Статья

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

Мальтус оказался не прав. Вернее прав, но не вполне. Пока еще изменившиеся технологии производства продуктов питания и товаров первой необходимости позволяют удовлетворить - пусть и на очень низком уровне - запросы бесконтрольно увеличивающегося населения Земли.

Конечно, сегодня еще очень много людей живут в нужде в странах третьего мира, да и в России. Долг нашей власти и общества не мешать заработать людям средства на достойную жизнь, или, для тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно, безвозмездно помогать им. Это необходимо: во-первых, потому, что всякое нормальное и устойчивое общество гуманно; во-вторых, вопиющая нужда не должна оскорблять общественной нравственности. Только отмороженные либералы считают, что выживание слабого - его собственная забота. Социал-дарвинизм дискредитировал либерализм и, к сожалению, демократию в глазах большинство населения нашей страны. Но уверен, это - не есть особенность нашей страны. В любом обществе, где мораль еще не окончательно погибла, подобная практика вызвала бы отторжение.

Сознание россиян слишком инерционно: обещали большевики сделать унитазы в общественных туалетах из золота. Вроде и большевиков уже нет, и вот уже не в общественных, а в своих собственных туалетах некоторые наши сограждане с комсомольским прошлым и олигархическим настоящим вот-вот поставят эти самые вожделенные унитазы.

Стоит ли так кичиться своим богатством? Пятикаратник на мизинце нувориша не стоит слезы на морщинистом лице старухи, стоящей с протянутой рукой.

Мы сильно тормозим: в будущем богатство будет олицетворяться не замками и дворцами, не шикарными автомобилями и многочисленными яхтами, а безопасностью, здоровым образом жизни, телесным и душевным комфортом. Уже сейчас состоятельные люди в странах с традиционно демократическим устройством ценят эти простые, но необходимые вещи. Вероятно, и мы придем к этому. Хорошо бы нам пораньше понять, что есть истинные ценности и научиться ограничивать свои запросы.

В то же время, к этим внешним выражениям "крутизны" приучают все население, особенно молодежь. Быть успешным - хорошо. Надо только определить, что есть успех.

И дело не только в моральной необходимости. Хотелось бы осмыслить логические обоснования разумного самоограничения.

Известно, что граждане многих стран третьего мира хотели бы жить так, как в США. Но также известно, что чтобы жить, как в США уже сейчас нужны ресурсы пяти планет, равных Земле. Исследования демографов говорят о том, что по мере улучшения жизни, роста ее уровня рождаемость падает. Особенно в постиндустриальном обществе. Это - отдельный большой пласт проблем. Его отнюдь не следует расценивать только положительно, так как отказ от рождения и воспитания ребенка или нескольких детей связан не с заботой о них, об экологии, будущем человечества и вообще с гуманными соображениями, а только лишь с нарастающим у определенных людей и страт гедонизмом. В то же время активно умножаются не самые здоровые (во всех отношениях) страты общества и народы, зараженные национальным эгоизмом на самом примитивном биологическом уровне. Как бы то ни было, считается вполне вероятным, что к середине нынешнего века население Земли стабилизируется на уровне 10-12 миллиардов человек. Очевидно, что если мы будем и дальше также бездумно и агрессивно использовать природные ресурсы, то нас всех ждет неминуемый кризис. Замечу - даже при выше обозначенном, относительно небольшом количестве людей.

Кроме того, тот уровень потребления, который осуществляется сейчас, технологически очень расточителен. Слишком много полезных составных сырья мы еще не научились использовать, и они теряются при переработке. Более того, загрязняют окружающую среду, так как сами способы переработки природных ресурсов создают огромное количество производственных отходов, которые природа уже не может нейтрализовать, а большинство наций не умеют утилизировать в должной мере. Конечно, по мере роста бытовой и производственной культуры наиболее вопиющие образчики расточительной переработки и пренебрежения экологическими нормами будут преодолены. Однако принципиальным представляется переосмысление самого уровня и качества потребления. Поэтому тоже необходимо, наконец, насытится, и руководствоваться разумным самоограничением в потреблении материальных благ. Это, во-первых, и касается ресурсосбережения и экологии.

Вторым важнейшим аспектом самоограничения является его социальная проекция. В последние 5-6 лет в России наблюдается реальный рост доходов некоторых категорий населения. Однако, распределяются эти доходы крайне неравномерно. В принципе, люди равны только перед Богом и законом. Поскольку они созданы разными, то и возможности у них разные, и тратят они на разное. Неуклонное повышение уровня и качества жизни немногочисленной группы офицеров УКГБ по Ленинградской области, функционеров Санкт-Петербургской мэрии 1991-1996-го и консультантов первых бизнес-структур времён Анатолия Собчака слишком бросается в глаза широким слоям населения и далеко не всегда вызывает у них доброе чувство радости за начальника.

Не секрет, что при советском режиме разница в уровне жизни и доступных благ между советской элитой и всем населением была вопиюща. И не в том даже дело, что советская элита обладала большими благами. Как раз уровень и качество жизни ее представителей был вполне средний для развитых стран. Проблема заключалась в самом быте народа, в его уровне жизни, в доступных ему материальных благах. Замечу, что советская элита жила замкнутой кастой и допуск в эту среду, даже простое знакомство с ней был ограничен, а порой и невозможен для "простых". Конечно, рядовые граждане, особенно начиная с 70-х гг. XX века, догадывались об этой разнице, но она, по крайней мере, не так бросалась в глаза.

Теперь же разница в доходах различных категорий населения (и ее материальное выражение) вполне очевидны. Учитывая, что большинство населения, в том числе состоятельные слои, считают приватизацию 90-х гг. несправедливой, реакция предсказуема. С другой стороны, поскольку число ощутимо и очевидно богатых людей по сравнению с советским периодом выросло, что они слишком откровенно (порой спесиво) демонстрируют свои материальные возможности, реакция масс вполне прогнозируема. Действительно, если мы вспомним пригороды крупнейших мегаполисов, соседство серых деревенских избенок и убогих пятиэтажек с кирпичными замками псевдо-феодального стиля, не трудно понять негодование традиционных обитателей этих мест. Разумеется, власти необходимо окончательно развеять вредные уравнительные иллюзии народа. Обязательно нужно выстроить такую социально-экономическую систему, которая в реальности поднимет уровень жизни самых широких масс населения. Это отчасти нивелирует наиболее вопиющие признаки неравенства. Однако представляется необходимым, чтобы и богатые слои, экономическая и политическая элита научились внешней скромности, разумному и добровольному самоограничению. Как добиться этого? Вот вопрос.

В-третьих, стремление к статусной роскоши и непомерному поглощению благ были бы оправданы, если бы речь шла о реальной необходимости. Но исследования показывают, что подобный уровень и образ жизни отнюдь не способствует здоровью и благополучию представителей элит. Напротив, чрезмерное увлечение материальными благами ведет к многочисленным болезням, к потере здоровья и даже невозможности адекватного исполнения обязанностей и ведения дел. Получается, что погоня за материальными благами становится самоцелью, что возможность подчеркнуть внешнее отличие своего статуса от жизни большинства соотечественников само по себе превращается в удовольствие.

В сути этого явления следует разобраться. Бросим ретроспективный взгляд на начало ХХ века. Еще сто лет назад большинство граждан даже промышленно развитых стран серьезно страдало от недостатка самых востребованных товаров. В трудящихся классах, в том числе среди белых воротничков, приличный костюм передавался по наследству от отца к сыну. Индустриализация и постиндустриализация привели к восполнению количества товаров первой необходимости и даже массовому производству некоторых аксессуаров так называемой красивой жизни. Более того, была предложена некая потребительская идеология, суть которой сводится к нехитрой формуле: потребляя, вы обеспечиваете работой производителей. Таким образом, чем больше вы потребляете, тем большее количество людей вы обеспечиваете работой и, соответственно, средствами к существованию. Следовательно, вы уже не просто удовлетворяете свои потребности, но, даже позволяя себе некоторые материальные излишества, совершаете общественно полезное дело. Здесь, конечно, не учитывается проблема восполнения ресурсов. В том смысле, что идя к началу производительной цепочки мы, так или иначе, констатируем увеличение затрат природных, часто невосполнимых ресурсов. Но допустим, что в определенный период развития необходимо было в первую очередь решать проблему количественного роста материальных благ.

В России ситуация еще сложнее. Весь советский период почти все население было лишено материальных благ, вполне доступных для граждан стран, равных по экономическому и производительному уровню. Причина этого - даже не чья-то злая воля, а перекосы в советской экономике и недостатки жесткого планового хозяйства. При этом отсутствие материальных благ: модных вещей, бытовой техники, автомобилей и т.п. порождали вожделение, стремление заполучить их любым путем. Особенно активизировалась "охота" за материальными свидетельствами "красивой жизни" при ослаблении железного занавеса в 70-80 гг. Вспомним, с одной стороны, бесконечные компании по борьбе с так называемом вещизмом, с другой - стремление совков достать, надыбать и т.п. Огромный сектор теневой экономики СССР ориентировался на перепродажу, транспортировку и подпольное производство дефицитных и востребованных вещей. Доходило до парадокса: в каждом крупном городе существовал черный рынок популярных книг. Книги - в некотором смысле эталон и вершина духовного продукта - превратились в символ сиротливой советской роскоши и повод для кичливой гордости. Итак, в новые постперестроечные времена мы пришли с прежними представлениями о "достойном" образе жизни. Наверно, подобно тому, как необходим период первоначального накопления, который мало эстетичен и совсем неэтичен, в быту, в повседневной жизни во всех ее проявлениях - есть период первоначального насыщения. Вроде бы он завершается. Уже не встретить красных пиджаков и килограммовых золотых цепей на бычьих шеях. Стало модным заниматься спортом и следить за своим здоровьем. Благотворительность, инвестиции в высшую школу, науку и культуру уже не чужды российской бизнес-элите. То есть положительный тренд есть.

И все же потребительский идеал и нуворишское плебейство еще сильны. Учитывая его социальное обоснование - обеспечение производителей работой - они будут довольно долго доминировать. Но давайте продумаем эту ситуацию. Рост потребления был связан с ростом производства, удовлетворяющим растущие количественные потребности. Так или иначе, количественное насыщение произошло и, вероятно, произойдет во всем мире. Цена, которую природа вынуждена платить за этот процесс, нас не устраивает. Это, однако, другой вопрос.

Сейчас самое время отойти от количества потребляемых товаров и услуг и перейти к качеству. Ведь когда мы говорим о прогрессе в социальной сфере, то подразумеваем, прежде всего, качество жизни. Даже самые состоятельные наши сограждане, а затем и все работающее население могут постепенно научиться ценить качество. Разумеется, качественные товары и услуги дороги. Но, зато, они более долгосрочны в употреблении, комфортны, а что касается услуг, то они лучше и эффект от них дольше. Далее, качественные товары и услуги также обеспечивают работой людей, но уже не как придаток к машине или автомату, а как высококлассных специалистов, креативных профи. И кстати, не так хищнически расходуются ресурсы и не так бездумно загрязняется окружающая среда.

Переход от количественных показателей к качественным, не только отразится на нашей жизни - она станет лучше, но и, в конечном счете, поднимет и качество самого основного продукта общества - сознание человека, сделают его более здоровым, нравственным, рациональным.

Наконец, в-четвертых. Наиболее серьезная опасность всякого явления, на мой взгляд, кроется не в негативных экономических последствиях, а в социальных, в том числе, в идейных и духовных. Общество потребления на низшем уровне заполняет досуг между биг-маком и колой масс-культурой, попсой, погоней за дешевыми удовольствиями. На экономически более высоких уровнях запросы выше, но, по сути - те же. Поэтому, если рассуждать в этой плоскости, то самоограничение особенно необходимо. Ограничивая себя в потреблении материальных благ, следует делать больший упор на приобретение духовных благ. Интересное наблюдение; чем больше мы имеем в материальном плане, тем больше мы хотим иметь. Ровно тоже касается и духовных приобретений. Однако приобретательство в материальном плане пробуждает в нас не лучшие чувства. В гипертрофированном виде - это зависть, алчность и т.п. Рост же духовных богатств - научные познания, философские размышления, тем более, сосредоточенная и вдумчивая молитва очищают нас, поднимают наш культурный и духовный уровень. Очевидно, что в этом случае мы откажемся от "жвачки" масс-культуры и, став своеобразными интеллектуальными гурманами, научимся потреблять качественный духовный продукт.

Между прочим, духовная и культурная высота всегда были отличительными чертами русской, шире - российской интеллектуальной элиты, и по большому счету все те достижения, которыми мы, бесспорно, гордимся, и за которые нашу культуру искренне ценят, есть плод трудов этих людей.

В силу ряда обстоятельств, в основном политического характера, всеобщая гламуризация жизни и внешних проявлений жизнедеятельности общественного организма - одна из очевидных задач власти. На этот гламурненький идеал и соответствующее бытие работает вся пропагандистская машина государства, в том числе интеллигенция и, в первую очередь, творческая в ее советско-российской холуяжной ипостаси.

И в этом случае более чем в иных сферах проявляются сиюминутность и паразитизм, ментальный и практический отрыв от реальных интересов страны нашей власти и наших элит.

Разумеется, аскетизм в быту и мирской жизни невозможны и также, разумеется, принцип самоограничения не может быть навязан сверху. Если появятся новые власти и элиты (а иначе страна не выживет, даже при дальнейшем росте мировых цен на энергоносители) и если они признают самоограничение полезным для общества, необходимо, прежде всего, принять этот принцип для себя, своим примером делая его популярным. При этом нужна кропотливая, вдумчивая, повседневная работа по его утверждению в общественном сознании.

Во всяком случае, пропаганда достойной скромности и разумного самоограничения не должна быть очередной кампанией, не может быть грубой и насильственной, но скорее увещевательной, апеллирующей к разуму и лучшим чувствам людей. В процесс продвижения этого образа жизни должны быть вовлечены и СМИ, и создатели теле и кино фильмов и даже рекламных роликов. Нужно не избегать дискуссии по этим вопросам в прессе, но, наоборот, поддерживать ее, вовлекая все большее количество интеллектуалов, людей высокой нравственности, служителей конфессий и т.п.

В завершении хочу обратиться к еще одному немаловажному аспекту. Российская культура, духовные поиски русских людей весьма ценны всему человечеству. Если нам удастся освободиться от морока количественного потребления, низкого гедонизма и дешевого консюмеризма, ориентироваться на качество и развивать общество на высоких духовных принципах, в том числе, на принципы добровольного и разумного самоограничения, то, возможно, российская нация принесет и некоторую пользу всему человечеству. Наконец, не насильственно навязывая свою "правду", а положительным результатом. Духовные предпосылки этому есть, поскольку в корне всех глобальных культур и мировых религий присутствуют те же принципы разумного и добровольного самоограничения. В нашей традиции это выражено лапидарно и точно: "Христианину все позволено, но не все полезно".

Председатель СПб группы НТС Георг ГАБРИЕЛЯН