Статья

Социальная микстура для российского бизнеса

Роль российского бизнеса в наше время достаточно не определена. С одной стороны, представители бизнеса в результате обладания финансовыми ресурсами пользуются огромным влиянием в обществе, имея возможность порою встать выше органов государственной власти, закона, традиций, религиозных и моральных ценностей. С другой стороны, авторитет бизнеса с точки зрения нравственных установок крайне невысок, что дает власти негласное право в час X беспощадно расправляться с неугодными бизнесменами. В народе ходит анекдот про то, как к Президенту Путину приходит олигарх и говорит: "Я продал все свое имущество, заплатил все налоги. Прошу разрешить мне спокойно уехать за границу!" Президент отвечает "Пожалуйста, поезжайте, но сначала надо на дорожку посидеть".

До сих пор бизнесмены не вписались в систему ценностей и ментальную парадигму большинства россиян. Занятие бизнесом воспринимается только как путь к материальной выгоде. Причем очень часто бизнес и преступность ( бандитизм) оцениваются одинаково. Начиная с конца 80-х годов и до сих пор в молодежной среде словосочетание "заняться своим бизнесом" означает совершить противозаконный или аморальный поступок ради наживы.

В нашем обществе пока еще не утвердились какие-либо ясные представления о "философии собственности". Российские бизнесмены как класс, как сословие, как группа, не смогли сформировать свою корпоративную, целостную и общепризнанную философию и корпоративную миссию своей деятельности. Современные бизнесмены не могут доказать, что они приносят обществу реальную пользу, а большинство членов общества не может ответить на вопрос: "Для чего нужны бизнесмены?" В качестве эксперимента можете задать разным людям один и тот же вопрос: "Будет ли тебе выгода от того, что у твоего соседа будет корова?". И, скорее всего, что большинство опрошенных скажут: "нет". Возможно, ничего страшного в этом ответе нет, но следом встает второй вопрос: "Откуда твой сосед взял корову, если у тебя ее нет?" Ну а потом возникает третий вопрос: "А можно ли забрать корову у твоего соседа?" И тут уже у человека возникает большой соблазн ответить на вопрос: "да", даже если ваш собеседник сам не получит ни кусочка от соседской коровы. Так народный менталитет может легко превратиться в инструмент политики.

Каждый бизнесмен может ощутить на себе меры, подобные национализации Путиловского завода, "банкротству ЮКОСа", или кампании по ликвидации ларьков и маршруток.

Возникает вопрос: "Как бизнесмен может оправдать свою деятельность и отстоять право на обладание таким богатством, которое вряд ли будет доступно большинству населения?"

Если бизнесмен не может доказать свою пользу большинству членов общества, то он останется незащищенным перед властями, силовыми и криминальными структурами.

Право на обладание богатством может быть доказано следующими факторами:

  1. религиозная модель оправдания ( протестантизм, иудаизм, старообрядчество и в какой-то степени ислам, как, впрочем, и некоторые учения из других религий, порою, не только оправдывают наличие богатства, но и интерпретируют обладание им как важнейший способ служения Богу, т.е. выполнение своей особой миссии на земле, или особый дар от Бога. Примеры таких моделей можно найти в средневековой Голландии и Швейцарии).
  2. консервативная модель ( поскольку все люди неравны от природы и каждый по жизни идет своим путем, то, вполне естественно, что одни люди традиционно обладают богатством, а другие его не имеют. При этом, люди, не обладающие богатством материальным, тем не менее имеют свои особые достоинства. Такие оправдательные модели существовали в Викторианской Англии и в ФРГ после Второй Мировой Войны).
  3. либеральная модель (все люди имеют равные права, и те, кто в данный момент не обладает богатством, имеет возможность его приобрести впоследствии. Эту концепцию можно встретить в США, Гонконге).
  4. Социальная модель (право на богатство объясняется тем, что бизнесмены платят большие налоги, которые пойдут на общественные нужды. Такие модели работают в Швеции, Франции).
  5. Технократическая (общество и государство дает право на большой заработок, объясняя это как временную необходимость, без которой не решить общезначимые задачи в государственном масштабе. Примером может послужить НЭП в СССР, реформы в Китае).

В России ни одна из этих моделей оправдания существования бизнеса не получила широкого признания. Купцы, торговцы, предприниматели исторически воспринимались в обществе как чужие, маргиналы. Вот что говорят о богатстве русские народные пословицы "В аду не быть- богатства не нажить", "Грехов много, да и денег вволю", " Через золото слезы льются" "меньше денег - меньше хлопот" и др. Современный анекдот, иллюстрирующий отношение к бизнесменам со стороны простого народа звучит так:

"Пришел бизнесмен к гадалке и говорит:
- Мне снилось, что я - картошка. К чему бы это?
- Э, милок, тебя весной либо посадят, либо закопают!"

Существуют разговоры о широкой популярности меценатов среди простого народа в царской России. Это - миф.

Известные русские меценаты, такие как Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы были признаны (в узких кругах) скорее как покровители искусств, культуры и революционных, оппозиционных власти, сил, нежели как популярные и широко известные в народе благодетели. Кстати, то, что крупный бизнес помогал революционной оппозиции, является показателем его отчужденности, как от народных масс, так и от властей. Так, в царской России крупный бизнес имел влияние, но реально не входил в высший свет, занимал второстепенное положение по сравнению с аристократией и приближенным к императору дворянству. Такая ситуация уже тогда вызывала опасения за социальную стабильность и единство общества.

Пожалуй, впервые в царской России в конце 19 века вопрос о социальной ответственности бизнеса и его роли в жизни народа поставил святой праведник Иоанн Кронштадтский. Говоря современным языком, ему удалось создать широкую фандрайзинговую сеть в масштабах всей России, то есть без помощи государства привлечь огромные средства бизнеса на социальные нужды. Он сумел на своем уровне создать связь между властью, бизнесом и народными массами, став авторитетом для всех. Иоанн Кронштадтский видел в социальной активности бизнеса средство объединения общества и реального противодействия агрессивным стихийным деструктивным силам революции. Иоанн Кронштадтский умер за 9 лет до революции. Возможно, этого времени хватило бы для создания в обществе очень многих реальных факторов противодействия идеям экспроприации и национализации, следствием которых стало крушение Российской Империи.

В тщательно выстраиваемую вертикаль власти в современной России входят государственные служащие (служилые люди) и что-то вроде "нового дворянства" (Общественная Палата), а бизнесмены, согласно сложившейся исторической традиции, остались на вторых ролях. Конечно, бизнесмены имеют возможность защищать свои частные интересы через органы государственной власти, но не могут на должном уровне защищать себя как сословие в целом.

В наше время бизнесмены как корпорация опять нуждаются в признании, как со стороны власти, так и со стороны широкой общественности. По моему мнению, эта цель может быть достигнута в результате решения четырех задач:

  1. объединение бизнесменов в сильные корпоративные организации, исходя из отраслевых и территориальных интересов, направленных на конструктивное сотрудничество с органами государственной власти. (Ныне существующие объединения бизнесменов пока еще не могут реально претендовать на общенациональные масштабы).
  2. реальное участие бизнеса в осуществлении национальных проектов, таких как "Образование", "Здоровье", "Жилье", "Армия" и информационная поддержка работы бизнесменов по этому направлению.
  3. Создание особой идеологической концепции, оправдывающей существование бизнеса в глазах широкой общественности.
  4. Выращивание бизнесом своих лоббистов в обществе. Речь идет о создании крупным бизнесом и бизнес- сообществами особых образовательных центров и школ, где бы обучались лидеры мнения и "проводники особых идей". Учащиеся и выпускники этих школ станут проповедниками новой идеологии российского бизнеса, объединяющей власть, деловые круги и общество в целом. Слушателями таких школ должны быть самые разные люди, начиная от домохозяек, и кончая собственно бизнесменами. Но особый упор должен быть сделан на молодежь, активистов партий и общественных движений, учителей и преподавателей, священнослужителей разных конфессий, представителей СМИ, то есть людей, которые способны влиять на мнение других. Хочется отметить, что подобная программа является важнейшей технологией общественной связности, объединяющей власть, бизнес и общество, а также способствующей решению российских общенациональных задач.

Николай Шеляпин, доцент Санкт-Петербургского Государственного
Политехнического Университета, Nikol-pr@mail.ru