Статья

РОК ОДИННАДЦАТИЛЕТНИХ

Киндер-рок на оренбургских просторах возник благодаря усилиям молодого продюсера Алексея Белова. Как рассказывает сам Алекс, однажды ему довелось побывать на концерте патриотической песни "Факел надежды". В исполнении самых юных музыкантов прозвучали песни о войне. Что в них поразило Алекса остаётся загадкой, но именно после "Факела надежды" Белов загорелся идеей создать в родном городе детский рок-клуб. Работая с уже состоявшимися коллективами, Алекс параллельно сочинял песни для детского проекта. Песни пока что шли "в стол": перспектив для детского коллектива Белов не видел, главным образом, потому что не мог подобрать кадры для своего ещё не рождённого детища. О встрече с будущей звездой киндер-рока Иваном Яковлевым, Алекс рассказывает так:

"Всё началось с того, что я принёс моему другу диск с альтернативным роком. Другу этому двадцать два года, а у него есть младший брат. Он ходил в школу, учился средненько, ненавидел отличников и был любимчиком почти у всех девчонок и взрослых, кроме учителей. Как-то этот диск попал в руки Вани. А дальше всё - случай. Я сидел дома, на гитаре играл. Зашли друг с братом. Я Ваню поначалу не заметил, часто ли мы замечаем детей? Ну, подумаешь, мальчишка как мальчишка. А потом вдруг увидел, как он смотрит на гитару, как слушает песни. Здесь две ситуации: либо ребёнок слышит первый раз живую музыку, либо он безумно влюблён в музыку. Я с ним познакомился. Сказал, что если ему нравится гитара, то пусть ещё приходит и слушает, а ещё лучше - пусть приходит ко мне на работу, где я его научу играть на гитаре. И он пришёл".

В короткие сроки Алексу Белову удалось собрать группу с Иваном Яковлевым во главе и начать репетиции. Солист получил сценический псевдоним - Ван Хаос. Наработки Белова так и остались лежать на полке: ребята принялись самостоятельно сочинять песни. Уже через несколько месяцев были готовы первые композиции: в 2007 году группа начала покорять оренбургские клубы. Очень скоро "Климбатику" - так назвали группу - пригласили в Москву сняться в телевизионной передаче "Дети - наше всё". Но подлинное признание группа получила во всемирной паутине: треки скачивались гигабайтами, молоденькие поклонницы заваливали письмами почтовые ящики группы. Казалось, что ещё чуть-чуть и ребята станут известными на всю страну:

Но в один прекрасный момент к полной неожиданности Белова Ван Хаос исчез из Оренбурга. Продюсеру удалось узнать, что московский поклонник "Климбатики" предложил семье мальчика материальную поддержку и жильё где-то в столице. Белова спасла студия "Киндер-рок", на которой записывались песни "Климбатики". Студия успела снискать известность: дети сами приходили в студию с желанием петь, играть и сниматься в клипах.

Сейчас "Киндер-рок" - это целая сеть, имеющая свои филиалы в нескольких городах России. В клубах "Киндер-рока" дети знакомятся с рок-культурой. Для руководителей клуба рок - это прежде всего музыка протеста. Протест выражается через музыку, аранжировки и тексты.

Зачем этот протест нужен детям?

Современные дети сталкиваются с целым рядом проблем в школьной или личной жизни. Взрослые обычно закрывают на эти проблемы глаза. Творчество помогает ребёнку найти гармонию внутри себя. Песня, написанная об "учителях-подонках", конечно же, не характеризует ребёнка как отъявленного хулигана или индивидуума с неуравновешенной психикой. Текст мог быть написан им в состоянии аффекта, когда у него были проблемы в школе. Сочиняя песню или играя её перед сверстниками или залом, ребёнок изливает всю негативную энергию. А взрослым даётся ещё одна возможность задуматься над проблемой маленького человека.

Помимо "рокотерапии" присутствует и обучающий момент: дети начинают "вникать" в текст рок-песни, интерпретировать его. Они внутренне переживают текст, находят связи между его составляющими. По сути, они получают то, чего им не хватает на уроках литературы. Белов приводит пример простенького текста:

Мы Дети Пустыни,
И как наше имя?
Мы сами его уж давно позабыли.
Мы дети Пустыни,
Страна вымрет снова
В две тысячи лет от Распятья Христова:

"Много мыслей? Ну, для начала хотя бы простой наводящий вопрос: двух тысячный год от распятья Христа - это какой год? Вот, дети уже начинаем думать, а тут ещё и "дети пустыни". У детей такая мозговая атака происходит почти с каждой песней, потому что они должны знать, о чём поют", - объясняет Белов.

Кому-то такой текст может показаться лишённым художественной составляющей, а метод Белова - профанацией. Но надо учитывать, что дети нередко негативно воспринимают то, чему их учат на уроках гуманитарного цикла. Преподавание литературы сводится к морализаторству, классики на глазах бронзовеют: между ребёнком и литературой вырастает бетонная стена. А такой текст может восприниматься им как откровение, имеющее отношение к теперешнему моменту. Начав с рока, он, возможно, переключится и на высокую литературу.

По мнению Белова, рок - это последняя форма ушедшей классики, продолжение Чайковского и Моцарта. Только рок смог сохранить мелодию как первооснову европейской музыки. "Давайте вспомним другие основные направления музыки? Рэп, поп и электронную музыку. Где там музыка? Где там мелодии? Что-то более-менее похожее на музыку есть у продвинутых композиторов электронной музыки. Там богатые мелодии на синтезаторах и эффектах. Рэп - это речитатив, не более; поп - три ноты и те сорок раз в песне", - говорит музыкант.

Концерты и выступления поднимают самооценку, что очень важно в подростковый период: творчество помогает детям найти место в коллективе сверстников и в какой-то мере защищает их от влияния улицы.

В музыке, которую делают дети, ценны, прежде всего, неподдельные эмоции, искренность переживания. То, что называется аутентичностью. Однако музыка "Климбатики" скорее напоминает талантливое подражание "высоким" образцам. За ней очень сложно уловить ребёнка, возможно, это следствие того, что одним из важнейших когнитивных инструментов в этом возрасте является копирование готовых образцов. Но дети зачастую вкладывают в готовые образцы свой смысл. С вопроса о балансе между творчеством и обучением я начал разговор с Алексеем Беловым.

- Сколько в музыке твоего проекта копирования и сколько детского творчества как такового?

- Они не копируют какие-либо образцы. Они поют. Я задаю в основном эмоции. Объясняю, где страх надо показать, где восхищение. А это уж они сами выясняют, как им удобнее страх показать или эмоции. Творим мы все. Мы рождаем идеи. Просто они не могут эти идеи пока облекать в музыкально-словесную форму. Опыта не хватает. Тут я на помощь прихожу. Я пишу слова всем ансамблям. С музыкой проще. Там меньше правил: дети сами рождают красивые созвучия.

- Какие эмоции испытывают дети?

- Удовлетворение. Стремление к б?льшему. Происходят даже драки за песни. Потому что новую песню хотят спеть все. Эмоции к музыке только позитивные. Любая неудача заставляет их злиться и играть, играть, играть. У их необузданной энергии есть вектор, направленный на убийство! Убийство таки той или иной мелодии, которая им не поддавалась, вот они обуздали её - и теперь короли. И так с каждой новой песней.

- Кто приходит к тебе в студию?

- Солистка одного ансамбля из семьи аристократов. Есть ребята, у которых неполные семьи или даже хуже... Вообще, ребята разные. Каждому по характеру воздастся, так у меня в студии. Какие есть, то петь и будут. Но чаще всего это обычные дети, которые любят шкодить, шалить, беситься.

- Что есть творчество в твоём понимании?

- У каждого человека есть свои мысли, своя философия. Большинство людей бродят по этому миру, живя не во внешней, а в своей внутренней вселенной. Поэтому каждый человек является отдельным миром. И когда свои мысли о мире человек перекладывает на бумагу, это и называется творчеством.

- Если рок - музыка протеста, то должен ли рок быть политизирован?

- Тут меня не устроило слово "должен". Дело в том, что рок в реальности никому ничего не должен. Вообще, у нас и рэп музыка протеста, но эти протесты разные. Раз уж на то пошло, то обычно, когда что-то надоедает, то садишься и пишешь про это песню. Вот это и есть протест рока. Поэтому, я бы тут сказал, что рок "может" быть политизирован, но без политизации можно обойтись.

- Многие музыканты для вдохновения употребляют алкоголь и наркотические вещества. Как ты относишься к подобного рода поступкам?

- Крайне отрицательно. Я не пью и не курю, всегда ношу костюмы с галстуками. Я вежлив, пунктуален и тактичен. На сцену можно выйти хоть в костюме Адама, но не нужно путать сценический образ с реальной жизнью.

- Ты занимаешься детским творчеством, как ты представляешь дальнейшую судьбу твоих подопечных, когда они вырастут?

- Я занимаюсь не только детским творчеством, я ещё занимаюсь и взрослой музыкой, и писательской сферой и сферой компьютерных игр. В период с 12 до 20 лет в жизни меняется очень многое. Возможно, мои ребята вырастут сантехниками, возможно, учёными, возможно, музыкантами. Бросать я их не собираюсь. Кто же их в музыке растил?

- Чем кроме музыки занимаются ребята в свободное время? Какие у них есть хобби и интересы?

- Гуляют они. В занятиях рок-клуба, понятно, указано время посещений. По идее, час в день достаточно, но ты попробуй это им объясни! Те, кто во вторую смену учатся, утром пока проснуться, пока поедят - сразу в школу. Школа оканчивается в 18.00. Сразу ко мне. У меня два часа. А потом домой уже - уроки учить. А те, кто в первую смену, так в 14.00 приходят и всё. И на весь день. Я сам практически забыл о личной жизни. В 11.00 просыпаюсь от звонка ребёнка, который вытаскивает меня в клуб заниматься. Ухожу уже в 20.30-21.00. Всё свожу песни или занимаюсь доработкой. В Оренбурге нет ни одного рок-клуба, даже взрослого. А детский рок-клуб сложно держать, тем более что помощи ждать неоткуда. Ко мне сейчас начинают дети собираться с разных частей города. Я просто помираю от усталости.

- Каково твоё отношение к коммерции в шоу-бизнесе?

- Никакое. Знаю только, что когда ты зарабатываешь деньги на своём творчестве - это нормально. Надо же на что-то существовать, если творчество - это твоя работа.

- Нет ли желания попробовать сделать что-нибудь в стиле поп?

- Ни в коем случае!

- Есть ли у тебя кумиры? Если да, то кто?

- В музыке слушаю всё подряд. Хотя в далёком детстве начинал с двух групп - "Scooter" и "Агата Кристи". Из литературы люблю Стивена Кинга, из отечественного - Булгакова, из современников чуть-чуть нравится Лукьяненко. Художники любимые - Здислав Бексинский и всё. Из фильмов - "Искусственный Интеллект", "Silent Hill", из русского - "Дозоры", ночной и дневной. Ну и компьютерные игры: "Silent Hill", "Мафия".

А здесь можно посмотреть фото и послушать песни группы Климбатика.

Дмитрий ЛЕОНОВ