Статья

СЭСТРА, ИМЬЯ!

Нас всё время пытаются с кем-то как-то объединить. Вникаешь в суть вопроса – и сразу теряешься. Потому что сейчас наше единство возможно только в маразме. Иначе какое единение бывает у порядочных людей с цветковцами или стариковцами? Можно упомянуть ещё «царскокрестовцев», которые фильма Алексея Учителя «Матильда» ещё не видели, но уже осуждают и пишут гневные письма экс-прокурорше Наташе. Или губернатора Полтавченко, списывающего проблемы управляемого им города на мобилизационные условия (кем и для чего, кстати, созданные?) всей страны.

Что у нормального человека может быть общего с начальником знаменитой сегежской зоны Коссиевым? Сейчас же с пушком на всё рыло судорожно забился под шконку и обставился шестёрками. Вполне предсказуемое и симптоматичное поведение. Как говорится, его пример – другим наука.

Вот с Ильдаром Дадиным мы едины. Но праздники для этого нам не нужны.

Однако не будем о грустном. Поговорим лучше о забавном. Похоже, единаторы (единцы, единенцы?) нашли новый способ воплотить свои фантазии в реальность. И имя им – наши с вами имена.

С какого резона вдруг возникла такая дискуссия, да ещё в такое время – о том история умалчивает. Общий контекст: страна должна развиваться в духе традиций. Каких именно? Снова молчание. Даже спикер СовФеда Валентина Матвиенко, сказав, что российские законы должны соответствовать этому самому духу, тему развивать не стала. Потому что ей можно было кивнуть на «Домострой»: сидение милых дам в светёлках теремов и шитьё гладью. Желательно – при лучине. Может, Валентине Ивановне там самое и место.

Вообще-то говоря эти охранители традиций с самими традициями мало знакомы. Образования не хватает. Знают одну: «Целование начальника в Опу – это истинная суть евразийства» (Д.Быков) – им и достаточно.

Как обычно, сразу пошли разговоры: «А вот у них…» В Дании есть утверждённый список из 7 тысяч имен, за который – ни ногой. В Исландии для получения необычного имени нужно пройти кучу инстанций. Вроде та же тенденция наблюдается в Новой Зеландии, где ребёнка хотели назвать Крытая Автобусная Остановка Номер 16.

Так или иначе, тема получила резонанс. Сразу стали всплывать повороты сюжета. Скажем, уже давняя история про ребенка, которому родители хотели дать имя БОЧ РВФ 260602, которое означает Биологический Объект Человека Рода Ворониных-Фроловых, Родившийся 26 июня 2002 года. Им отказали. Кстати, незаконно.

Человеческое имя – это вообще субстанция скорее метафизическая. И родители должны сто раз подумать, прежде чем один раз дать. У каждого – своя история. Перечислять их можно до бесконечности. Скажем, Борис Гребенщиков собирался назвать своего сына Гвидоном. Друзья едва отговорили. «Представь, как ему придется в школе!» Да и Антонов сейчас стало зримо меньше. Зато не убывает число Русланов.

В целом набор более чем богат. В сети бродят целые списки:
мальчикам дают имена Дмитрий-Аметист, Матвей-Радуга, Николай-Никита-Нил, Граф, Дар, Иван-Коловрат, Меркурий, Кантогор-Егор, Март, Христамрирадос, Князь, Принц, Космос, Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, Ярослав-Лютобор, Илья Богодар, Каспер Ненаглядный, Архип-Урал, Еремей Покровитель, Кит, Лука-Счастье, Саммерсет Оушен, Мононо Никита, Огнеслав, Будда-Александр, Господин, Мир;
девочкам - Услада, Полина-Полина, Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса Даниэлла, Росияна, Россия, Заря-Заряница, Луна, Ляля, Ангел Мария, Луналика, Принцесса Анжелина, Алеша-Каприна, Океана, Радость, Алена-Цветочек, Дельфина, Лиса, Радостина, София-Солнышко –
и никому это вроде особо не мешает.

Так нужно ли наводить в этом вопросе порядок? А если кому-то нужно, то – как?

При этом сразу отметим: нет смысла обсуждать мам и пап, которые возжелали назвать своего сына, скажем, Гитлером. Хотя вот Адольфом-то – можно. Только представьте, если его папу зовут Алоиз… А что? Это имя вполне популярно у русских немцев. Но ткань эта тонка, потому возьмемся за главные узлы.

Всем памятен диалог вокруг Родиона-Рудольфа из кинофильма «Москва слезам не верит». Сейчас вот взялись за древнеславянские имена. Скажем, стали называть сыновей Добрынями. Нет слов, красивое имя, доброе. Но как быть с давними обычаями?

Для примера возьмем «Алфавит имен всех святых, празднуемых Православной Восточной Церковью». Это не мы придумали, так написано во Всеобщем календаре на 1901 год, изданном в Санкт-Петербурге в 1900 году П. П. Сойкиным и напечатанном в типографии на Стремянной, 12. Там вообще много чего интересного, но мы упрёмся в вышеуказанный список (в просторечии – святцы). Чего там только нет! Как вам имя Вакх? Или Ясон? Про Хуздазата или Фусика вообще умолчим. Зато была такая святая – Клеопатра. Не та, что и с Цезарем, и с Антонием, другая. Кстати, женских имен в святцах на несколько порядков меньше, чем мужских, но зато почти все они – рабочие. За исключением, пожалуй, Снандулии и Голиндухи. Вот это была бы для девочек засада. Кстати, оба имени имеют персидские корни. С Ираном сейчас задружились. Так что стоит ожидать поветрия.

Итак, мы имеем рекомендованный список православных имен. Однако любой церкви и ее служителям нельзя отказать в известной мудрости. Помните эпизод из минисериала «Бригада» с отпеванием погибших друзей Саши Белого. «Как его звали? – Космос. – Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего Козьмы…. Вроде так. Вполне достойный выход.

Разобравшись так или иначе с именами православными, посмотрим на мусульманские. Они несут прямую смысловую нагрузку. Что пишется, то и слышится. Агиль – мудрый, Адиль – честный, Адель – праведник, Азам – черный. Азер – вовсе не уничижительная кличка, а – пламя, огонь, жар. Дальше ещё круче. Вазир – министр, Мири – начальник, Забит – не состояние, а тот, кто приказывает. Ильдар – хозяин, Мурад – учитель. И так далее.

Ещё сложнее с таким именем, как Иса. Потому что это – Иисус. Впрочем, Муса, Идрис – имена из того же ряда пророков, почитаемых в исламе.

Закавыка выходит с именем Мухтар. Для мусульман оно означает – избранный. Для миллионов телезрителей – кличку верного милицейского пса. Вообще-то получается оскорбительно и даже в чем-то разжигательно. Но суды молчат. Пока.

А теперь представим картину. Приходят в ЗАГС счастливые папаша с мамашей и просят назвать своего ребенка Иисусом. Или – Министром, Начальником, Хозяином. ЗАГСовская тетка в шоке и трепете: «Как можно?!»

А почему, собственно, нет? В некоторых регионах вообще принято давать детям имена вполне ветхозаветные. Скажем, в петербургском «Зените» до недавнего времени играл отличный защитник Эсекьель Гарай. По-нашему – Иезекииль, один из четырёх великих пророков Ветхого Завета. И теперь представим, что у него в России родился бы сын и он захотел бы назвать его, скажем, Иисусом. В ибероязычных странах назвать мальчика Хесус – обычное дело. А ещё в тех краях есть люди по имени Ельцин.

С нашими попытками исправить неисправимое порой вообще смешно. Скажем, на недавней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро серебряную медаль взял российский боксёр курдско-езидского происхождения Миша Алоян. Так назвали родители, что тут поделаешь? «Я по пачпорту Марк Юльевич Мовзон…» Но наши телеумники сразу стали называть его Михаилом. И вроде даже не извинились. А могли бы знать, что в стране Рудиков, Гамлетов и Фрунзе почему не может быть и Миши. Просто Миши.

Не будем также забывать, что имя, проставленное в паспорте, вообще-то – дело десятое. Важно, как человека зовут близкие. Все эти уменьшительно-ласкательные имена и прозвища весят гораздо больше, чем официальная запись. А ещё есть традиция, когда человек, получив имя, которое ему не нравится, просит, чтобы его называли по-другому. Так что обладателям имен вроде Крытая Автобусная Остановка Номер 16 не стоит особо волноваться. Всё рассосётся.

Можно еще коснуться темы имен, которые давались малюткам в советские 1920–1930-е. Но, думается, что до этого мы ещё не дошли. Хотя как вам, к примеру – Влавлапутпобпин? Владимир Владимирович Путин – победитель пиндосов!

Напоследок небольшая цитата из повести Джозефа Конрада «Тайфун». Прочтём и поймём, какой ерундой занимаются отечественные «интеллектуалы».

«Мистер Раут также писал письма, только никто на борту не знал, каким многословным он мог быть с пером в руках, ибо у старшего механика хватало смекалки запирать свой письменный стол. Жена наслаждалась его слогом. Были они бездетны, и миссис Раут, крупная веселая сорокалетняя женщина с пышным бюстом, проживала в маленьком коттедже близ Теддингтона вместе с беззубой и почтенной матерью мистера Раута. С загоревшимися глазами она пробегала свою корреспонденцию за завтраком, а интересные места радостно выкрикивала во весь голос, чтобы ее услышала глухая старуха. Вступлением к каждой выдержке служил предупреждающий крик: «Соломон говорит!» Она имела обыкновение выпаливать изречения Соломона также и чужим людям, приводя их в изумление незнакомым текстом и шутливым тоном этих цитат. Однажды в коттедж явился с визитом новый викарий. Миссис Раут улучила минутку сообщить ему: «Как говорит Соломон: «Механики, отправляясь в море, созерцают чудеса морской жизни...», но, заметив изменившееся лицо гостя, остановилась и вытаращила глаза. «Соломон... О!.. Миссис Раут, - заикаясь, выговорил молодой человек и сильно покраснел, - должен сказать, я не...». «Это мой муж!», - закричала она и откинулась на спинку стула. Поняв, в чем соль, она неудержимо захохотала, прикрыв глаза носовым платком, а викарий силился выдавить улыбку. В жизнерадостных женщинах он ничего не понимал и теперь был глубоко убежден, что видит перед собой безнадежно помешанную.

Впоследствии они очень подружились: узнав, что она не хотела быть непочтительной, он стал считать ее весьма достойной особой, а со временем научился стойко выслушивать мудрые изречения Соломона. «Для меня, - так цитировала она своего Соломона, - куда лучше, когда шкипер скучнейший болван, а не плут. С дураком можно иметь дело, а плут проворен и увертлив».

Олег АРКАТАЕВ