Статья

ЗАБЫТЫЙ ФЛОТ – БЕЗ ВСЯКИХ ХЛОПОТ

Высшие руководители России постоянно декларируют своё внимание к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Создаются международные организации, проводятся саммиты и конференции. В эту глянцевую картинку вкладываются десятки миллиардов. При этом главная опора влияния нашей страны на Дальнем Востоке влачит поистине жалкое существование. И процесс разложения начался далеко не вчера. Так сложилось, что всю свою офицерскую службу автор этих строк провёл на Краснознамённом Тихоокеанском флоте. Три гарнизона, два боевых корабля, более десяти лет на берегах Тихого океана. Есть что вспомнить, есть о чём поговорить.

Если кто позабыл, то первую скрипку в освоении прибрежных территорий этих краёв изначально играли военные моряки. Взять географические названия. Бухты Патрокл, Парис, Разбойник – это названия русских военных кораблей, впервые бросивших здесь якорь.

Россия никогда толком не могла использовать богатства Дальнего Востока. Но она всегда стремилась удержать эти земли и даже прирастить к ним новые. В итоге сформировался противоречивый комплекс владений. Не будем вдаваться в его экономическую и демографическую составляющие, остановимся на военно-морской. И для начала – несколько авторских воспоминаний.

…Осень 1984 года, залив Владимира. Здесь, в бухте Южная, базировалась 45-я бригада кораблей охраны водного района в составе двух дивизионов — сторожевиков и базовых тральщиков. Главной задачей бригады в случае войны было обеспечение вывода на оперативный простор атомных подводных лодок из расположенной в бухте Северной того же залива 29-й дивизии (база Ракушка). Сделать это полагалось двум сторожевикам в возрасте под 30 лет и трём сравнительно новым тральщикам. Кроме того, военно-морской гарнизон состоял из постов рейдовой службы, подразделения боевых пловцов и нескольких точек ПВО, оснащённых заржавевшими зенитками.

Правда, неподалёку располагались ракетные части ПВО, станции слежения и другие секретные объекты. Наверное, именно им и предстояло отражать возможную агрессию. Корабли же как минимум по полгода были намертво вморожены в лёд и даже при большом желании не могли выйти в море – льдины сразу же пробивали старые корпуса. А ведь практически от Находки и до самой Советской Гавани в ту пору это был, считай, самый крупный пункт дислокации советских кораблей. Всё остальное побережье оставалось в общем-то беззащитным.

…Зима 1989 года. Эсминец «Бурный», год назад построенный на ленинградском заводе имени Жданова (ныне Северные верфи), прибыл в бухту Северная залива Советская Гавань. После торжественной встречи выяснилось – база совсем не готова к стоянке такого корабля. С берега к нему не подключались кабели электропитания и пар. Пришлось сначала гонять вспомогательный котёл, а когда тот сгорел – по очереди главные котлы. Так корабль, не выходя в море, вырабатывал драгоценный моторесурс и сокращал жизненно важный межремонтный срок. Сейчас «Бурный» догнивает на вечной стоянке во Владивостоке. Нечто подобное произошло и с тяжёлыми авианесущими крейсерами «Минск» и «Новороссийск». Они месяцами стояли на внутреннем рейде залива Стрелок, выбивая моторесурс. Страна смогла крейсеры-авианосцы, но не пирсы для стоянки и не плавдок для ремонта (его купили у японцев).

Подобных историй можно рассказать немало. Главное – всем должно быть понятно отношение даже советского государства к морякам-тихоокеанцам. По сути единственным положительным моментом была песенка с задорным припевом: «И если очень повезёт, тебя дорога приведёт, на Тихоокеанский флот!». Это выглядит по меньшей мере странно. ТОФ защищал и защищает интересы страны в важнейшем мировом регионе, выдвигающемся в центр глобального влияния.

Соответственно, даже вчерашние военно-морские «карлики» активно наращивают свой потенциал. Мы же имеем здесь тысячи километров побережья. При этом наши земли географически разорваны – в военно-морском смысле относительно развиты только Приморье, Сахалин и Камчатка. Здесь практически нет собственных кораблестроительных предприятий. Судоремонтная база одряхлела. В случае военного конфликта сразу будут нарушены связи не только между Дальним Востоком и материком, но даже между составными частями ТОФ - Приморской и Камчатской флотилиями.

Конечно, в ближайшее время масштабное вооруженное противостояние здесь вряд ли возможно. Пример с Сирией показал, что у мировых лидеров пока хватает мозгов не слишком размахивать кулаками даже когда они чешутся. Тем не менее, наверняка стоит приглядеться, какими силами располагают наши тихоокеанские «партнёры-соперники».

Атлантическая группировка ВМС США всегда была мощнее тихоокеанской. В последнее же время наметилась обратная тенденция – военный флот на Тихом океане должен составлять около 60% американских ВМС. На данный момент ТОФ США состоит из 10 атомных субмарин типа «Огайо» с баллистическими или крылатыми ракетами. Это – 192 ракеты «Трайдент-2» и 308 «Томагавков» только в первом залпе. Добавьте к ним еще 30 атомных подлодок типа «Лос-Анджелес», «Си Вулф» и «Вирджиния». Надводная компонента тоже впечатляет - 6 атомных авианосцев типа «Нимитц», 12 крейсеров типа «Тикондерога», 33 эсминца типа «Орли Берк», 8 фрегатов типа «Оливер Перри», 5 универсальных десантных кораблей (1 - типа «Тарава», 4 - типа «Уосп»), 5 десантных вертолётоносных кораблей-доков (1 - типа «Остин», 4 - типа «Сан Антонио»), 6 десантных транспортов-доков (4 - типа «Уидби Айленд», 2 - типа «Харперс Ферри»). При этом флот постоянно пополняется новыми кораблями, параллельно идёт списание старых. Вдобавок все атомные подлодки, крейсера и эсминцы являются носителями крылатых ракет «Томагавк». Наконец - из 5 крейсеров и 16 эсминцев ВМС США, способных решать задачи противоракетной обороны, все, кроме одного крейсера, входят в состав ТОФ. О сотнях тральщиков, катеров, даже и корветов мы тактично умолчим.

Китай никогда прежде не стоял в ряду военно-морских держав. Но за последние годы это положение вещей кардинально меняется. Во-первых, по количеству боевых кораблей он уже выдвигается в лидеры. Но, если вспомнить о концепции адмирала флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова: «ВМФ СССР по количеству вымпелов не должен уступать ВМС США» — а главное, к чему привела её реализация - то понимаем: количество не всегда равно качеству. И тем не менее.

ВМФ НОАК сейчас включает в себя 13 атомных подлодок с баллистическими и крылатыми ракетами и порядка 60 дизель-электрических субмарин с торпедным и ракетным вооружением. Надводная составляющая – 25 эсминцев, 48 фрегатов, 119 ракетных катеров, до 250 – сторожевых. И далее – в тех же масштабах. За скобками пока остаются авианосцы. Ходовые испытания прошёл в 2011 году только учебно-экспериментальный «Ляонин». Авианесущая составляющая собственной постройки появится во флоте КНР не ранее чем через 10 лет.

Но в принципе возможности китайского военного кораблестроения впечатляют. Сейчас на верфях и на плаву строятся и достраиваются одновременно 6 эсминцев, 4 фрегата, не менее 9 корветов, а также около 10 атомных и дизельных ПЛ. Эксперты утверждают, что подобные темпы строительства недоступны даже США, остальные страны можно вообще не брать в расчёт. При этом следует специально отметить, что на новых кораблях, даже строящихся по российским лицензиям, устанавливаются китайские системы вооружения. Уровень тамошних судостроителей подтверждается тем фактом, что в недалёком будущем у Поднебесной – наряду с США, Японией и Южной Кореей – появятся собственные корабли системы «Иджис». Похоже, что Россия в этом вопросе отстаёт уже навсегда.

ВМС Японии входят в пятерку сильнейших в мире. Она строит боевые корабли только своими силами. Правда, вооружение на них устанавливается в основном американское – сказываются последствия реализации плана Макартура. И тем не менее, ВМС Страны Восходящего Солнца включают уже 17 дизельных подлодок. С надводным флотом сложнее. Японцы все свои корабли называют эсминцами, так что у них есть даже эсминцы-вертолётоносцы. В общем и целом Япония имеет более 40 таких кораблей.

Далее — ВМС Южной Кореи. С момента своего образования они затачивались на борьбу с многочисленным «москитным» флотом северных соседей-коммунистов. В последние годы страна построила отличный океанский флот, вошедший в десятку сильнейших в мире. Он включает в себя 12 дизель-электрических подводных лодок и 12 эскадренных миноносцев (собственной разработки). При этом в составе ВМС остается до 100 сторожевых катеров и корветов. Строятся новые корветы с ракетным вооружением, заложены новые фрегаты, число которых должно достигнуть 24.

30 эсминцами и фрегатами, а также сотней ракетных корветов и крейсеров располагает Тайвань. Казалось бы, немного. Как и у Таиланда, чьи ВМС включают лёгкий авианосец, 8 фрегатов, 7 корветов и 6 ракетных катеров. И у Индонезии (2 подлодки, 9 фрегатов и 20 корветов). Почему бы не упомянуть и Сингапур (по 6 современных субмарин, фрегатов и корветов). А ещё есть растущие приличными темпами ВМС Вьетнама, Малайзии, Филиппин. Австралию пока трогать не будем – слишком далека и слишком самодостаточна.

И вот настала очередь ТОФ РФ. Если верить открытым источникам, он включает в себя 3 подводных ракетных атомохода, 10 атомных подлодок с ракетным и торпедным вооружением, 8 дизель-электрических субмарин, ракетный крейсер «Варяг», 1 плавающий эсминец (3 – в консервации), 4 больших противолодочных корабля и 8 малых, 4 малых ракетных корабля, 10 ракетных катеров, 9 тральщиков и 4 больших десантных корабля. Ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» законсервирован без шансов вновь вступить в боевой состав. Абсолютное большинство этих вроде бы боевых единиц построено в 1980-е годы, они морально и физически устарели и не подлежат существенной модернизации. Надводная составляющая в ближайшие годы может быть усилена лишь корветами проекта 20380 да убогими «Мистралями».

С корветами вообще происходит отдельная история. Изначально их предполагалось строить для продажи за рубеж – в развивающиеся страны. Не заладилось. В итоге корабли навязали отечественному ВМФ. Ладно, так хоть строили бы их в достаточном количестве. Между тем у тех же китайцев темпы ввода в строй подобных кораблей на два порядка выше, чем у нас. За 12 лет ВМФ РФ получил от судостроителей лишь 3 корвета. Добавим к этому полный развал флотской инфраструктуры. Военные базы, в том числе для атомных подлодок, исчезают одна за другой. Вышеупомянутая «Ракушка» — яркий тому пример.

Подведём краткие, но неутешительные итоги. Нам постоянно пророчат грядущие войны за источники сырья. С таким флотом России не отстоять свои дальневосточные богатства. Однако не принимаются даже минимальные меры, чтобы хоть как-то поправить положение вещей. Похоже, что у нынешних властей есть дела поважнее. С их точки зрения.

Аркадий ОРЛОВ,
капитан 3-го ранга запаса