Статья

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

В знаменитом романе Александра Солженицына "В круге первом" одна из самых замечательных сцен посвящена встрече министра госбезопасности Виктора Абакумова с товарищем Сталиным. Абакумов просит Сталина вернуть смертную казнь, формально отмененную в Советском Союзе в 1947 году. Сталин соглашается со своим министром и мудро добавляет: "Это будэт харошая васпитатэльная мэра".

Современная Россия в ситуации прогрессирующего социально-экономического кризиса, видимо, тоже не может обойтись без "хороших воспитательных мер". Сначала депутаты Государственной Думы в едином порыве приняли правительственный законопроект, исключающий из ведения судов присяжных не только дела по террору, захвату заложников и власти, но и дела, связанные с массовыми беспорядками, диверсиями, "изменой родине" и шпионажем. Таким образом, отныне все дела, следствие по которым находится исключительно в компетенции органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), будут рассматриваться не присяжными, а специальной "тройкой", состоящей из "профессиональных судей". Один из инициаторов законопроекта, депутат "Единой России" и генерал-полковник МВД Владимир Васильев так аргументировал новый порядок судопроизводства: "Террористы, захватчики заложников, боевики, организаторы массовых беспорядков, изменники, шпионы, заговорщики, мятежники и диверсанты не заслуживают права на народное правосудие".

Проблема заключается лишь в том, что "изменником", "шпионом", "заговорщиком" и прочим нехорошим человеком подсудимого может признать лишь суд по завершении в установленном порядке судебного процесса. До того момента, подследственный или подсудимый остается лишь подозреваемым или обвиняемым в совершении инкриминируемого преступления. Однако судом он может быть признан виновным, а может быть и оправдан. Таким образом, генерал Васильев от имени "Единой России" отказал в праве на судопроизводство с участием присяжных не явным "врагам народа", как кажется, а только подозреваемым. А подозреваемым в чем угодно, у нас могут назначить кого угодно. Чекисты оправдываются перед возмущенными адвокатами и правозащитниками: дескать, суды присяжных выносят слишком много оправдательных приговоров. Так работать надо лучше, товарищи, укрепляя доказательную базу. А одними самооговорами и признательными показаниями обвиняемых присяжных не убедить.

Но ограничением судопроизводства с участием присяжных декабрьские новации не завершились.

На минувшей неделе в Государственную Думу правительство внесло проект очередных поправок к Уголовному кодексу Российской Федерации, суть которых заключается в более расширительном толковании таких преступлений как "шпионаж" и "государственная измена". Если раньше под "государственной изменой" подразумевались лишь "выдача государственной тайны" и "оказание помощи иностранному государству (организации) в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ", то теперь понятие "государственной измены" становится более широким и приятным для органов госбезопасности, чей профессиональный праздник "день чекиста" (20 декабря 1917 - основание органов ВЧК-КГБ) неотвратим как девальвация отечественного рубля. Во-первых, слово "деятельность" будет заменено расплывчатым словом "деяние", подразумевающим как действие, так и бездействие преступника. Во-вторых, исчезнет слово "внешней" - преступным будет рассматриваться любое деяние, направленное против безопасности РФ вообще, в частности - против конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности.

В перечне "преступных деяний" по части нарушения безопасности РФ, оказываются, например и "консультации иностранных организаций". Допустим, гражданин РФ N дает интервью зарубежной радиостанции и консультирует ее по поводу текущей ситуации в стране - вот вам и состав преступления. В другой ситуации, граждан РФ Х возмущен бессовестными изменениями действующей Конституции РФ 1993 года и организует пикет, собрание, митинг по этому поводу - вот вам сразу и выступление против конституционного строя (Конституция-то изменена Государственной Думой!), и массовые беспорядки. Наконец, нет четкого определения пресловутого понятия "безопасность". Можно ли считать публикацию находящихся на секретном хранении исторических документов семидесятилетней или шестидесятилетней давности "покушением на информационную безопасность" РФ?

Список далее можно продолжать. Главное, чтобы следователь попался: с воображением.

Автор совсем не хочет пугать читателей и не собирается внушать мысль о скорой неизбежности посадок массовых в той далекой стране, где мы все благополучно и пребываем. Но тот факт, что подобного рода законодательные инициативы не способствуют защите частного лица от государственного произвола, сомнений не вызывает.

Вполне возможно, таким нехитрым способом правительство готовится встретить неизбежные социальные последствия, вплоть до массовых уличных волнений, в связи с прогрессирующим экономическим кризисом. Если в июле нефть стоила $140-145 за баррель, то сегодня - $35-40. Доходы бюджета стремительно падают. За октябрь, ноябрь и начало декабря золотовалютные резервы Центрального банка РФ сократились на четверть - более чем на $120 млрд. (есть общие оценки потерь и до $ 160 млрд.) и сегодня составляют чуть более $450 млрд. Сумма внушительная, однако и совокупный внешний долг российских госкомпаний и госкорпораций составляет почти $ 500 млрд. До марта - апреля 2009 года Центральный банк еще сможет поддерживать (в мягком варианте) отечественный рубль, а что будем делать, когда резервы иссякнут? Пока у нас хватает ресурсов, чтобы обещать кредиты Исландии (4 млрд. евро) и Киргизии ($ 2 млрд.), и даже поддержать "дружественную" Беларусь, выдав "батьке" Лукашенко $ 1 млрд. и обещая зимой 2009 дать еще столько же.

А потом?

В создавшейся ситуации останется, вероятно, единственный выход спасения хотя бы какой-то части золотовалютных резервов страны - отпустить рубль в "свободное плавание". Но тогда он может упасть до соотношения: $1=50, а то и 60. Возникнет проблема инфляции, неизбежны и безработица, и социальные протесты (особенно в провинции), которых так ждут коммунисты, жадно ловящие попутный политический ветер. Правда, тогда становятся непонятными действия правительства Путина сейчас, которые сводятся к тому, чтобы и рубль удержать (или очень медленно его отпускать), и не потерять золотовалютные резервы. Однако из двух вариантов все равно придется выбирать какой-то один курс: двух зайцев сразу не поймать.

Даже с такими "воспитательными мерами", за которые ратует "Единая Россия".

Кирилл АЛЕКСАНДРОВ