ("областничество"), а с другой - была тенденция искать пути беспартийной демократии ("деловое представительство") и существенно ограничить экономическую свободу. В этом отразился кризис многопартийной парламентской системы и либеральной экономики, проявлявшийся тогда во всем мире. Характерны и такие положения: "Переход к новому строю с наименьшим разрушением народного достояния и с сохранением всего того (законов, правил, учреждений), что оказалось полезным нации, государству, трудящимся". "Недопустимость возвращения фабрик... прежним владельцам - капиталистам". Однако составлять формальную политическую программу за границей НТС отказывался: он ждал встречи со своим народом.

Встреча эта состоялась в трудных условиях подполья, под немецкой оккупацией в России и в лагерях для советских граждан в нацистской Германии. Предложения нескольких рабочих групп были осенью 1942 года сведены в "Схему НТС" на 96 страницах, задуманную как "черновое изложение". Она была напечатана в Словакии в 1944 году монахами монастыря Св. преп. Иова Почаевского в Ладомирово. Введение в "Схему" начиналось словами: "История первой половины XX века есть история величайшего кризиса человечества", последующий текст утверждал неповторимую ценность человеческой личности и ее свободы, выступал в защиту нравственных основ общества, попираемых в те дни и нацизмом, и коммунизмом, требовал отрешения от утопий, и давал развернутую формулировку гражданских прав и свобод - за 6 лет до Всеобщей декларации прав человека (выдержки цитируются в "Пути к будущей России"). Но "Схема" не избежала влияния обстановки, в которой она составлялась; в ней развита попытка заменить многопартийные парламентские выборы сложной системой "делового представительства"; ее экономический раздел дает очень сильный крен в сторону государственного вмешательства, хотя и говорит о "денационализации промышленности" и "свободной цене в условиях полной конкуренции". Что касается раздела о национальной политике, то он был написан не под влиянием, а с учетом обстановки, в которой даже неупоминание пресловутого "еврейского вопроса" грозило тяжелыми карами. Составители "Схемы" по сути дела обошли его, сославшись на то, что этот "вопрос" для России не актуален - евреи могут покинуть пределы России или поселиться в отдельной области. По удалении всех этих искажений военного времени "Схема" легла в основу "Программы НТС", которая прошла через пять редакций: 1946, 1948, 1950, 1959 и 1974 годов.

Первую четверть текста "Программы" занимает введение, которое излагает идейные основы солидаризма и подводит итог. "Только путем строительства, а не огульного разрушения, путем творческого синтеза, а не мести и голого отрицания можно построить Новую Россию".

В главе об Основах общественного строя говорится: "Солидаризм считает задачей общества не монопольное расширение власти государства, а постепенное, правомерное ее сужение, с переходом все большего числа функций государства в руки общественных организаций". Затем определяются принципы справедливости, солидарности, свободы, права, труда и собственности.

Как и более ранние документы, "Программа" стремится совместить авторитетную верховную власть, надклассовую и надпартийную (определение титула и полномочий главы государства предоставляется будущей конституции), с широким местным самоуправлением: "Местному самоуправлению принадлежит руководящая роль в разрешении местных вопросов".

Отличительная черта "Программы" - выявление воли нации в вопросах законодательства тремя путями: 1. Прямым представительством - свободные, всеобщие, прямые, равные и тайные выборы в палату народных представителей (Государственное Собрание, действующее по парламентским правилам), 2. Ступенчатым представительством, при котором местные самоуправления посылают депутатов в вышестоящие органы самоуправления, а последние - в палату самоуправлений (Государственную Думу; здесь обеспечивается личный деловой контакт избирателей и избираемых); 3. Плебисцитами по ключевым вопросам. "Программа" предлагала также создание Совета народов (представительство национальностей) и Союз труда (представительство трудовых организаций), участвующих в законодательстве по касающимся их вопросам. "Ни один закон не вступает в действие, не будучи принятым законодательными палатами и утвержденным Главой государства. Исполнительная власть осуществляется Советом министров; его председатель (Глава правительства) назначается Главой государства и сам составляет свой кабинет. Правительство ответственно перед палатой народных представителей (парламентом), который может выразить ему недоверие и тем вызвать его отставку.

"В интересах устойчивости исполнительной власти, в палату народных представителей входят лишь те политические партии, которые на выборах собрали не меньше определенного, установленного Конституцией, процента голосов". "Судебная власть осуществляется независимым судом... Судопроизводство и судоустройство основываются на лучших традициях российского суда. Восстанавливается суд присяжных заседателей из народа, определяющих виновность подсудимого. Судопроизводство должно быть устным, гласным, скорым, непосредственным, должно носить состязательный характер и обеспечивать равенство сторон".

"Народы, входящие в Российское союзное государство, обладают различной степенью государственной самостоятельности ... от образований государственного характера до автономных образований". "Население нынешних союзных республик СССР, путем свободного волеизъявления (плебисцита), само решает, желает ли оно быть в составе России или предпочитает жить в отдельных государственных образованиях. Эти государственные образования, свободным решением, могут продолжать свой исторический путь совместно с Россией на началах конфедерации. Таким образом открывается перспектива для превращения нынешнего насильственного сообщества Советского Союза в свободное содружество наций..."

"Внешние сношения нового российского государства строятся на признании глубокого перелома, внесенного в жизнь человечества научно-технической революцией... Устройство Земли как целого стоит на повестке дня истории". "Если Земля принадлежит человеку, то и человек принадлежит Земле; он - хозяин, призванный управлять ею, приумножая богатство... Мировое хозяйство не сводится к расширению и удовлетворению его потребностей, но включает в себя заботу о сохранении и расцвете всего живого. Народы Земли имеют не только Права, но и обязанности; признавая это, новая Россия:

- не преследует никаких захватнических целей и прилагает все усилия к полноценному участию в мироустройстве, поступаясь для этого, в меру необходимости, своими национальными интересами и суверенными правами;

- занимаясь устройством собственной мирной жизни, не изолируется и не отгораживается от остальных государств ... проводит политику открытых дверей;

- признавая и уважая интересы как великих, так и малых наций, активно стремится к созданию политического миропорядка, обеспечивающего международную солидарность при сохранении прав человека и свободного развития народов.

Такой миропорядок не может быть построен на базе миродержавия... Его надо искать на пути федерирования народов и наций, объединения их в большие и малые союзы при сохранении внутренней автономии".

"Программа НТС" 1974 года, как и предыдущие ее версии, стремилась определить понятия и нарисовать желательный облик политического устройства, экономики и социальных отношений в России в неопределенном будущем. По мере приближения этого будущего насущным стал вопрос, как конкретно переходить от нынешнего состояния к желательному. С этой и целью НТС в 1981, 1982 и 1984 годах выпустил документы, излагавшие альтернативы политике КПСС в области международных отношении, экономики и права. В этих трех документах задолго до горбачевской перестройки были сформулированы положения, которые стали лозунгами реформ перестройки: первенство общечеловеческих ценностей над "классовыми интересами" во внешней политике (признано Горбачевым впервые в "Правде" 17.09.1987), необходимость перехода к рыночным отношениям в народном хозяйстве (о них официальные документы заговорили в 1989 году) и задачу построения правового государства (о котором, хотя и в "социалистическом" обличье, впервые заговорили на XIX-ой партийной конференции 1988 года).

Содержание наших альтернативных документов, равно как и общий замысел нового государства, отражены в "Пути к будущей России" (1987). Публикация эта достаточно доступна, так что нет надобности ее пересказывать. Ее требования сжато изложены в резолюции Совета НТС "Не перестраивать, а строить заново" (1989), которая цитируется в следующей главе.

2. Требования дня

Правовой строй. "Создание в нашей стране правового строя, превращение ее в правовое государство, в котором власть служит обществу, а не командует им.

Необходимые условия для этого:

- автономная от государства общественная жизнь. Общественные организации возникают по воле их создателей, а не по разрешению властей. Материальная база независимой общественной жизни - индивидуальное и коллективное право владеть собственностью и использовать ее по своему усмотрению. Полная свобода информации, обеспеченная законом;

- разделение властей: независимость судебных органов от исполнительной власти, полный суверенитет власти законодательной; децентрализованное управление с автономией на всех уровнях: многопартийная система, отражающая разнообразие интересов и взглядов в обществе;

- надпартийная конституция, устраняющая идеологическую и политическую обусловленность гражданских прав и свобод, ограничивающая полномочия государственной власти и защищающая граждан от произвола;

- интересы народа в законодательных учреждениях, начиная с местных самоуправлений и кончая народным представительством, могут выражать только те, кто получил мандат путем свободных, равных, прямых и тайных выборов. Правом выдвижения кандидатов обладают трудовые коллективы, общественные объединения, политические партии и отдельные лица, заручившиеся поддержкой достаточного числа избирателей. Избирательная система должна контролироваться общественными комитетами;

- религиозная и всесторонняя культурная деятельность граждан должна быть ограждена законом от государственного вмешательства и администрирования".

Экономическое оздоровление. "Основой экономики страны должно быть свободное рыночное хозяйство. Его главный двигатель - договорные цены на товары, капитал, землю, труд, складывающееся на рынке в условиях конкуренции и отсутствия монополии. В такой хозяйственной системе должны сосуществовать государственная, частная, кооперативная, муниципальная формы собственности. Государство может влиять на рынок только в общественных интересах и только косвенно, используя систему налогов и кредита.

- Предприятия должны иметь возможность сами решать, что, как, где, когда и сколько производить, сами находить поставщиков и покупателей, сами решать вопросы о найме и увольнении рабочих, капиталовложении, организационных и технических усовершенствованиях. Ответственно вести хозяйство можно, только добиваясь прибыли в условиях конкуренции, ограниченной общими законами о защите потребителя и окружающей среды.

- Рыночные отношения в первую очередь необходимы в сельском хозяйстве. Полновластное владение землей и средствами производства, свободный выбор форм землепользования, хозяйственная инициатива, свободный труд обеспечат продовольствие в объеме, достаточном для удовлетворения нужд страны.

- Нужна отстройка правовых и хозяйственных структур рыночного хозяйства, включая систему банковского кредита и страховых учреждений. Система государственного управления денежным обращением должна в условиях свободного рынка противостоять инфляции".

Решение социальных вопросов. "В стране необычайно обострились социальные вопросы - положение семьи, народное образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, а также охрана природы и культурного наследия. Необходимо:

- ввести государственные пособия, которые позволили бы матерям не нуждаться в заработке в течение определенного законом времени. Улучшить состояние яслей и детских садов и увеличить их количество за счет создания - кроме государственных - кооперативных, частных, церковных и иных дошкольных учреждений. Способствовать постройке частных домов и квартир, оказывая в этом существенную государственную поддержку молодым семьям. Включить в борьбу против алкоголизма и наркомании религиозные и общественные организации;

- изменить всю систему образования, очистив учебные программы от обязательных идеологических доктрин. Обеспечить - до призыва в армию - двух-трехгодичный рабочий стаж получившим среднее профессиональное образование; высшим учебным заведениям предоставить автономию и поощрять студенческое самоуправление;

- обеспечить выплату пенсий, не ниже прожиточного минимума, независимо от трудового стажа, всем лицам, достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность. Улучшить состояние старческих и инвалидных домов, создать, в зависимости от потребностей, сеть новых как государственных, так и не зависимых от государства;

- увеличить число больниц и поликлиник, привлекая к решению этой задачи общественные, церковные и частные организации. Увеличить производство и импорт медикаментов и медицинского оборудования, сообразуясь с потребностям населения. Повысить оплату медперсонала, в особенности низшего;

- провести жесткие законы по охране природы, преступно небрежное отношение к которой морально развращает людей и разрушает их здоровье. Обеспечить соблюдение этих законов взаимодействием государственного и общественного контроля.

Успехи в социальной области возможны лишь при условии:

- создания, путем свободного рыночного хозяйства, прочной материальной базы, способной обеспечить финансирование необходимых программ;

- развития демократического представительства, без которого невозможно справедливое распределение этого финансирования;

- участия в решении социальных и экологических вопросов не только государственных, но и общественных и частных организаций - трудовых союзов, профессиональных, церковных, национальных, культурных, благотворительных, молодежных и иных общественных объединений;

- высвобождения средств за счет решительного сокращения восемнадцатимиллионного ведомственного аппарата, прекращении финансирования шестимиллионного идеологически-пропагандного партийного аппарата и репрессивных служб, а также "соцстран" в Третьем мире, сокращения непосильных и непомерных расходов на армию и вооружение".

3. Семь реформ народного хозяйства

Необходимость перехода к рыночному хозяйству сегодня, наконец, получает широкое признание. Однако далеко не всем ясно, что такое рынок, что он реально даст, каким образом его вводить.

Прежде всего надо подчеркнуть, что рынок - это не базар, не стихийность и не хаос. Хаос в экономике у нас потому, что на сегодня (лето 1990) у нас все еще господствует командная экономика, причем команды мы давно исполнять перестали, а рыночной системы не создали. Наоборот, робкие попытки ввести рыночные реформы до сих пор пресекались контрреформами. Рынок - это дисциплина, это строгая организация, которая гарантирует равноправие продавца и покупателя. Она построена не на подчинении команде, не на принуждении (и стремлении от него увильнуть), а на началах взаимной выгоды, на согласовании интересов каждой из договаривающихся сторон в условиях конкуренции.

Основа рыночного хозяйства - договорная цена, то есть цена, установленная не по приказу государства, в складывающаяся в результате решений, принимаемых каждым из участников экономической жизни. Последовательная система договорных цен на товары, услуги, на капитал, на землю, на труд и на предпринимательский талант решает основные проблемы, которые уже семьдесят лет не в состоянии решить "командно-административная" экономика:

а) При договорных ценах не может быть дефицита. Нехватка какого-либо товара вызывает его вздорожание, что, с одной стороны, сокращает спрос, а с другой - поощряет предприятия удовлетворить этот спрос. Между тем, при командной системе предприятие заинтересовано лишь а том, чтобы выполнить план, а до удовлетворения спроса ему дела нет.

б) Договорные цены дают предприятиям реальные мерила себестоимости, подсказывают "что", "как" и "где" производить с наименьшими затратами; необходимость не обанкротиться, а получить прибыль, заставляет вести хозяйство ответственно. Между тем, при командной системе нет стимула беречь ни энергию, ни металл, ни землю, ни капитал. В самом деле, если капитал бесплатный, процентов за него выплачивать не надо, то почему строительству и не простаивать по 10 лет?

в) Необходимость конкурировать на рынке делает предприятия кровно заинтересованными в техническом прогрессе, новых идеях и изобретениях; при плановом "внедрении" научно-технических достижений стимулы у предприятий, как известно, обратные.

г) Рыночные отношения делают ненужным огромный и непроизводительный бюрократический аппарат директивного планирования и надзора, отменяют всю систему показателей и нормативов, которые, с одной стороны, сковывают инициативу, а с другой - всегда оставляют предприятиям лазейки действовать в своих узких интересах, в ущерб обществу в целом. Марксизму вопреки, именно система рыночных цен в условиях конкуренции наилучшим образом согласует частные интересы и интересы общества в целом.

Вопрос о том, как практически переходить к рынку рассматривался еще восемь лет назад в документе НТС "Основы обновления народного хозяйства" ("Посев". № 4, 1982). В нем говорится, что половинчатые реформы, попытки использовать рыночные рычаги в преимущественно директивной системе противоречат ее внутренней логике и затрудняют, а не улучшают ее работу. Чтобы быть успешной, реформа должна быть радикальной, она должна установить полностью рыночные отношения как потребителей с производителями, так и между самими производителями. Но такую реформу невозможно вводить сразу в масштабах всего народного хозяйства. Вызванный ею "временный спад производства ... для инициаторов радикальной реформы может оказаться катастрофическим".

"Предлагаемое решение заключается в создании еще при жизни экономики директивной параллельного рыночного хозяйства... Этот рыночный сектор должен быть представлен группами взаимосвязанных предприятий, охватывающими по возможности все стадии производства, от добычи сырья до продажи товара потребителю. Такой подход делает возможным самообеспечение рыночного сектора и сводит к минимуму контакты с сектором директивным... Первые кандидаты должны отбираться из числа предприятий, продукция которых прямо идет на удовлетворение потребительского спроса: у хозяйства должно быть непосредственное ощущение того, как потребитель голосует рублем". В течение известного периода рыночный сектор должен планомерно расширяться, пока он не охватит всю экономику. Для этого необходимо создать систему новых учреждений, которые работу рыночного сектора смогут обеспечить.

а. Замена директивных цен рыночными. Если принять такое решение, то разрегулирование директивных цен не должно быть внезапным и всеобщим. В течение переходного периода, пока директивный и рыночный сектор сосуществуют, должны легально сосуществовать и две системы цен. В какой-то мере рыночные цены на розничном рынке всегда присутствовали в советском народном хозяйстве, но они никогда не были "чистыми"; они искажались уродливыми условиями, в которых они складывались. Введение последовательно рыночного сектора, включающего рыночное ценообразование на труд, на землю, на капитал, и (что очень важно) рыночную оптовую торговлю, должно это положение исправить. По мере роста производства в рыночном секторе и усиления конкуренции рыночные цены (за вычетом инфляции) должны будут падать. Но пока этого не произойдет, малообеспеченные слои населения смогут по-прежнему приобретать самое необходимое по государственным ценам. Последние можно будет постепенно подлаживать под рыночный уровень, чтобы достигнуть плавного перехода на последнем этапе реформы, когда директивные учреждения типа Госкомцен и Госснаба будут упразднены и все цены станут свободными.

б. Реформа системы банков и кредита. Необходимо форсировать развитие системы коммерческих банков и сберегательных касс; из-за нехватки частного капитала, их могут создавать как кооперативы предприятий, так и городские советы. В дореволюционной России городские и земские кредитные учреждения играли важную роль. Госбанк должен ограничиться ролью центрального банка в этой системе и сосредоточиться на контроле над объемом денежного обращения, чтобы обуздать инфляцию. Рубль поначалу должен стать "конвертируемым" внутри страны, без деления на "наличные" и "безналичные" деньги.

в. Реформа собственности. Разгосударствление собственности следует начинать с сельскохозяйственных угодий, мелких торговых предприятий и жилого фонда. Желательно все квартиры перевести в собственность живущих в них на началах совладения (то есть, помимо самой квартиры, жильцу принадлежит пай в общих службах своего квартала или микрорайона). Таким образом будет создан рынок недвижимости, в котором будет участвовать все население, и в дальнейшем жилищный вопрос сможет решаться рыночным путем. В результате естественно отпадет прописка, станет подвижным рынок труда. Что касается крупных промышленных предприятий, то они могут переходить в систему рыночного хозяйства, оставаясь на время в собственности государства: государственные фирмы, автономные от правительства и выступающие на коммерческих началах на рынке успешно работают во Франции, Италии, Канаде и других странах. Определяющим является процесс принятия решений на предприятии, а не форма собственности. Постепенно государство сможет продавать часть акций этих предприятий в частные руки. Тем временем необходимы законы о предотвращении монополий, о наказуемости действий, ограничивающих конкуренцию, о порядке банкротства предприятий.

г. Реформа социального обеспечения. Переход на рыночные рельсы вызовет сокращение рабочей силы на многих предприятиях и ликвидацию убыточных. Поэтому требуется не только создание бирж труда и страховки по безработице, но, в первую очередь, системы переквалификации, которая поможет людям получить знания и навыки, пользующиеся спросом при рыночном хозяйстве: в торговле, в сфере обслуживания, в финансах. Следом встанет вопрос недопустимо низких пенсий и отсталого медицинского обслуживания. Решение всех этих вопросов - не из дешевых: в странах с развитым рыночным хозяйством на социальные и медицинские нужды тратится добрая половина государственного бюджета. Кроме того, медицинское и пенсионное обеспечение использует не одни государственные каналы. Добровольные страховые взносы рабочих, служащих и предпринимателей представляют собой существенный источник накопления капитала. Страховые предприятия - частные, общественные и государственные - вкладывают этот капитал в акции и облигации, помогая таким образам финансировать рост народного хозяйства. Подобный источник накопления необходимо создать и у нас.

д. Налоговая реформа. Если с государства снимается задача ведения народного хозяйства и оно больше не сможет присваивать себе прибыль предприятий и торговых монополий, то, с другой стороны, перед ним встанут новые задачи социального обеспечения. Ясно, что на нынешние прямые налоги с населения (одна десятая приходного бюджета) оно существовать не сможет. Необходима новая налоговая система, опирающаяся на равномерный для всех граждан и предприятий подоходный налог порядка 15-30 процентов от дохода (в зависимости от его уровня) и на вновь созданную систему городских и местных налогов, которая обеспечит местным самоуправлениям реальную независимость от центрального правительства. Учитывая привитую 73 годами "социализма" привычку обманывать враждебное себе государство, проблема налоговой дисциплины не проста. Поэтому надо будет использовать и косвенные налоги (которые труднее обходить), как, например, принятый в Европейском Сообществе налог с купли-продажи.

е. Новое трудовое законодательство. Свобода ценообразования предполагает свободу наемного труда и установление заработной платы свободным договором. Договор этот может быть индивидуальным, если множество мелких предприятий конкурируют между собой, чтобы привлечь нужную им рабочую силу. Но если на рынке труда начинает господствовать несколько крупных предприятий, способных диктовать условия найма, то их власть необходимо уравновесить организованной властью независимых профсоюзов. Забастовки лета 1989 года положили у нас начало возрождению независимого рабочего движения. Отношения новых профсоюзов с предприятиями, способ заключения коллективных договоров, способы решения трудовых конфликтов путем арбитража, а в случае необходимости и стачек, должны быть оговорены новым законодательством.

ж. Денежная реформа. Продолжающийся выпуск ничем не обеспеченных денежных знаков ведет к их обесцениванию, росту инфляции. Как остановить инфляцию, известно: надо урезать субсидии, сократить дефицит государственного бюджета, повысить процент на капитал, строго следить за объемом эмиссии (выпуска денег). Откачке излишних денег из обращения поможет продажа государственного имущества населению - земли, квартир, предприятий, - о которой сказано выше. Если эти меры не помогут восстановить доверие к рублю, возникнет необходимость денежной реформы. Поучителен опыт реформы 1948 года, положившей начало "хозяйственному чуду" в Германии. Получив на руки 40 новых марок, все жители страны стали на один день равны: затем, выплата заработной платы, пенсий и платы за квартиру началась в новых марках в отношении 1:1 к старым, наличность обменивалась в отношении 1:10, а сберегательные счета были заморожены и впоследствии обменивались 1:20. Чтобы заработать новые деньги, предприятия выбросили на рынок все свои запасы, и хозяйственная машина заработала. В короткий срок марка стала желанной валютой. Очевидно, что вопрос конвертируемости рубля в иностранную валюту сегодня - вопрос сложный. Над ним работают многие финансисты, и мы его предрешать не будем. Скажем лишь, что в условиях громадного превышения возможного ввоза над вывозом, международная цена рубля не может не быть низкой. При реальном курсе, допустим, 1 доллара за 30 рублей, средняя зарплата нашего рабочего - около 10 долларов в месяц, против примерно 1500 в США. Да, это свидетельствует о том, до какой нищеты нас довела коммунистическая власть; но, с другой стороны - это открывает небывалые возможности притока иностранного капитала: такой дешевой рабочей силы сегодня нет нигде в мире; и широкий ассортимент промышленной и инженерно-технической продукции мировому хозяйству будет выгоднее всего производить именно у нас. Пусть иностранцы получат свой процент с вложенного у нас капитала; постепенно цены и зарплата будут выравниваться. В итоге, львиную долю выгоды от этих вложений получат наши рабочие, инженеры, наше народной хозяйство, наша страна. Из иностранного капитала не надо делать пугала; им надо пользоваться. Но притока его не будет, пока за границей нет уверенности в серьезности и необратимости рыночных реформ у нас. Путь от обесцененной до ценной валюты за последние 40 лет прошли многие страны Европы и Азии. В итоге, в выигрыше оказались, в первую очередь, они сами, а потом уже те, кто в них первоначально вкладывал деньги.

За перечисленными реформами маячит конечная цель - свободный труженик свободной страны, отказ от всех заблуждений коммунистического периода. России надо открыть новую страницу своей истории, ознаменованную доверием к человеку. Его надо обеспечить нужными для рынка учреждениями, и русский человек еще покажет миру чудеса предприимчивости. Он не желает их проявлять при коммунистической власти, чтобы не быть еще раз обманутым.

4. Экономика и экология

Катастрофическое состояние среды обитания в нашей стране - прямой результат "командно-административных" способов ведения хозяйства и материалистического мировоззрения. Ведомства и министерства, чьи предприятия производят вредны вещества, сами же устанавливают допустимые нормы сброса этих веществ в окружающую среду и сами же себя контролируют. Очевидно, что такое положение не может не вести к злоупотреблениям. Так называемая "предельно допустимая концентрация" (ПДК) этих веществ устанавливается только в результате опытов над животными; ни статистические данные о влиянии этих веществ на здоровье человека, ни общий объем выбросов не принимается во внимание. К тому же, многие данные о состоянии окружающей среды остаются засекреченными, а информации по иным вопросам просто нет; общество остается в неведении о том, в каких условиях оно живет.

Понадобятся десятилетия, чтобы поправить ущерб, нанесенный природе нашей страны за последние полвека (в той мере, в какой его вообще можно поправить). Нынешнее поколение еще вынуждено будет жить в созданных коммунизмом условиях окружающей среды. Тем не менее, начать улучшать эти условия надо немедленно.

а. Контролирующие и контролируемые органы должны быть строго разделены. Этому будет способствовать разгосударствление собственности, переход всех предприятий на рыночные методы хозяйствования. Независимая от исполнительной власти экологическая экспертиза, сотрудничая с соответствующими комиссиями законодательных палат, должна будет сосредоточить в своих руках разработку норм и расценок выброса вредных веществ в воздух, в воду и в землю, стандартов для продуктов питания, для рабочих мест и жилья. Эти нормы должны постепенно становиться более жесткими, стремясь в пределе к безотходным технологиям с замкнутым циклом. Ведомства типа Госкомприроды должны играть преимущественно исполнительную роль. Их надо будет обеспечить бюджетом, достаточным для того, чтобы осуществлять надзор за соблюдением установленных норм. Штрафы, которым они будут подвергать предприятия, будут в условиях рынка реальными: предприятия будут их платить из собственного кармана, а не из кармана государства.

б. Надзор исполнительной власти над действующими на рынке предприятиями должен быть дополнен надзором независимой общественности над ними обоими. Общественные организации граждан, заинтересованных в улучшении окружающей среды, должны пользоваться поддержкой государства, в частности, в виде подрядов на разработку конкретных научных проблем и собственных статистических данных. Общественные организации также должны иметь возможность подавать в суд как на промышленные предприятия, так и на государственные учреждения, нарушающие законы об охране среды обитания.

в. Введение рыночных цен и отношений само по себе сократит то расточительство природных ресурсов, которое происходит сейчас. На своей земле крестьянин будет пользоваться легким трактором; заниматься органическим земледелием, а не разрушать почву химикалиями; распахивать и засеивать ее так, чтобы ее не смыло в овраг. Естественно, ему нужна будет агрономическая помощь. Подобным образом предприятия и отдельные граждане начнут беречь газ, нефть, электричество и пар, когда им придется платить за энергию по мировым ценам (плюс возможный налог на истощимые ресурсы). Энергопредприятиям зачастую будет выгодно финансировать меры по сбережению тока, чем строить новые электростанции. Разовьется целая промышленность счетчиков и энергосберегающих приборов. Отметим, что рост цен на нефть в США после 1973 года такими путями резко сократил потребление энергии.

г. Надбавки к рыночным ценам в виде налогов оправданны в тех случаях, когда существуют "внешние издержки", то есть издержки, которые несет не производитель, а общество в целом. Производитель возмещает нанесенный обществу ущерб по принципу "загрязнитель платит". Это более гибкий и экономичный принцип, чем произвольные уровни ПДК. Он учитывает совокупный выброс нежелательных веществ, не устанавливая "максимально допустимого" уровня, ниже которого на практике никто не идет. Следуя этому принципу, предприятие может само решить, в какой момент ему станет выгодней построить очистительное сооружение или перейти на новую технологию, чем загрязнять среду. Поднимая налоги на загрязнение, государство заставляет загрязнителей скорее переходить на чистые технологии. Так рыночные цены и охрана окружающей среды тесно связаны:

- рынок создает возможность реального контроля над предприятиями со стороны государства;

- рынок сам бережет те ресурсы, которые на нем ценятся;

- расход тех ресурсов, которые на рынке не ценятся (как, например, здоровье населения), всегда может быть включен в рыночную цену путем налога. Это создает более гибкий и экономичный способ контроля, чем произвольно установленные "нормы" выброса.

Все эти мероприятия требуют новой, нематериалистической этики. Человек - не царь и не раб природы, а участник сложного экологического сообщества, в которое входят все формы жизни на Земле. Но природа сегодня существует уже не сама по себе, а в сожительстве с человеком, вмешательство которого в нее отнюдь не только вредно. В нашем окружении есть не только водопады, но и фонтаны; заботливого отношения требует и естественная среда, и наше культурное наследие; и то, и другое составляют наш Дом. Человек призван свой Дом не только ремонтировать, но и строить; не только хранить природу, как заповедник, но и взращивать ее, как сад.


Как должна работать организация
В помощь группам и членам НТС

"Будет строить новую Россию
Закаленный в бедствиях народ..."

Из песни 40-х годов

1. Первоочередные задачи

В феврале 1990 года, уступая растущему давлению общества, пленум ЦК КПСС формально отказался от 6-й статьи Конституции, от тоталитарной монополии на власть: коммунистический период нашей истории подошел к концу. Наступил решающий этап перехода к созиданию будущего нашей страны.

Политические задачи. За это время надо закончить демонтаж аппаратно-управленческих структур отжившей коммунистической эпохи; ускорить принятие демократических форм правления на всех уровнях; подготовить народное сознание к ответственному участию в свободных выборах и управлению страной. На этом пути перед всей оппозицией стоят три задачи:

а. Объединять силы независимой общественности, чтобы создать второй полюс власти, основу нового, демократического строя. Для этого надо:

- Развивать независимые общественные организации, начиная от культурных, молодежных, экологических, профессиональных и предпринимательских и кончая политическими; в частности, содействовать росту свободных профсоюзов, способных защитить интересы рабочих.

- Способствовать избранию в советы разных уровней достойных людей, провалу партаппаратчиков и созданию трибуны, которая позволит с достаточным резонансом отстаивать необходимые радикальные реформы.

- Содействовать проведению законодательства, которое укрепит положение независимых общественных сил и рыночного направления в народном хозяйстве.

б. Добиться отстранения всех партаппаратно-кагебешных структур от власти, добиться отказа от ленинского социализма, от всей его идеологии и символики. Разные варианты этих решающих событий показала осенью 1989 года Восточная Европа. Его сроки будут зависеть от того, как будут крепнуть новые общественные силы и как остаточные тоталитарные структуры будут противиться радикальным реформам. Возможно, что возникнет временная коалиция части оппозиции с наследниками КПСС. Но такое двоевластие не сможет радикально решить стоящие перед страной задачи. Приступить к созданию правового государства сможет лишь то правительство, которое придет к власти в результате свободных выборов и на сторону которого перейдут вооруженные силы.

в. Повсеместно провести свободные выборы - конечная цель переходного периода. Свободные выборы станут возможными, когда не будет КГБ, когда наследники КПСС перестанут обладать финансовыми и политическими привилегиями властвования, когда у всех партий будет равный доступ к средствам массовой информации, равная возможность владеть газетами и типографиями, следить за ходом выборов и создавать свои организации.

В Уставе НТС сказано, что первоочередная задача Союза "активно содействовать переходу страны от однопартийной диктатуры к условиям, при которых станут возможны свободные выборы, и что на таких выборах Народно-Трудовой Союз российских солидаристов как организация выдвинет своих кандидатов на выборные должности в систему местной и центральной власти".

Однако НТС - неполитическая партия периода перестройки, и участия в политических битвах на верхах власти сегодня не принимает по той простой причине, что мы вышли из подполья, а не из правящего слоя, на уровне которого эти битвы идут. Наше время - в будущем, и наша основная задача - задача созидания, участия в устройстве российского будущего на началах права, свободы и солидарности. Справиться с этой задачей, завоевать себе авторитет, получить поддержку в народе, мы сможем, только начиная уже сегодня с "малых дел" на местах: дел конструктивных, приносящих видимую пользу людям. На их основе можно будет создать как подлинно народное самоуправление, так и политическую силу, способную вывести страну из хаоса.

Все зависит от того, в какой мере члены нашей организации сумеют уже сегодня закладывать основы завтрашнего общества. Политика, оторванная от практических дел, могла бы выродиться в политическое сектантство. Перевес разрушительного начала в среде оппозиции был бы гибельным для судеб страны. В условиях разрухи не декретами сверху будет восстанавливаться страна, а усилиями, инициативой, знаниями и "малыми делами" каждого на своей "малой родине", в своем непосредственном окружении.

Важно понимать, что решение созидательной задачи, завоевание обществом своего "социального пространства" одновременно решает и задачу разрушения и вытеснения остаточных структур тоталитарного строя:

- отстройка независимой прессы устраняет монополию коммунистов на средства массовой информации;

- развитие рыночных предприятий (пусть еще весьма несовершенных) преодолевает монополию госсектора в экономике;

- активизация независимых партий, объединений и движений подрывает политическую монополию коммунистов;

- в пределе, развитие независимого суда, арбитража, следствия и прокуратуры, подчинение милиции и армии свободно избранному народом правительству лишит государство его деспотического характера.

Конечно, всё это дается не даром, а в противостоянии уходящему режиму. Крушение коммунизма оставляет после себя идейную пустоту, настроение апатии, безверия и цинизма. Но природа не терпит пустоты. Пустое поле, если его не засеять, зарастает бурьяном и чертополохом. На месте отмирающей системы уже растут на только здоровые побеги, но и самый дикий бурьян. Чего будет больше, здоровых побегов или плевел, зависит от того, чего будет больше посеяно. И здесь именно в этом роль нашей организации.

НТС многим отличается от политических партий периода перестройки. Не только тем, что он возник из Белого движения, а не из распада КПСС, и не только тем, что это произошло более 60 лет тому назад. Важно то, что деятельность НТС никогда не ограничивалась только политикой, он выполнял также культурную и идейную задачи. Идеи его вынашивались в течение многих лет под внешними ударами. Они представляли собой сознательный выбор своего, российского пути, сознательное совмещение почвенничества и западничества, прав личности и понимания необходимости служения обществу. Каждое государство, особенно многонациональное, требует объединяющей его идеи, и сегодня, помимо российского солидаризма, другой такой объединяющей идеи на горизонте нашей страны не видно.

Одолеть господствующее в обществе безверие можно лишь своим примером убежденности и преданности нашему идеалу послекоммунистической России:

- государства правового и демократического, с эффективным рыночным хозяйством, обладающего средствами, чтобы обеспечить слабых;

- государства, построенного на добровольном союзе желающих в нем оставаться народов, а не на военно-политическом принуждении;

- государства, ведущего свою преемственность от лучших традиций дореволюционной России, а не копирующего бездумно чужие образцы;

- государства, основанного на ценностях солидарности и свободы, укорененных в христианском учении.

Тем, кто боится выхода из государственной экономики, мы должны говорить: хотите жить в нищете, оставайтесь, но какое у вас право мешать другим выйти из нищеты? Да, закрытие убыточных предприятий, безработица и инфляция будут болезненными, но ваше дело их опередить: возглавить перевод вашего предприятия на рыночные отношения или найти себе место в новых структурах. Чем больше людей это место найдет, тем труднее будет усиливать зажим в экономике. Да, на какое-то время обострятся социальные контрасты, но если будет больше зажиточных людей, то все общество будет богаче. А чем богаче общество, тем больше средств оно может уделять и на социальные нужды. Материальные ценности надо прежде всего создать, что невозможно без личной заинтересованности в этом самих людей.

Тех, кто боится распада страны, мы должны спрашивать - что рушится? Рушится коммунистический строй, советское государство, рушится то, что вообще не должно было быть. Радоваться, а не горевать надо по этому поводу и, засучив рукава, приступать к строительству нашего, российского государства, которого у нас не было с 1917 года. Что же касается государственных границ - дайте срок. То, что естественно тяготеет быть вместе, то в условиях свободы воссоединится. Мы первыми стоим за единство страны. Но единство - в свободе.

Тем, кто в развале режима видит причины нравственного упадка, кто в преступности и аморальности винит рынок, мы должны показывать, и в первую очередь, нашей молодежи, подлинного виновника нынешней душевной опустошенности. Виновник этот - КПСС, провозгласившая в 1917 году, что морально то, что полезно партии, разрушившая Церковь, семьи, традиции и весь уклад народной жизни, не давшая взамен ничего, кроме лжи, и сейчас через КГБ несущая в народ бациллы растления.

Восстановление нравственного стержня народа - самая важная и трудная задача, которая сегодня стоит. Но ее невозможно осуществить из-под палки. Ее можно решить только личным поиском высших ценностей и личным опытом каждого в условиях свободы. Мы, как организация, должны в меру наших сил такой поиск поощрять и направлять, вселять в людей веру в собственные силы.

Еще в документе НТС 1946 года "Основы дела" было сказано: "Никаких сил, которые бы помогли нашему народу добиться новой жизни, во внешнем мире мы не найдем. Новую российскую жизнь может создать лишь сам российский народ, и только своими руками".

Опыт Восточной Европы показывает, что воссоздание на развалинах коммунизма нормального человеческого общества и государства - дело сложное и длительное. Для успеха важно прежде всего, чтобы была ясна идея - на каких принципах строить. Она у нас есть, вокруг нее мы и зовем людей объединиться. Но нужны и носители действия - общественно-политические организации.

2. Создание группы Союза

Первичная организация НТС - это группа. Раньше, в годы подполья, при "молекулярной" структуре, члены Союза действовали в одиночку. Но сегодня, в условиях широкого роста общественного движения, нам необходимо встречаться, узнавать друг друга, обмениваться опытом, и главное, творчески работать вместе, делать общее дело, иначе нет организации. А без организации иметь влияние в сложном обществе нашего времени почти невозможно.

Подбор людей. Представим себе, что вы создаете группу, что называется, на ровном месте. Приступая к организации группы Союза, прежде всего необходимо путем личных разговоров и обмена мнениями, найти несколько волевых, динамичных, которые сопереживают с вами за судьбы нашей страны, не удовлетворены существующим положением и ищут применения своих сил.

Хорошо, чтобы у желающего вступить в группу был серьезный профессиональный интерес в какой-либо области, не столь важно, в какой. Союз - большое хозяйство, и у нас находят себе место самые разные люди - и ученые, и слесари, и учителя, и инженеры, и музыканты, и шоферы. Важно, чтобы человек знал и любил свое дело. Разумеется, не менее важно, чтобы он умел общаться с людьми и излагать свои мысли: мог написать статью, выступить на собрании, организовать других людей. Правда, многое из этого дается в практике союзной работы. Конечно, нам интересны люди, которые уже в силу своей профессии будут в будущем влиять на общество: студенты журналистики, истории, политологии, экономики, международных отношений. Но самое главное в человеке его личные качества: честность, порядочность, инициатива, уверенность в том, что на него можно положиться, "идти с ним в разведку", что у него есть моральный авторитет, что он всем образом своей жизни будет достойно представлять Союз.

Далее начинается второй круг деятельности. Подобрав по таким признакам несколько человек, необходимо их познакомить между собой, устроить собеседование, обмен мнений по печатным материалам Союза, с которыми они к тому времени должны ознакомиться: выяснить, как они видят применение изложенных там принципов к местной обстановке, к вашему городу или району, как они видят решение назревших в нем проблем. На этих первых встречах будут также заложены основы личных отношений между членами группы.

Солидаризм неспроста называют социальной проекцией христианства. Служение человека высшим ценностям находит свое практическое выражение в его отношении к себе подобным и к обществу в целом. Отсюда: от члена Союза следует ожидать, что он будет искать в другом человеке не противника, а потенциального друга и соратника. Это требует доверия к человеку и веры в его изменяемость в лучшую сторону, в неистребимость его совести, в способность признавать свои ошибки и сожалеть о них.

Учение солидаризма дышит духом свободы и ответственности. Ему чужды принуждение и насилие. Ему чужд догматизм и провозглашение истины в последней инстанции. Человек, которому несвойственна такая атмосфера терпимости, дружелюбия и не агрессивности, для Союза - груз и тормоз. Солидаристическое учение развивается динамически и обнаруживает себя в процессе. В нем нет понятия "конечной цели", поэтому "построить солидаризм" невозможно: он всегда будет лишь компасом на пути.

Союз не массовая, а кадровая организация, которая не только в своем ядре, а и во всем своем составе должна опираться на людей, отвечающий изложенным признакам. Из этого однако не следует, что Союз - организация замкнутая. Вокруг нас может и должно формироваться "силовое поле" друзей и симпатизирующих нам людей, которым вовсе не обязательно состоять в организации; их порой называли "солидаристическим движением". Кроме того, наши идеи не могут быть запатентованы и наглухо связаны с НТС. Каждый человек, который в силу своей духовной природы набрел на близкие нам идеи - по духу наш человек, и будет делать общее с нами дело.

Чтобы дать прочную основу группе, она должна быть значительно большим, чем просто группа людей, недовольных существующими порядками, и желающие собрались не только для борьбы "против", а для работы "за". И не просто за общие наши идеалы, как они изложены в наших документах, а за конкретное их приложение на месте, в своем городе или районе, на своей Малой Родине. Мы работаем не "вообще" на создание дееспособного гражданского общества, но, прежде всего, для улучшения жизни тех, кто живет рядом с нами.

Такая задача требует и хорошо подготовленных людей, и материальной базы. Действительно, трудно снять помещение для клуба или издавать газету без материальных средств. Но, безусловно, личные качества членов группы важнее ее материального оснащения. Если вы твердо уверены в том, что ваша группа существует для того, чтобы помочь людям жить лучше и разумнее, вы непременно получите поддержку населения.

Когда все эти положения будут восприняты вашими друзьями без колебаний, тогда можно считать, что ядро группы готово: ее можно оформить и приступать к третьему кругу деятельности - к конкретной работе. Чтобы создать группу, нужны, по крайней мере, три члена Союза.